Автор: Борисова Ирина Николаевна Должность: учитель начальных клссов Учебное заведение: МБОУ "Школа№ 62" Населённый пункт: Казань,республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Семья как фактор психологического здоровья Раздел: начальное образование
Семья как фактор психологического здоровья
«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания
детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А.Сухомлинский
Семья – это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет
сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой
первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения
и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на весь дальнейший
уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области
подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют
его поступки.
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него
той семейной обстановке, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он (или она) из
хорошей семьи», - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на
него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек
приятен в общении. Он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.
В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Она в
большей мере зависит от того, как организована жизнь ребенка, какое уделяется внимание
охране его здоровья, питанию, закаливанию, развитию физических возможностей.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм
поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье, в общении с
родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки – начало долгого
пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет
подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и
обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать
ее. Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной
природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, ее традициями, праздниками
и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходит в
семье.
В семье ребенок начинает понимать, что все создается трудом; в семье, с самого раннего
возраста, он начинает привыкать к труду, определяя свое место в общем, совместном труде
родителей и других членов семьи. Правильно поставленное воспитание в семье
закладывает в человеке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в
обществе. Таких, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность,
самостоятельность и инициатива, доброжелательность и отзывчивость. Совместный с
родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, ручной (шитье,
вышивание, поделки по дереву и т.д.), участие в хозяйственных работах по выращиванию
овощей, фруктов, уходу за животными способствует формированию трудовых навыков и
умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций.
Под воздействием родителей, условий жизни в семье у ребенка формируется
эмоциональное отношение к происходящему, воспитывается эстетический вкус. Путь
человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль
принадлежит семье.Первые восприятия красоты, определяют эстетические вкусы на
многие годы, а иногда и на всю жизнь.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно
оказывает на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также
целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению
познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. В
семье ребенок получает первую информацию, учиться наблюдать и сравнивать явления
окружающей жизни, задает и разрешает многочисленные интересующие его вопросы. С
поступлением ребенка в школу задачи умственного воспитания усложняются.
Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его
воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что
влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
« Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться
к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными
интересами, запросами, стремлениями». В.А.Сухомлинский
Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского. Он говорит о том,
что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка.
Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на
младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности,
воспитанности ребенка.
С утверждением, что ребенок – это личность, не всегда согласны родители, потому что под
понятием « личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером,
самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностей. Именно таким и хотели бы
видеть многие родители своих детей. Но такая личность - уже построенное здание. А его
строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться
с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления
родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его
эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Нельзя забывать, что
младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда
оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи,
где преобладает радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для
его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей
жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который
откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом,
жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко
воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что – то не
нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой – то степени
является вашим зеркальным отражением.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания,
счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на
любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго,
возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок по словам
В.А. Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже
кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного
комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него
свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни,
выбирает друзей.
По чаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен
ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало
лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителей
таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
Замечательно сказал об этом В. Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что ты – малыш,
За то, что ты – растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В.Г. Белинский « Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и
пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не
будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это
производит пустоту, в пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну,
явиться другая».
Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных
условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает
свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама
и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в
доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство
взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям
важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности
или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к
людям и жизни как таковой.
Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом
психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего
является в первую очередь семья.