Автор: Погодина Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУСОШ 7 ДП 3
Населённый пункт: Новгородская область г . Боровичи
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников
средствами изобразительного искусства.
Воспитатель: Погодина Е.В.
Современный
этап
общественного
развития
России
требует
соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без
дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие
личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Особую
актуальность
проблема
нравственного
возрождения
подрастающего поколения приобретает в сфере патриотического воспитания
детей.
Поскольку отсутствие патриотизма губительно для современного
общества, поскольку – таким образом, воспитывается поколение людей без
собственной истории, с фактически полным отсутствием духовности, то есть
молодежи лишенных важнейших качеств нравственности.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед российским
государством и обществом в настоящий период времени, является его
духовное, а также патриотическое возрождение, которое невозможно
осуществить, не изучая с самых ранних периодов культурно-исторического
опыта народа, создаваемого столетиями и закрепленного в произведениях
художественного творчества, а также народного изобразительного искусства.
Формирование
целостных
представлений
об
истоках
и
традициях
патриотизма в организациях дошкольного образования вполне возможно
осуществлять и на занятиях художественного творчества.
Занятия по изобразительному творчеству способствуют полноценному
и
разностороннему
развитию
личности
дошкольников,
на
них
дети
дошкольного возраста имеют возможность в полной мере проявить
собственные творческие способности, постепенно расширяя имеющиеся у
них познания в сфере художественного творчества, истории Родины.
Например, К.Д. Ушинский, характеризуя принцип народности в
воспитании, особо подчеркивал значимость воспитания у детей любви к
Родине, осознания ими значимости собственного Отечества, ответственности
за собственное государство. Данный педагог утверждал, что люди не могут
существовать без принятия собственного Отечества, его любви и именно эти
чувства
дают
воспитанию
возможность
полноценного
формирования
нравственности личности детей уже в дошкольном возрасте.
В
основных
образовательных
стандартах
сферы
дошкольного
образования, в частности: в действующих нормах Закона «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Федеральном
государственном
стандарте
дошкольного
образования
и
прочих
регламентирующих
положениях
отмечено, что область дошкольного образования должна быть основана на
принципах интеграции сфер обучения, обеспечивающих всестороннее и
также полноценное развитие всех основных качеств личности дошкольников,
их гармоничную социализацию
и социальную адаптацию. Гармоничное
включение личности дошкольников в жизнедеятельность современного
российского общества обусловлено, в числе всего прочего и уровнем
развития
их
духовно-нравственной
сферы,
которая
основана
на
общепринятых эстетических ценностях (об этом особо указывали такие
авторы как: Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.).
Именно по этой причине, подавляющее большинство всех современных
программ дошкольных образовательных организаций, с целью реализации
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования
ориентированы
на
организацию
совместных
видов
деятельности
как
дошкольников, так и взрослых. И прежде всего, тех видов деятельности,
которые
способствуют
развитию
творчества,
воображения,
образно-
наглядного мышления, а также как личностного, так и художественно-
эстетического развития всех дошкольников. К подобным видам деятельности
относятся в том числе изобразительная деятельность дошкольников.
Дошкольный
возраст
наиболее
благоприятен
для
воспитания
патриотизма.
Именно
проектные
художественно-творческие
виды
деятельности
оказываются
самыми
востребованными
для
воспитания
патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных
образовательных организациях. В последующие периоды личностного
развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности
для
их
индивидуального
развития.
Более
того,
игнорирование
или
применение
исключительно
формальных
подходов
к
воспитанию
патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной
деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически
невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие
периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе
средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной
задачей дошкольного воспитания.
Таким образом патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности,
а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их
определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства
величия
и
красоты
окружающего
мира
–
Родины
посредством
изобразительного искусства».
Список литературы:
1.
Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное
воспитание», 2001, №2.
2.
Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского
развития. М., 2001.
3.
Ковалева
Г.А.
Воспитывая
маленького
гражданина…:
Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
4.
Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.
М., 2000.
5.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста. М., 2004.
6.
Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и
загадках. М., 2001.
7.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском
саду. М., 2003.
8.
Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А.
Нравственное развитие личности. Самара, 2002.