Напоминание

Опыт работы


Автор: Айрапетян Севиль Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Суть и польза сенсорного развития детей младшей группы
Тема: Опыт работы
Дата публикации: 27.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Суть и польза сенсорного

развития детей младшей

группы

Воспитатель Айрапетян Севиль Рафиковна

Что такое сенсорные эталоны (англ. sensory standards)? Это понятие

было впервые предложено А.В. Запорожцем. Автор разработал теорию

развития восприятия путем формирования перцептивных действий.

Итак, под термином «сенсорные эталоны» следует понимать

чувственные качества различных вещей. Они применяются как

внутренние образцы при изучении предметов и определении

характерных для них свойств.

В качестве примера можно привести цветовые системы, геометрические

формы, речевые фонемы и т.д. Для того чтобы сенсорные эталоны

усваивались и использовались, необходимо обеспечить должный

уровень развития детского восприятия, которое формируется за счет

опыта, приобретенного в социуме. Таким образом, ребенок учится

проводить аналогии и сравнивать объект с другими во время

взаимодействия с ним.

Восприятие человека состоит из нескольких этапов, первый из которых –

работа с сенсорными эталонами. Находясь в младшем дошкольном

возрасте, дети сталкиваются с пространственными свойствами объектов,

в этом им помогают зрение и осязание. С точки зрения практики именно

в рамках этого процесса происходит изменение восприятия, оно

перестраивается.

Таким образом, выполняется переход ко второму этапу – развитию

познавательной способности. Третий этап характеризуется как

перевоплощение внешнего и осязательного восприятия объекта в

умственное. Нельзя недооценивать важность такого развития, так как

оно дает возможность ребенку знакомиться со свойствами предметов,

понимать, чем они отличаются друг от друга и как взаимосвязаны.

Отметим, что само по себе восприятие – процесс сбора образов:

зрительных, слуховых, двигательных и осязательных. Крайне важно,

чтобы дети умели их соединять между собой, то есть подбирать слова,

которыми можно закрепить полученную информацию. Так, нарисованный

в голове образ закрепляется и становится более четким и устойчивым.

Психологи считают, что закрепление образов в словах и

словосочетаниях дает возможность представить предмет даже в том

случае, если после контакта с ним прошло некоторое время. Итак, для

вызова образа необходимо произнести слово, которое характеризует

объект.

Сенсорные эталоны начинают формироваться еще в младшем

дошкольном возрасте. Изначально это происходит лишь на предметном

уровне, а затем уже и на сенсорном. Придем пример. Сначала у ребенка

возникает образ предмета по его форме или цвету: мячик круглый, трава

зеленая, небо голубое.

Затем качества объектов отделяются от них, и дети начинают

распознавать окружность не только, когда видят мяч, понимают, что не

только небо может быть голубым, осознают, что имеет большой размер,

а что, напротив, маленький. В конце раннего возраста у них

формируются именно эти эталоны, которые признаются главными (цвет,

форма, размер).

Ребенок соотносит объекты и сенсорные эталоны, что дает возможность

систематизирования информации. Этот процесс играет важнейшую роль

в принятии целостности и постоянства окружающего мира. В раннем

возрасте ребенок еще не понимает всех эталонов, которые актуальны

для того или иного объекта, но уже может обозначить отличия,

характерные для них. К примеру, он может сказать, что яблоко имеет

форму неправильного круга.

Ребенок старше двух лет уже начинает стремиться к четкому

следованию образцу, который создается взрослыми. В это время

координация рук под контролем зрения становится наиболее

усовершенствованной, появляется возможность играть в некоторые

игры: мозаики, конструкторы. Ребенок начинает учиться рисовать,

используя кисточки и карандаши.

Дети в возрасте от двух до трех лет развиваются с психофизической

точки зрения, поэтому цели сенсорного развития в младших группах

детского сада становятся несколько сложнее. Здесь формируются новые

виды деятельности, такие как игровая, элементарно продуктивная и пр.

После того как ребенку исполнится 3 года, он начинает знакомиться с

общепринятыми сенсорными эталонами и методами их использования.

Он уже запоминает и применяет на практике слова-названия, которыми

можно дать характеристику цвету, форме и размеру.

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что именно дошкольный

возраст характеризуется как сензитивный для сенсорного развития

детей. В младших группах детского сада должны быть созданы условия

для содержательной и результативной деятельности, а процессе

воспитания и обучения следует применять разнообразные средства и

формы.

Игры на сенсорное развитие

детей младшей группы

«Чудесный мешочек»

Чтобы сыграть в эту игру, необходим тканевый мешочек. Материал

должен быть непрозрачным и достаточно плотным. В него складываются

различные вещи, которые имеют разную форму, а также отличные по

размерам. Цель детей младшей группы в игре для сенсорного развития –

определить, какой предмет находится в мешке.

Важно, что ребенок не должен заглядывать вовнутрь, здесь следует

задействовать осязательные навыки. Если спрятать в мешке

музыкальные инструменты, можно распознать их по звучанию.

«Золушка»

Перед воспитанником младшей группы необходимо разложить

горошины, фасоль и маленькие игрушки. Задача ребенка – выполнить

сортировку за 30 секунд. Не у всех получится сразу же уложиться в

отведенное время. Когда выполнение задания будет быстрым, можно

усложнить его и завязать ребенку глаза.

«Мозаика из бросового материала»

Понадобятся пуговицы разных форм и размеров, а также пробки от

бутылок из пластика. Используя эти материалы, необходимо выложить

какой-нибудь рисунок, например, матрешку, бусики и т.д. Задача ученика

– скопировать вашу композицию. Цель игры заключается в том, что

ребенок должен научиться делать это без помощи воспитателя.

Также он может создать самостоятельно другой рисунок, к примеру,

медвежонка. В рамках сенсорного развития у детей младшей группы в

этой игре происходит формирование таких эталонов, как цвет и форма.

«Шагаем в пробках».

Пробки можно использовать для развития мелкой моторики. С их

помощью можно устроить «лыжную эстафету». Воспитатель кладет на

поверхность две пробки резьбой вверх, они будут выполнять функцию

лыж. В отверстия ставятся средний и указательные пальчики. Когда дети

слышать ударные слоги, они начинают передвигаться вперед.

Воспитатель в это время читает любой стишок.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусёнок».

Еще одна игра, способствующая сенсорному развитию детей младших

групп. Она включает в себя не только игровую деятельность, это самая

настоящая гимнастика, которая увлекает малышей. Воспитателю

необходимо иметь в арсенале бельевые прищепки, которые будто

прикусывают каждый пальчик ребенка по очереди: от указательного к

мизинцу. При этом воспитатель читает стишок «Рано утром встал

гусёнок, пальцы щиплет он спросонок».

Каждый укус соответствует ударному слогу. Затем руки меняются, а

педагог продолжает читать: «Скорее корма дайте мне, мне и всей моей

семье!».

«Рисуем на крупе».

Потребуется плоская яркая тарелка. На ней необходимо рассыпать

тонким слоем крупу, чем меньше она будет, тем лучше. Когда по ней

будут проводить пальцем, на блюде появятся яркие линии, которые

будут контрастировать. Рисование пальчиками развивает моторику, еще

одна функция заключается в массаже. Малыши могут рисовать не только

линии, но и фигурки, что благоприятно влияет на развитие фантазии.

Организация сенсомоторного

уголка в младшей группе

Огромную важность имеет подбор сенсомоторных объектов. Они

оказывают влияние на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и

вкуса. В каждой младшей группе должен быть сенсомоторный уголок с

постоянными и дополнительными предметами, выбор которых зависит

от потребностей и темы, которую изучают в саду.

Для оформления уголка используются Монтессори-материалы:

Предметы, которые способствуют развитию зрения, дают

возможность научиться различать формы и объема. Для улучшения

зрительной памяти в уголках размещают цветные цилиндры и башни,

лестницу коричневого цвета, гантельки красные. Также здесь должен

быть геометрический комод с рамками.

Чтобы у ребенка развивалось цветовое зрение, в уголок кладут коробки с

цветными табличками, а для развития логики — комплект

конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

Предметы, которые помогут развивать осязание. Важно, чтобы в

уголке находились вещи, имеющие разные структуры поверхности:

гладкие, шершавые, матерчатые.

Материалы, способствующие развитию умения различать

температуру, среди которых – тепловые баллончики и таблички.

Весовые таблицы дают малышам возможность развивать в себе

барическое чувство, то есть видеть разницу в весе.

Шумовые цилиндры принимают участие в развитии слуховых

ощущений.

Все эти материалы дают возможность воспитателям позволить

малышам получить углубленные знания и представления.

Сенсорное развитие у детей младших групп происходит в таком

случае более качественно, психические процессы при этом

активируются.

Для сенсорного развития детей в младших группах применяется

множество материалов и методов. Среди последних различные

дидактические упражнения, которые выполняются в игровой

форме. Для них, как правило, используются вертикальные

плоскости.

Очень популярны для сенсорного развития такие игровые

упражнения, как «Правильно подбери оттенки», «Найди предметы

такой же формы» и пр. Важность их применения заключается в

том, что они активизируют зрительное восприятие у ребенка

младшего возраста.

Воспитатели в детских садах активно применяют игровой метод.

Именно играя, ребенок развивается. Происходит формирование

умения сосредотачивать внимание на обращении к нему взрослого

человека, подражать ему: воспроизводить услышанное, повторять

движения.

Особенную роль играет формирование у малышей в процессе

хорошего настроения. Они должны чувствовать радость от игр,

тогда развитие будет благотворным. Воспитатели используют

такие методы, как игровой, предметный и элементарный

конструктивный, но большее внимание уделяется именно

игровому.

Приведем пример, как происходит закрепление информации о

сенсорных свойствах. В руках у ребенка предметы по типу

строительного материала. Когда он играет с ним, во внимание

принимается форма и размер, они начинают соотносить объекты

согласно их размеру. Таким образом, собирают информацию о

сенсорных свойствах, закрепляется практический результат.

Итак, у детей происходит закрепление полученных знаний о

размерах и форме. Когда они, к примеру, собирают пирамидки из

различных предметов, копится сенсорный опыт. Также опыт

формируется в то время, когда воспитанники наводят порядок

среди игрушек: вещи определенного размера или формы

убираются в разные емкости.

Следует отметить, что методы воспитания детей в рамках

образовательной программы в детских садах и в семье должны

обладать единством. Именно за счет этого формируется

воспитательная компетентность родителей.

Воспитатели должны проводить консультации для родителей, они

могут быть как групповыми, так и персональными. Цель

мероприятия заключается в объяснении важности сенсорного

развития детей младших групп детского сада и предоставлении

рекомендаций о том, как члены семьи могут способствовать ему на

примере дидактических занятий и игр.



В раздел образования