Авторы: Федотова Светлана Анатольевна, Елена Александровна Семагина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида"
Населённый пункт: Татарстан,город Заинск
Наименование материала: Выступление
Тема: «Игротерапия как метод развития речи детей с ослабленным зрением»
Раздел: дошкольное образование
Федотова Светлана Анатольевна. Воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида «Дружная семейка». Выступление по теме: «Игротерапия как метод развития речи
детей с ослабленным зрением» Номинация: «Коррекция речевой патологии
дошкольников».
Большое значение для жизни развития ребенка имеют игры. Это позволяет психологам и
педагогам выделить отдельное направление –игротерапию. По определению М.И.
Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с
использованием игры.
Игра для ребенка является не только развлечением, но и самым естественным способом
выражения своих чувств, эффективным инструментом познания окружающего мира. В
игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность,
усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть
последствия своих поступков.
Таким образом, основываясь на всех тех огромных воспитательных, обучающих и
терапевтических возможностях, что таит в себе игра, и появилась игротерапия.
Я хочу поделиться с вами опытом работы над проектом по теме: «Игротерапия как метод
развития речи детей с ослабленным зрением»
Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую
деятельность.
Задачи проекта:
1.Развивать познавательную речевую активность у детей дошкольного возраста через
игровую деятельность.
2.Формировать различные стороны речи детей.
3.Активизировать зрительные функции глаза.
Актуальность проекта состоит в том, что необходимо учитывать рекомендации
Федерального Государственного Стандарта по созданию благоприятных условий для
формирования предпосылок к учебной деятельности. Очень важно комплексно и
качественно проводить организованную образовательную деятельность. Дети, имеющие
нарушения зрения, испытывают затруднения при овладении нормами речи. У них беден
словарный запас, имеются множественные нарушения фонематической стороны речи. Эти
проблемы требуют от педагогов использования в своей работе специальных методов и
приемов. Одним из таких методов является метод игротерапии.
Проект носит коррекционно- развивающий характер. В нем участвуют дети, педагоги,
родители, медсестра – офтальмолог. Срок реализации: долгосрочный.
Работу над проектом мы начали в средней группе. Вначале мы создали развивающую
среду, обновили и пополнили дидактический материал по теме, изготовили новые
атрибуты к сюжетно –ролевым играм, продиагностировали детей.
Необходимо было уделить внимание при работе по развитию уровня сформированности
грамматической стороны речи, связной речи и развитию звуковой культуры.
Наше утро начинается с занятий в офтальмологическом кабинете. При проведении
упражнения «Засветы» дети с помощью медсестры осваивают лексику прямого счета до
20, учатся считать по татарски до 10. Ребятам это очень нравится. При работе на аппарате
«Синаптафор» детям необходимо соединить два изображения в одну картинку.
Цыпленок в яйце, мышка в норке, кошка в лукошке, звездочка в кружке.
При этом они учатся использовать существительные в предложном падеже, правильно
применять предлоги.
Очень нравиться ребятам обводить силуэты животных, игрушек по контуру на бумаге и на
специальной доске. Такие упражнения развивают прослеживающую функцию глаза.
1
Они сопровождаются чтением небольших стихов, пением потешек и песенок.
Наиболее эффективным методом лечения зрения является метод прямой окклюзии.
Когда зрительная нагрузка падает на плохо видящий глаз. В своей работе мы часто
используем игры на сличение изображений.
«Что неправильно нарисовал художник?», «Парные картинки», «Найди похожие
предметы», «Что изменилось»
При этом помимо выполнения зрительных задач идет работа по формированию
грамматического строя речи, дети учатся согласовывать существительные в роде, числе,
падеже, составлять предложения разных типов: простые и сложные.
Очень много в нашей игротеке собрано игр на классификацию: Лото «Овощи и фрукты»,
«Деревья, кусты, цветы», «Обобщение», «Часть и целое», «Парные картинки по темам
«Птицы», «Растения». При проведении этих игр у детей обогащается активный и
пассивный словарный запас, они учатся пользоваться обобщающими словами.
Также есть в нашей группе игры на развитие психических процессов мышления, памяти,
внимания: «Что к чему», «Найди и угадай», «Узнай по контуру», «Когда это бывает?»,
«Кто где живет?», «Цвета».
Одной из любимых настольных игр детей является игра: «Черное на белом, белое на
черном».
Цель игры: Развивать умение узнавать животных по их силуэтам и классифицировать по
признаку «домашние и дикие», соотносить изображение животного с его детенышем.
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения,
является зрительная гимнастика. Она проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут.
Используется стихотворный материал. Речь, сопровождаемая подвижными образами,
более выразительна и доступна пониманию детей.
Большое внимание мы уделяем обучению детей связной речи. Ребята учатся составлять
рассказы об игрушках, предметах, временах года по наглядным моделям. Используются
символические изображения признаков предметов, создания проблемных ситуаций,
составление загадок- описаний.
Особое внимание мы уделяем сочетанию основ обучения грамоте с работой по развитию
речи. Эту работу мы проводим по методике Н.А.Зайцева. Дети в игровой форме
знакомятся с кубиками, пропевают склады, пишут по таблице свои имена и мена своих
мам и пап, учатся различать большие и маленькие кубики, глухие и звонкие. Вся работа
по грамоте строится на игровом материале: ребята строят поезда, башни. Соревнуются кто
быстрее принесет кубики, покажет склад, выложит слово. При этом мы стараемся сделать
упор на ознакомлении детей с родным словом: сказками, загадками, потешками.
Очень любят наши дети играть в сюжетно – ролевые игры. Для этого в группе имеется
большое количество атрибутов. При этом мы стараемся развивать кругозор детей,
повысить их речевую активность, учим вступать в диалог, пополняем речь
профессиональными словами, используем речевой этикет, учим детей договариваться.
Также большое внимание мы уделяем развитию театрализованной деятельности.
В группе есть театральная ширма, различные виды театров. Также используются
полумаски, театральные костюмы.
На утренниках и в свободное время ребята разыгрывают небольшие сказки для родителей
и детей других групп. При этом большое внимание уделяется развитию интонационной
выразительности голоса, навыков ясной и четкой артикуляции звуков, умения детей
участвовать в диалоге
Особое внимание мы уделили работе с родителями по данному проекту. Целью ее
являлось повысить компетентность родителей.
2
Проанализировать возможные формы игровой деятельности в домашних условиях.
Родителям были предложены картотеки игр и зрительных гимнастик.
Весь год в группе работал родительский клуб «Мы вместе».
Где были проведены заседания по темам:
«Игры веселого язычка», «Игры с кубиками Зайцева».
Также в группе работал почтовый ящик «Вы спрашивайте – мы отвечаем», где каждый
родитель в письменной форме задать интересующие его вопросы. Для родителей также
проводились консультации, игровые тренинги, дни открытых дверей. Родители вместе с
детьми участвовали в различных групповых, садовских и городских конкурсах.
Результат работы над проектом показал:
Во-первых, улучшилось зрение детей.
Во-вторых, в речи детей появилось много новых слов, они научились согласовывать
существительные с прилагательными, образовывать слова с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов, пересказывать и драматизировать небольшие сказки, составлять
рассказы о предметах по образцу и плану. Дети освоили набор дидактических игр, играют
в них самостоятельно и в подгруппах. В процессе сюжетно –ролевых игр ребята
придерживаются намеченного замысла, сами придумывают сюжеты. Почти все дети
знают буквы и умеют читать по слогам. Наши воспитанники принимают активное участие
в городских мероприятиях. Занимают почетные призовые места.
Таким образом, использование метода игротерапии в работе с детьми с пониженным
зрением является весьма эффективным и многофункциональным.
3