Автор: Павлова Альбина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Токкинскаяшкола интернат среднего общего образования им.П.П.Ощепкова"
Населённый пункт: село Токко Олекминского района РС(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование
«Формирование финансовой грамотности
у обучающихся начальной
школы»
Павлова Альбина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Токкинская ШИСОО им.П.П.Ощепкова»
Олёкминского района
Республика Саха (Якутия)
Проблема повышения уровня финансовой грамотности, культуры сбережений и
других
базовых
элементов
экономического
образования,
диктует
необходимость
внедрения этой работы в образовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что
современные
дети
достаточно
самостоятельно
покупают
товары,
пользуются
пластиковыми картами и мобильными приложениями.
То есть,
они оперируют
денежными
знаками
и
являются
активными
участниками
торгово-
финансовых
взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги,
но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки
финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться
терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с
экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Знание финансовой
грамотности помогает рационально использовать свои средства, а незнание основ
финансовой грамотности приводит к нецелесообразному использованию денежных
средств. Реализуя экономическое развитие в начальной школе, педагоги обучают
учащихся управлять своими финансами. Таким образом, финансовые знания – это набор
навыков, которые приобретаются в процессе финансового образования в школе,
осваиваются и проверяются на практике в течение всей жизни.
В нашей школе ознакомление с финансовой грамотностью проводится через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности и опирается на межпредметные связи с
курсами математики, литературного чтения и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями.
Моя задача как учителя заключается в том, чтобы учащиеся умели правильное
отношение к деньгам и ориентировались в вопросах финансов.
Начать свою работу решила с диагностики уровня развития финансовой грамотности
учащихся. Работа по изучению проблемы финансовой грамотности учащихся 3 класса
проводилась на базе МБОУ «Токкинская школа интернат среднего общего образования
им.П.П.Ощепкова».
Цель работы: изучение уровня развития финансовой грамотности учащихся 3 класса.
Задачи:
- определить уровень сформированности финансовых навыков у учащихся 3-х классов;
- создание условий для проведения диагностики в классе.
Для определения степени финансовой грамотности у детей 3-х классов разработана
диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой
«Школьник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание школьников».
Каждая из четырех задач состоит из 3-х меньших задач: первая - загадки экономики,
разделенные по областям, вторая - вопросы определенной области экономических знаний,
а третья - проблемная ситуация.
Работа проводилась с каждым учащимся индивидуально и по мере успешных ответов на
задания определялся уровень экономического образования.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных,
растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах
(транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Мониторинг проводился в конце февраля 2022 года.
Основная задача мониторинга - определить степень усвоения учащимися базовых знаний
в области финансов. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность
учебного процесса в школе с точки зрения знаний финансов младших школьников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и
низком.
Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить основное значение
экономических
понятий,
проявлять
интерес
к
родительской
работе,
получить
представление о родительской работе, использовать экономические слова и фразы; готовы
общаться со взрослыми и сверстниками, оценивать результаты деятельности; стремиться
и уметь проявлять инициативу, выполнять задачи, доводить начатое дело до конца.
Средний уровень: учащиеся имеют представление об экономических понятиях, но не
всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям
своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют
достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся
знания;
под
руководством
взрослого
умеют
организовывать
свою
деятельность,
своевременно
выполняют
поручения;
добросовестно
относятся
к
материальным
ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования;
порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством
взрослого; не всегда активны.
Низкий: учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не
проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим
явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не
проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние
наблюдатели; «не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и
оставляют работу.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех
трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических
знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Степень финансовой компетентности определялась с учетом успешности
выполнения всех трех задач. Степень экономических знаний оценивалась на основании
успешности заданий по трехбалльной шкале: 3 - высокая, 2 - средняя, 1 - низкая.
Уровни сформированности финансовых представлений у учащихся 3 класса.
Имя ребенка
Знания
о
потребностях
Знания о
ресурсах
Знания
о
деньгах
и цене
Знания
о
рекламе
Всего
баллов
Средний
балл
Уровень
А. Лиза
3
2
2
2
9
2.25
Выше
среднего
Г. Вика
2
1
1
2
6
1.5
ниже
среднего
К.Дамир
2
2
2
2
8
2
средний
Л.Юра.
2
2
2
2
8
2
средний
М.Миша
2
2
2
2
8
2
средний
Н.Тимур
2
2
2
2
8
2
средний
П.Алена.
2
1
2
2
7
1.75
Ниже
среднего
С.Сияна
3
1
2
2
8
2
средний
С.Витя
2
2
2
3
9
2.25
Выше
среднего
Ч.Кирилл
3
2
3
2
10
2.5
Выше
среднего
Средний балл
по классу
2.3
1.3
2
2.1
7.7
2
средний
Таким образом, по результату диагностики учащихся 3 класса:
-высокий уровень финансовой грамотности показали 3 учеников (А.Лиза, С.Витя.,
Ч.Кирилл) – 30%
-средний уровень финансовой грамотности показали 5 учеников (К. Дамир, Л. Юра,
М.Миша ,Н.Тимур С.Сияна ) – 50%
-низкий уровень показали 2 учащихся (Г. Вика и П.Алена) 20%.
В целом класс показал уровень финансовой грамотности – средний (средний балл 2)
Использование диагностики и анализ результатов наблюдения за учениками 3 класса
позволили определить уровень экономической образованности младших школьников.
Данные, полученные в ходе курса финансовой грамотности, показывают, что учащиеся
знают и понимают экономическую жизнь людей; они обладают средним уровнем
способности отражать экономическую реальность в различных видах деятельности.
Блиц –опрос «Финансовая грамотность» -учащиеся
1.Нужны ли тебе карманные деньги- да -7
Нет- 4
2.Дают ли родители деньги на карманные расходы – да- 7
Нет- 4
3.умеешь ли ты распоряжаться карманными деньгами – да- 10
Нет- 1
4.хочешь ли научиться распоряжаться деньгами, которые дали родители -11
1
2
3
4
0
2
4
6
8
10
12
7
7
10
11
4
4
1
Финансовая грамотность( учащихся)
Ряд 1
Ряд 2
Блиц опрос - для родителей
1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах? –
Да- 11
Нет-
2.Должнен ли ребенок иметь карманные деньги? –
Да-8
Нет- 3
3.Знает ли ваш ребенок историю появления денег? –
Да-4
Нет-7
4. Даете ли ребенку деньги , чтобы он купил для себя что- нибудь?
Да- 7
Нет-4
Категория 1
Категория 2
Категория 3
Категория 4
0
2
4
6
8
10
12
11
8
4
4
Финансовая грамотность (родители)
Ряд 1
Ряд 2
Ряд 3
В блиц - опросе приняли участие 11 учащихся. Из представленных данных на диаграмме
мы видим, что считают нужным наличие карманных денег -7. 7 учащихся ответили, что
родители дают им карманные деньги. 10 учащихся считают, что умеют распоряжаться
деньгами. И в последнем вопросе было выявлено, что все учащиеся хотят научиться
распоряжаться деньгами.
Из представленных в диаграмме данных видно, что большинство родителей считают
нужным рассказывать детям о деньгах. В вопросе «Должен ли ребенок иметь карманные
деньги» мнения разделились. Также результаты показывают - родители понимают, что
дети не знают историю денег. Количество родителей, которые не дают денег детям на
самостоятельные покупки составило 4 человек. И как мы видим, все родители
заинтересованы в изучении ребёнком финансовой грамоты.
Проанализировав
результаты
анкетирования,
выявила,
что
дети
и
родители
заинтересованы в изучении детьми финансовой грамотности. Самостоятельный предмет
«Финансовая грамотность» в начальной школе не изучается, его составляющие включаю в
основную образовательную программу по предметам «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Математика», а также изучаем на занятиях внеурочной деятельности
«Занимательная математика».
Содержание темы «Финансовая грамотность» интегрировано в процесс изучения
математики. По мере того, как овладеть математическими знаниями и навыками,
знакомим с задачами и задачами, касающимися денег и того, как они работают в жизни
человека.
Процесс
формирования
финансовой
грамотности
у
детей
строится
системно
и
осуществляется различными методами и формами работы.
В школе, в основном, используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы
образовательной деятельности.
При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и
интерактивных
методов
обучения.
Рассмотрим
метод
«Мозаика».
Этот
метод
используется при ответе на вопросы или решении задач. Членам группы случайным
образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз)
присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются таким
образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые
вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои
команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из
каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были
экспертами. Ниже приведены примеры экономических задач, которые использовались при
работе с этим методом.
1. Третьеклассники в пришкольном лагере вырастили две грядки свеклы - всего 60 кг.
На одной грядке работали сами, а на другой у них работал пятиклассник и требовал за
свою работу 200 рублей. Кроме того, 60 рублей было потрачено на семена и удобрения.
Половину урожая они оставили и положили в кладовку. И решили продать остальные, но
не знают, по какой цене их обменять, чтобы не быть в убытке. Помоги им!
2. Магазин «Маяк» продает банку компота «Ассорти» за 280 р, а в магазине «Чара»
такой же компот стоит за 300р. Какой магазин получит больше прибыли?
При работе над понятиями и терминами можно использовать метод незаконченных
предложений, игр и игровых элементов, ребусов, кроссвордов, ключевых слов и
анаграмм. Следующий метод «Кластер».
Кластер - это графическая форма организации информации, в которой выделяются
основные
смысловые
единицы,
которые
устанавливаются
в
виде
диаграммы
с
обозначением всех связей между ними. Важно знать, как материализовать категории,
основываясь на мнениях и фактах, содержащихся в рассматриваемом материале. Метод
группировки можно использовать практически в любом классе при изучении самых
разных предметов. Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.
Чтобы
поддержать
интерес
учащихся,
предлагаю
различные
творческие
задания. Проверка знаний и умения логически успешно мыслить проходит в форме
аукциона.
Суть экономического образования на занятиях состоит не в организации специального
образования по экономике, а в обогащении различных видов деятельности детей
экономическим
содержанием.
Насыщение
жизни
учеников
начальной
школы
элементарной экономической информацией для создания предпосылок для формирования
реальной экономической мысли, которая сделает этот процесс более осознанным.
Следующие приемы обучения для формирования финансовой грамотности:
1) использование актуальной для учащихся тематики (например, история возникновения
денег, для младших школьников);
2) театрализация, использование художественных образов, ролевая игра «Магазин»,
«Банк».
3)
включение духа соревнования в учебную деятельность (например, кто больше
заработает, кто больше сэкономит).
Таким образом, для обучения детей младшего школьного возраста основам
финансовой грамотности используются различные методы и приемы обучения. Чтобы
обеспечить прочность усвоения знаний учащимися начальных классов, необходимо
привлечь их интерес и внимание к изучаемому предмету. Ведь для ученика начальной
школы очень важно увидеть, потрогать, почувствовать то, о чем говорит учитель. В этом
нам помогают различные наглядные, практические и интерактивные методы и приемы
обучения младших школьников.
Приложение 1.
Урок по математике 3 классе. Деловая игра «Банкиры»
Цели урока: отработка навыков решения примеров и задач изученных видов.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные:
1.Закрепление приемов умножения и деления многозначных чисел;
2.Отработка навыков решения уравнений и решения задач;
3.Познакомить обучающихся с системой работы банков.
Регулятивные:
1.Определить цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
2.Формировать навыки совместной работы;
3.Формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные:
1.
Использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру
диалогового общения.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала, деловая игра.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем
Мы работать начинаем!
2. Этап мотивации.
На уроках математики мы занимаемся вычислениями.
- Скажите, а в жизни где встречается мы с вычислениями? (в магазине, в банке)
- Посмотрите на фотографии, что здесь вы видите? (фотография банка)
- Чем занимаются банки? (принимают вклады, производят переводы денег, работают
с банковскими картами, выдают кредиты, принимают разные платежи).
-Сегодня наш урок математики пройдёт в форме игры под названием «Банк».
- Чтобы быстро нам считать
Задачи без труда решать
Надо ум тренировать.
-Кто может сказать, что такое банк? (финансовое предприятие, производящее
операции с вкладами, кредитами и платежами).
- У вас на столах лежат папки. Достаньте из папки белый листочек и прочитайте
определение слова «банк» выписанных из словаря Сергея Ивановича Ожегова.
1.Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и
платежами.
2.Место, центр, где сосредоточены какие- нибудь предметы, объекты, сведения.
С каким определением будем работать?
Итак, сегодня на уроке вы будете сотрудниками банка.
- Что должен делать лучше всего любой сотрудник банка? (уметь считать)
- Какую цель перед собой поставим?
(отработать вычислительные навыки)
- Я раздам вам папки с заданиями, перед тем как приступить к заданиям
завяжите шарфики: 1 вариант оранжевые , 2 вариант синие .
- Итак, уважаемые сотрудники банка, рабочий день начинается. Руководитель
банка решил проверить вычислительные навыки сотрудников.
1.Первое задание. Проверка таблицы умножения. В тетради пишем сегодняшнее
число. Ответы пишем, пропуская одну клетку:
2×8= 6×4= 9×4= 8×3= 5×8= 4×7=
6×6= 9×5= 8×4= 7×8= 3×5= 9×7=
2.Второе задание пришло по электронном посте. Достаньте розовый лист.
54: 9+ 35 = 60-56:8=
40: 8 × 4 = 48-32:4=
(80- 45): 7 = (89-62): 3=
3.Сейчас необходимо посчитать прибыль банка. Достаньте зелёный лист.
40: х=8
х-8=15
х+22= 40
18-х=9
х×6=36
8×х= 32
х: 5=6
30+х= 72
Объявляется технический перерыв:
Шаг на месте, левой-правой
Прямо спину вы держите
Раз, два, раз и два
У нас славная осанка
Мы походим на носках
А потом на пятках.
4.Следующее задание. Вы должны показать, как сотрудники банка умеют красиво
оформлять документы. Достаем жёлтый лист.
За 3 дня банк посетило 100 клиентов. В 1 день банк обслужил 35 клиентов, во 2
день на 20 клиентов больше чем в 1 день. Сколько клиентов посетило банк за 3
день работы?
5.Следующее задание. Клиент банка просит помочь снять деньги с банковской
карты. Только вот беда, он забыл пин код. Помнит лишь, что (синий лист)
- первая цифра – больше 7, но меньше 9,
- вторая цифра – частное чисел 48 и 8,
- третья цифра – разность чисел 37 и 30,
- четвертая цифра – сумма чисел 5 и 4
(8679)
- Молодцы, рабочий день в банке подходит к концу и теперь пришло время
подвести итоги работы.
-Ребята, определите насколько важна работа , которой мы занимались?
-Какие вычислительные операции мы с вами провели?
1.Повторение таблицы умножения.
2.Решение уравнений, порядок действий
3.Решение задачи
4. Решение задачи.
Спасибо за урок.
Дом. работа учебник математики стр. 77 №10 № 16