Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
Должность: Учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новобачатская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс , Беловский район ,с Новобачаты
Наименование материала: Способы исследовательской деятельности на уроках литературы
Тема: Способы исследовательской деятельности на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
К этой работе я обратилась осознанно. Дело в том, что рядом с нами живёт
огромная богатая традициями телеутская национальная группа. Издревле
этот уникальный народ хранил
в огромных сундуках свои богатства.
Телеутская девушка, собираясь замуж, должна была принести в дом мужа
приданое, и чем богаче телеутка, тем больше платьев из дорогих тканей
имелось у невесты. Проходят годы, забываются традиции малых народов, а
это недопустимо. Поэтому я решила изучить тонкости ремесла - создания
национального костюма, т.к. в будущем я буду историком и, возможно этот
опыт станет основой для моих будущих открытий.
Актуальность данной работы состоит в том, что телеутские костюмы в
настоящее время хранятся только в музеях, в частности в городе Кемерово в
фонде
музея
Кемеровского
Государственного
университета
хранится
телеутское платье кунёк, выполненное из полушерстяной ткани с крупным
цветочным орнаментом. Да ещё в сундуках современных бабушек таятся их
несметные богатства, так чтобы достояние телеутского народа стало
общедоступным, хотя бы в рамках нашей школы, я
вместе с моими
помощниками организовала несколько мероприятий, цель которых не только
изучение истории женского костюма, но и обращение внимания
на
уникальные оформительские элементы. Меня заинтересовала технология
изготовления этого платья, и к моему великому удивлению, изготовить
данный предмет старины оказывается достаточно сложно, больше всего
удивляет история возникновения пуговицы. Теперь я точно знаю, что купить
в обычном супермаркете уникальную пуговицу которую издревле пришивали
к телеутским нарядом абсолютно невозможно, чтобы изучить технологию
данного ремесла я обратилась к бабушкам, живущим в нашей деревне, в
частности к Пахомовой Валентине Григорьевне, которая рассказала о том,
как в её семье и семьях других телеутов бережно хранили как великое
богатство
старинные
пуговицы.
Искусство
мастерства
кроется
не
в
дороговизне, а в тонкости изготовления этих мельчайших деталей. у
Валентины Григорьевны бережно хранятся и сами пуговицы, и фотографии
многочисленных родственников в национальных костюмах,
на которых
можно увидеть разнообразные пуговицы, но труд затраченный мастером на
изготовление этого элемента декора ни с чем несоизмерим. Технология
включала следующие этапы: нужно было взять медную монету очень тонко
расплющить и уже из такой тонкой металлической основы готовилась
круглая основа для пуговиц, которая должна была также содержать
отверстие для пришивания. этим ремеслом занимались настоящие мастера,
изготовить пуговицу была неимоверно сложно и процесс заключался не
столько в приобретении медных монет, сколько в умении работая с этой
монетой,
изготовить
круглую
заготовку
Так
представители
этой
национальности по крупицам собирают и хранят историю своего рода. Хочу
подчеркнуть,
что значение моей работы ещё и в том, что телеутов
становится всё меньше и наша обязанность сохранить истоки древней
культуры и древнего ремесла.
Приступая к работе, я изучила несколько теоретических источников, как
оказалось в нашем школьном музее хранится несколько книг, в которых есть
данные об истории изготовления древнего телеуцкого женского костюма,
Кроме того, я обращалась к работам и статьям, хранящихся в архивах
Кемеровского государственного университета. В работе мне помогали
новейшие издания, вышедшие в Кемеровской области и посвящённые
традициям одного из коренных народов Сибири - телеутов. Автор этой книги
доктор исторических наук, заведующий кафедрой этнологии исторического
факультета, член Российской академии наук Дмитрий Функ. Кроме того, мне
помогло издание Кемеровской областной научной библиотеки имени
Фёдорова документальный сборник под названием «Исторические судьбы
телеутов» это целое учебное пособие, посвящено историческим судьбам
потомков средневековых телеутов. Это современные бачатские и кузнецкие
телеуты Автор другого документа,
Камиев Валерий Макарович доктор
исторических
наук,
профессор
кафедры
археологии
Кемеровского
государственного университета, автор целой серии книг по этнографии
народов Кузбасса. Эта книга состоит из 5 разделов и для меня самым
интересным
разделом
послужил
раздел,
посвящённый
выставке
Новокузнецкого краеведческого музея и ещё одного музея, который я
посещала - это музей «чолкой» Беловского района Кемеровской области. В
третьем разделе данного пособия я использовала главу «Материальная
культура телеутов». Также мне помогли разделы данного пособия под
названием «Семейные обряды». Полезными для моего исследования стали
такие пособия как пособие Кацубы Д.В. «Духовная культура телеутов»
вышедшие в кемеровском издательстве в 1993 году, и ещё статья этого же
автора под названием «Этнография и школа», интересным для собирания
материалов о телеутских х ремеслах стала книга Татьяны Красносельской
под названием «Откуда есть пошли телеуты», выпущенная кузбасским
издательством в 2010 году. Все эти пособия укрепили моё желание изучать
культуру данного народа, мотивация очень проста - уникальные носители
самобытной
культуры
сегодня
проживают
на
нашей
территории
численностью чуть более 2.000 человек и поэтому всем понятно, что эту
культуру нужно свято хранить, чтобы спустя столетия не пришлось
героически восстанавливать воспоминания об этом народе по глиняным
табличкам. После моих исследований мне и моим одноклассникам и
ученикам нашей школы стало понятно, что женщины этой народности сами
шили и носили национальные костюмы, сегодня таких семей осталось очень
мало. И эти семьи утрачивают свою аутентичность для сохранения
телеутской культуры в посёлке Беково Беловского района был построен
экомузей «Чолкой», где собраны предметы быта телеутского народа, в том
числе и многочисленные платья, удивительно, в этом музее есть площадка
под открытым небом, где стоят традиционные жилища телеутов.В этих
этнических жилищах, воссоздана обстановка коренных телеутов со всей
утварью и элементами телеутского костюма. Так что все посетители музея
могут вдохнуть дух старины, познакомиться с традиционными нарядами
телеуток. Проводит экскурсию Челухоев Владимир Ильич. Человек с
огромным творческим потенциалом,
В ходе моего исследования я выяснила, что каждый элемент национального
женского или мужского костюма имеет своё название. Первый термин кунёк
это основная одежда телеутской женщины - это платье прямого покроя со
вставками длиной до щиколотки. Платье это подвязываться поясом, длина
которого может достигать 2 м, характерной особенностью данного костюма
является воротник жёсткий с подкладкой из бересты, воротничок всегда
подбирался по цвету с платьем, декорировались воротнички бляшками
декоративные бляшки были выполнены из бересты и прошиты золотыми или
серебряными нитями, по центру груди небольшой разрез, декорированный
двумя симметричными полосками. В праздничном варианте накладное
украшение состоит из 2 симметричных половинок. по краю половинки
украшают широким серебряным галуном, а внутри ближе к внутреннему
краю прямого разреза ворота называется «акча» копейка повседневные
платья рубахи шились из ситца или сатина ярких расцветок, а праздничные
из парчи и шёлка. пояс «кур» интересный элемент одежды, для изготовления
поясов использовались яркие разноцветные нити, декор пояса представляет
цветные продольные полосы. Телеутский халат «Телен» носили мужчины и
женщины. Традиционным головным убором является платок, который
складывают по диагонали и повязывают на голову.
Исследуя народность, живущую рядом для себя сделала много открытий-
прежде всего, я убедилась в том, что у этого малочисленного народа
интересная культура. а изучая народный костюм я получила массу знаний о
фольклоре телеутского народа, о религии и обычаях. так как это закономерно
на мой взгляд история этого малочисленного народа отражена в том числе и
в костюме. Мне ещё предстоит изучить орнаменты, которыми украшают
национальный костюм, но вместе с тем, у меня уже достаточно материала
чтобы я могла поделиться со своими ровесниками. и это проектная работа
заняла достаточно продолжительное время, за этот отрезок времени я
провела мастер-класс с семиклассниками, побывала в музеях и библиотеках,
в том числе и электронных. Интересна поездка в этнографический музей
«чолкой». Кроме того, очень тёплыми захватывающими и насыщенными
были встречи с представителями телеутского народа. Продуктом моего
исследования стало создание презентации «История женского национального
костюма».
Список литературы:
Кацюба, Д.В. Духовная культура телеутов [Текст] / Д.В. Кацюба. - Кемерово:
Б. и., 1993. - 152 с.
Кацюба, Д.В. Этнография и школа [Текст]: очерки духовной культуры
телеутов / Д.В. Кацюба. - Кемерово: Кемеровский областной институт
усовершенствования учителей, 1993. - 151 с.
Кимеева, Т.И. Традиции и ремесла бачатских телеутов [Текст]: учебно-
методическое пособие для национально-культурных центров и
образовательных учреждений Кемеровской области / Т.И. Кимеева и Л.И.
Тыдыкова. - Кемерово: Примула, 2011. - 118 с.