Авторы: Артюхова Светлана Николаевна, Куйдин Никита Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания, студент ЗабГУ, III курс ИСТ 20-1
Учебное заведение: МБОУ СОШ№40
Населённый пункт: г.Чита, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок истории, 5 класс "Античные Олимпийские игры"
Дата публикации: 28.03.2023
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
гг. л
(МБОУ СОШ № 40) г.Чита
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ
на тему «Античные Олимпийские игры»
Подготовили:
Учитель истории и обществознания
Артюхова С.Н.
Учитель физической культуры
Капустин А.Н
студент группы ИСТ-20-1
Куйдин Н. В.
Чита
2023
Тема урока: «Античные Олимпийские игры».
Дата проведения: 14.03.2023.
Класс: 5 (пятый).
Тип урока: Интегрированный урок изучения нового материала [физическая культура – история].
Цель: Изучить форму организации и принцип проведения Олимпийских игр на практике.
Задачи:
Обучающие
1.
Познакомить на практике обучающихся с олимпийскими спортивными дисциплинами.
2.
Определить связь Античных Олимпийских игр с современностью.
3.
Рассмотреть спортивный инвентарь, который применялся в ходе Олимпийских игр.
Развивающие
1.
Развивать у обучающихся умение применять теоретические знания на практике.
2.
Развивать у обучающихся умение формировать ассоциативный ряд.
Воспитательные:
1.
Продолжить формирование у обучающихся интереса к спорту и здоровому образу жизни.
2.
На примере Античных Олимпийских игр продолжить популяризацию олимпийского движения современности.
Материальное обеспечение урока:
Учебник [Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – 13-е изд. – М.:
Просвещение, 2022. – 303 с.], Мартин Т. Древняя Греция: От доисторических времён до эпохи эллинизма / Пер. с англ. –
М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 472 с., распечатанный материал, канцелярия.
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I этап
(Организационный)
5
минут
Объявление построения.
Приветствие.
Построение.
Приветствие.
II этап
(Мотивационный:
постановка цели и задач)
9
минут
Учитель
просит
заранее
выбранного
обучающегося
(глашатая)
прочитать
стихотворение [см. приложение 1].
Обучающимся задаётся вопрос:
С какой целью были учреждены Олимпийские игры?
Учитель обозначает, что на уроке обучающиеся
познакомятся
с
некоторыми
спортивными
дисциплинами (бег, прыжки в длину, метание).
Форма контроля: Устный опрос.
Один
из
обучающихся
читает
стихотворение. Происходит выход на
тему урока.
Предполагаемый ответ обучающихся
на вопрос:
Олимпийские игры были учреждены с
целью
–
прекратить
междоусобные
войны греков.
Заслушивание комментариев учителя.
III этап
(Усвоение новых знаний)
20
минут
Обучающихся
условно
разделяют
на
две
команды (мальчики/девочки).
Бег. Из каждой команды учитель выбирает по 4
человека
(4
мальчика/4
девочки).
Осуществляется
забег
на
скорость
[см.
приложение 2].
Учитель демонстрирует метательный диск
и
метательное
копьё
обучающимся.
Идёт
небольшая историческая справка.
Метание. Из каждой команды учитель выбирает
по
4
человека
(4
мальчика/4
девочки).
Производится метание мешочка с песком на
дальность [см. приложение 3].
Обучающиеся
разделяются
на
две
команды.
Обучающиеся участвуют в забеге.
Обучающиеся
знакомятся
с
метательным диском и метательным
копьём.
Обучающиеся участвуют в метании
мешочка с песком.
Обучающиеся
знакомятся
с
информацией,
размещённой
на
переносной доске.
Обучающиеся находят Олимпию на
карте.
3
Учитель обращает внимание обучающихся на
переносную доску, на которой отражена дата
первых Олимпийских игр, карта Древней Греции,
статуя
«Дискобол»,
Девиз
современных
Олимпийских игр [см. приложение 4].
Учитель просит обучающихся найти на карте
Олимпию.
Обучающимся задаётся вопрос:
Как вы думаете, какое событие произошло в 756 г.
до н. э. ?
Обучающимся задаётся вопрос:
Какой спортивный снаряд держит мужчина на
фото ?
Прыжки в длину. Из каждой команды учитель
выбирает по 4 человека (4 мальчика/4 девочки).
Выполняются
прыжки
в
длину
с
места
[см. приложение 5].
Форма контроля: Наилучший результат в процессе
выполнения заданий, устный опрос.
Предполагаемый ответ обучающихся
на первый вопрос:
Это
дата
проведения
первых
Олимпийских игр.
Предполагаемый ответ обучающихся
на второй вопрос:
Метательный диск.
Обучающиеся выполняют прыжки в
длину с места.
IV этап
(Закрепление новых знаний)
6
минут
Учитель рассказывает о других спортивных
дисциплинах, которые не были представлены на
уроке (борьба, гонки на колесницах).
Обучающиеся заслушивают рассказ
учителя.
V этап
(Выдача домашнего задания)
–
Выдача домашнего задания не предполагается
–
4
Приложение 1.
В старину, в античном мире,
Двадцать семь веков назад,
Города не жили в мире,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и селён.
Для сражений мирных будет
Полем боя – стадион!
5
Приложение 2.
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ
1. Учитель обозначает маркеры, на которые должны ориентироваться обучающиеся
(белая линия спортивного зала/конусы).
2. Обучающиеся становятся на стартовую линию
(низкий старт)
.
3. Учитель даёт поочерёдные команды «На старт!» – «Внимание!» – «Марш!».
4. Обучающиеся начинают осуществлять движение (3x10).
5. Происходит награждение победителя.
* Состязание проводятся среди девочек и мальчиков попарно.
6
Приложение 3.
МЕТАНИЕ СНАРЯДА
1. Обучающиеся встают на позицию для метания.
2. Исходное положение: Основная стойка.
3. Левую ногу обучающийся выставляет перед собой на полную стопу. Правая нога остаётся позади и слегка сгибается в
колене. Происходит перенос веса на левую ногу.
4. Рука, удерживающая снаряд сгибается в локте и занимает положение на уровне головы. Другая рука прямая и
прилегает к корпусу.
5. Метающая рука поднимается ладонью вверх. Обучающийся смотрит по направлению движения снаряда.
6. Обучающийся выполняет бросок снаряда перед собой под углом.
7
Приложение 4.
8
756 Г. ДО Н. Э.
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ – ВМЕСТЕ
Приложение 5.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА
1. Обучающиеся встают у стартовой линии.
2. Исходное положение: Основная стойка.
3. Обучающийся поднимает руки и одновременно приподнимается на носки, прогибая поясницу.
4. Руки опускаются вниз и слегка отводятся назад.
5. Локтевые суставы необходимо согнуть, чтобы появилась возможность выдвинуть тело вперёд.
6. Обучающийся резко выбрасывает руки вперёд и подтягивает ноги к груди.
7. Происходит разгибание коленных суставов и взрывным движением идёт толчок от земли.
* В обозначенной спортивной дисциплине обучающемуся даётся две попытки. В зачёт идёт самая лучшая.
9