Автор: Рогозинникова Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях
Дата публикации: 15.03.2023
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Центральная детская школа искусств»
Преподаватель Рогозинникова Ирина Сергеевна
г. Кемерово
Рекомендации по развитию творческого потенциала
младших школьников на музыкальных занятиях
В качестве рекомендаций для развития творческого потенциала предлагаем
следующее. Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным
творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.
Его главная задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но
создать условия для свободного оперирования, владения ими,
использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень
креативности детей используя различные формы взаимодействия.
Составляя, подбирая творческие задания, нужно придерживаться следующих
принципов:
1. Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности
ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать
наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на
каждом уроке, исходя из его темы.
2. Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего
игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого
ребенка.
3. Творческие задания должны выполняться в определенной
последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий
творческих заданий).
4. В творческих заданиях следует использовать разнообразный
музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную
(академическую) и популярную музыку.
5. Наряду с принципом креативной работы на уроке также использовать
задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных
понятий, знание имен композиторов, название произведений).
Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи),
выразительность, интонация речи ученика. Речевая интонация, тесно
связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность
услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности
речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается
отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно
наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи
ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и
стимулирования творческой деятельности детей.
Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность
детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать
стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на
инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма,
тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его
внимание и организованность.
Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников,
желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна
для общего музыкального и творческого развития.
Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству,
способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в
песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и
находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового
музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим
богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны
быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом
музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение
текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному
интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений,
родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение
поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-
речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение
подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных,
родственных интонаций. Все это позволяет непроизвольно формировать у
детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации
данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги -
музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных
фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети,
“проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий,
часто приближающихся к авторскому замыслу.
Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах,
дирижировании, пластическом и речевом интонировании,
размышлении и так далее) ребенок «выплескивал» свое состояние,
субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял
техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не
надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области
души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления,
музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих
творческих проявлениях.
После прослушивания дети могут разыграть сюжет, который по их мнению
подходит к тому или иному произведению. Это развивает ассоциативно-
образное мышление, учащиеся учатся общаться друг с другом, находить
общее решение выхода из сложившейся ситуации.
К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию
творческого потенциала можно отнести уроки интегрированного типа
(английский язык плюс музыка; изобразительное искусство плюс музыка;
литература плюс музыка). Занятия интегрированного типа помогают
учащимся лучше освоить материал двух дисциплин, темы которых
дополняют друг друга.
Педагогическая направленность таких занятий очевидна:
углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается
рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание
и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее,
мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает
относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует
сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.
Основная задача по развитию творческого потенциала на уроках музыки:
осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной
выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад,
регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию
учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании
музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-
ритмических
движениях.
Вначале
младшие
школьники
успешнее
справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под
музыку
и
игрой
на
простейших
музыкальных
инструментах.
Свои
«сочинения» (выразительные интонации, ритмическое сопровождение к
пьесам, песням, характерные движения) младшие школьники обдумывают,
совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.
Разнообразные и систематические творческие задания помогают
учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Так,
младшие школьники с удовольствием сочиняют варианты на тему хорошо
знакомой им русской народной песни «Дроздок». Они сочиняют на
звуковысотных инструментах два разных по характеру варианта. Например,
мелодия одного, подвижная, легкая, исполняется на металлофоне, а другого,
протяжная, медленная, - на ксилофоне. Затем к каждой из них дети
придумывают двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества
для выполнения этого задания является ранее разобранная в классе тема с
вариациями на мелодию известной детям песни.
Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой
интерес у учащихся. Так, знакомые им песни «Заинька», «Солнышко» и
другие они не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне,
ксилофоне. К одним песенкам младшие школьники сочиняют ритмическое
сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К
таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из
которых
исполняют
разные
группы,
что
является
предпосылкой
формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме
вариаций.
Ученикам даются и более сложные задания, которые они выполняют
индивидуально.
Например,
сочинить
рондо
с
ритмическо-шумовым
рефреном в характере марша и мелодическими эпизодами: первый – в
характере польки, второй – вальса. Ритмическое сопровождение к каждому
эпизоду исполняется «автором» на выбранном им инструменте.
Различные по сложности творчества задания необходимо включать в
урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать
каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все
дети
должны
испытать
радость
творчества,
которое
развивает
эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления
детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный
характер, педагогу необходимо следующее:
отбирать такой музыкальный материал для урока, который может
являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же
время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приемы, методы и формы работы, способствующие
созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности,
непринужденности;
выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах
музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать;
разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее
рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, ис-
ходя из его темы.