Напоминание

Урок развития речи по русскому языку. подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»


Автор: Тлемисова Анна Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок развития речи по русскому языку. подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Дата публикации: 23.03.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока

Русский язык 5 класс

Тема: Сочинение по картине (П.П. Кончаловский «Сирень в корзине») урок развития речи

Тип урока: развитие речи

Вид урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока: 1. повторить правила написания, оформления сочинения, разработки плана;

2. дать понятие «натюрморт»;

3. подготовить учащихся к художественному описанию картины;

4. развивать творческие способности учащихся, речь;

5. воспитывать любовь к искусству.

Задачи урока: 1. закрепить понятия «писание картины», «описание предмета», «натюрморт»;

2. уметь отбирать и систематизировать материал;

3. научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка (эпитеты,

сравнения, олицетворения);

4. повторить правописание безударных гласных в корне слова;

5. воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

6. расширить словарный запас оценочной лексикой.

Планируемые результаты:

1.

Предметные: -

дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя

лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические,

пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные: - умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать

речь других участников урока.

4. Личностные: - умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-

значимого опыта.

Методы и формы обучения: 1. наблюдение за языком;

2. индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Оборудование: 1. интерактивная доска (экран);

2. компьютер;

3. мультимедийный проектор.

Наглядно- демонстрационный материал: презентация по теме урока

Литература: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2х частях. Часть 26 учебник для общеобразовательных

учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

Ход урока

I.

Организационный момент

Урок начинается с видеоряда (виртуальная прогулка) под симфонию П.И. Чайковского «Вальс

цветов».

Приветствие учеников, гостей.

Ученик на фоне видеоряда читает стихотворение.

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном

стихотворении:

«Сирень»

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Сирень – это крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками.

II.

Рассказ о художнике

Поможет нам подготовиться к написанию сочинения знаменитый художник Петр Петрович

Кончаловский (1876-1956). Обратите внимание на его портрет. Петр Петрович Кончаловский -

российский живописец, народный художник России (1946), действительный член академии художников

СССР (1947). При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем

жизни». Является дедом для режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

III. Постановка целей урока

Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какие мы должны поставить себе цели?

1.

Натюрморт – это..

2.

Творчество художника

3.

Подготовиться к художественному описанию

4.

Правила оформления сочинения

Выводится определение натюрморта.

Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Перед вами несколько натюрмортов этого

художника. Он любил изображать цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих

красок, но и свой аромат. Особенно Петр Петрович любил изображать сирень. Его картины полны

жизненной силы, правдивости.

Вывод: Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий

родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.

IV. Работа по теме урока

Давайте остановим свое внимание на репродукции картины П.П. Кончаловского «Сирень в

корзине», написана эта картина в 1933 году.

Ученики устно описываю картину

- Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о

первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе

становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что

сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и

принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных

цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка

тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком,

бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от

тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени?

(Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А

маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)

- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно

заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток

ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с

коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства

передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени,

вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте

природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и

прекрасная сирень воспета многими поэтами.

Вывод: эта чудесная сирень напоминает о весне, солнце, о красоте природы.

V.

Физкультминутка

Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями, поэтами, художниками,

композиторами. Предлагаю прослушать партию «Феи Сирени» из балета П.И. Чайковского «Спящая

красавица».

Встаньте пожалуйста. Мы сейчас представим себя маленькими кустарниками сирени. Присядьте,

наклоните голову. Приходит весна, и с первыми теплыми солнечными лучами мы начинаем расти.

Солнце нас греет, дождик поливает, мы растем и вытягиваемся. Поднимаем руки вверх. Мы радуемся

теплу, приветствуем соседей. Можете присесть.

Вывод: чем же схожи описания сирени у художников, композиторов, поэтов?

VI. Составление плана сочинения

План:

1.

П.П. Кончаловский - мастер натюрморта

Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П.П. Кончаловского «Сирень

в корзине» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Известно, что автору

картины очень нравились цветы, он с удовольствием рисовал их, а к сирени относился с

обожанием.

2.

Букет сирени

На картине Кончаловского изображен большой и красивый букет сирени. Он похож на

ароматную пену, возвышающуюся над корзиной. Кажется, что чувствуешь восхитительный

запах и свежесть этих весенних цветов.

На картине П. Кончаловского «Сирень в окне» цветы изображены крупным планом. Большие и

пышные, они занимают центральную часть композиции. Художник через свежесть красок

постарался передать естественных запах сирени. Она стала символом первых весенних цветов.

Только что срезанные веточки выглядят свежо. Они яркие и блестящие, словно умытые

утренней росой. Создается впечатление, что их только что поместили в вазу на подоконнике.

Специально для написания натюрморта.

Цветы стоят в плетеной корзине, которая не отвлекает внимание человека от букета, а только

подчеркивает их красоту. Живописец словно хочет нам сказать, что вокруг много прекрасного,

только надо научиться это видеть. Ведь даже в обычной деревенской сирени прелести не

меньше, чем в розах или орхидеях.

Роскошные грозди сирени кажутся влажными и тяжелыми, они, как спелый виноград, низко

склоняются над столом, на котором стоит корзина. Ее ивовые прутья как будто пытаются

сдержать пышное великолепие сиреневой пены. Фон картины, состоящий из стола и стены,

расположенной за ним, так же как и корзина, выполнен в холодных серо-коричневых тонах не

случайно. Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят по-настоящему живыми и

осязаемыми на тусклом и невыразительном фоне.

3.

«В букете все живет, цветет и пахнет»

Сирень – цветок мая, украшение весны. Вся картина Кончаловского наполнена весенней

радостью. Она так и дышит свежестью майского утра. Художник передал нам радость от

наступления теплых дней и свою любовь к прекрасному, которое он умел видеть во всем, что

его окружает.

VII.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание, используя материалы урока.

VIII.

Итоги урока

Сегодня мы побывали в чудесном сиреневом саду (виртуальная прогулка), любовались сиренью,

слушали стихотворение Рождественского, музыку Чайковского.

У каждого из вас создался свой образ сирени, возникли свои воспоминания о поре цветения

сирени.

Все это вы можете отразить в своем сочинении.

Рефлексия. На доске записаны начала фраз. Скажите одним предложением, выбирая из

представленных начало фраз, что вам понравилось, о чем вы узнали.



В раздел образования