Автор: Кривошеина Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СОШ" Томского района Томской области
Населённый пункт: с. Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы
Младший
школьный
возраст
является
самым
благоприятным
для
формирования
коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка
впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального
образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных
компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащихся. Коммуникативные
действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на
позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать коммуникативные
задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Коммуникативная
деятельность и общение определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
результата.
Видами коммуникативных действий является:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функции участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
умение договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того
чтобы сделать что-то сообща.
Значение коммуникативных универсальных действий в реализации ФГОС НОО
Российская система образования повышает научный интерес к коммуникативной сущности
образования как одной из основных идей Стандартов нового поколения. В Стандарте нового
поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем
диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их
формирования. В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми
целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1)
Личностные
(включая
самоопределение,
смыслообразование,
нравственно-этическое
образование);
2)
Регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
3)
Познавательные (общеучебные, логические, поиск и постановка проблем);
4)
Коммуникативные универсальные действия.
Выпускник начальной школы должен научиться:
разговаривать с людьми, согласовывают с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы
сделать что-то сообща;
распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном
решении проблемы, задачи;
вырабатывать и принимать коллективные решения;
предотвращать и преодолевать конфликты;
уважительно относиться у позиции другого;
идти на взаимные уступки;
влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими
людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать
отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое
зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и
успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную активность и
многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает
чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в мир
окружающих его людей.
Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими
доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор,
поддерживать содержательный разговор, беседу.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не
обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической,
познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у
каждого ребёнка вступить в него.
Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных
способностей в начальной школе используются:
- групповые формы организации учебного общения;
- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, в микрогруппах);
- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
- взаимопроверка знаний;
- игровые технологии;
- коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов.
Коммуникативные упражнения – это простой и эффективный способ научить человека
устанавливать контакт и уверенно общаться.
Коммуникативные упражнения могут иметь различные акценты и задачи. Одни упражнения
учат красиво говорить, другие демонстрируют важность умения слушать и задавать вопросы. А
ещё коммуникативные упражнения помогают снять барьеры в общении, научить участников
общаться более легко и непринужденно.
Сформированность коммуникативных учебных действий позволит ученику:
- быть успешным в учебе;
- осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
- обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать
– и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам.
Вот на этом и основано формировании универсальных учебных действий в современной школе.