Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.


Автор: Погодина Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУСОШ 7 ДП 3
Населённый пункт: Новгородская область г . Боровичи
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников

средствами изобразительного искусства.

Воспитатель: Погодина Е.В.

Современный

этап

общественного

развития

России

требует

соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без

дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие

личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном

стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Особую

актуальность

проблема

нравственного

возрождения

подрастающего поколения приобретает в сфере патриотического воспитания

детей.

Поскольку отсутствие патриотизма губительно для современного

общества, поскольку – таким образом, воспитывается поколение людей без

собственной истории, с фактически полным отсутствием духовности, то есть

молодежи лишенных важнейших качеств нравственности.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед российским

государством и обществом в настоящий период времени, является его

духовное, а также патриотическое возрождение, которое невозможно

осуществить, не изучая с самых ранних периодов культурно-исторического

опыта народа, создаваемого столетиями и закрепленного в произведениях

художественного творчества, а также народного изобразительного искусства.

Формирование

целостных

представлений

об

истоках

и

традициях

патриотизма в организациях дошкольного образования вполне возможно

осуществлять и на занятиях художественного творчества.

Занятия по изобразительному творчеству способствуют полноценному

и

разностороннему

развитию

личности

дошкольников,

на

них

дети

дошкольного возраста имеют возможность в полной мере проявить

собственные творческие способности, постепенно расширяя имеющиеся у

них познания в сфере художественного творчества, истории Родины.

Например, К.Д. Ушинский, характеризуя принцип народности в

воспитании, особо подчеркивал значимость воспитания у детей любви к

Родине, осознания ими значимости собственного Отечества, ответственности

за собственное государство. Данный педагог утверждал, что люди не могут

существовать без принятия собственного Отечества, его любви и именно эти

чувства

дают

воспитанию

возможность

полноценного

формирования

нравственности личности детей уже в дошкольном возрасте.

В

основных

образовательных

стандартах

сферы

дошкольного

образования, в частности: в действующих нормах Закона «Об образовании в

Российской

Федерации»,

Федеральном

государственном

стандарте

дошкольного

образования

и

прочих

регламентирующих

положениях

отмечено, что область дошкольного образования должна быть основана на

принципах интеграции сфер обучения, обеспечивающих всестороннее и

также полноценное развитие всех основных качеств личности дошкольников,

их гармоничную социализацию

и социальную адаптацию. Гармоничное

включение личности дошкольников в жизнедеятельность современного

российского общества обусловлено, в числе всего прочего и уровнем

развития

их

духовно-нравственной

сферы,

которая

основана

на

общепринятых эстетических ценностях (об этом особо указывали такие

авторы как: Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.).

Именно по этой причине, подавляющее большинство всех современных

программ дошкольных образовательных организаций, с целью реализации

Федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования

ориентированы

на

организацию

совместных

видов

деятельности

как

дошкольников, так и взрослых. И прежде всего, тех видов деятельности,

которые

способствуют

развитию

творчества,

воображения,

образно-

наглядного мышления, а также как личностного, так и художественно-

эстетического развития всех дошкольников. К подобным видам деятельности

относятся в том числе изобразительная деятельность дошкольников.

Дошкольный

возраст

наиболее

благоприятен

для

воспитания

патриотизма.

Именно

проектные

художественно-творческие

виды

деятельности

оказываются

самыми

востребованными

для

воспитания

патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных

образовательных организациях. В последующие периоды личностного

развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности

для

их

индивидуального

развития.

Более

того,

игнорирование

или

применение

исключительно

формальных

подходов

к

воспитанию

патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной

деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически

невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие

периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе

средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной

задачей дошкольного воспитания.

Таким образом патриотическое воспитание дошкольников средствами

изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности,

а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их

определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства

величия

и

красоты

окружающего

мира

Родины

посредством

изобразительного искусства».

Список литературы:

1.

Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное

воспитание», 2001, №2.

2.

Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского

развития. М., 2001.

3.

Ковалева

Г.А.

Воспитывая

маленького

гражданина…:

Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.

4.

Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.

М., 2000.

5.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста. М., 2004.

6.

Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и

загадках. М., 2001.

7.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском

саду. М., 2003.

8.

Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А.

Нравственное развитие личности. Самара, 2002.



В раздел образования