Напоминание

Рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях


Автор: Рогозинникова Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации по развитию творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях
Дата публикации: 15.03.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования «Центральная детская школа искусств»

Преподаватель Рогозинникова Ирина Сергеевна

г. Кемерово

Рекомендации по развитию творческого потенциала

младших школьников на музыкальных занятиях

В качестве рекомендаций для развития творческого потенциала предлагаем

следующее. Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным

творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.

Его главная задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но

создать условия для свободного оперирования, владения ими,

использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень

креативности детей используя различные формы взаимодействия.

Составляя, подбирая творческие задания, нужно придерживаться следующих

принципов:

1. Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности

ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать

наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на

каждом уроке, исходя из его темы.

2. Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего

игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого

ребенка.

3. Творческие задания должны выполняться в определенной

последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий

творческих заданий).

4. В творческих заданиях следует использовать разнообразный

музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную

(академическую) и популярную музыку.

5. Наряду с принципом креативной работы на уроке также использовать

задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных

понятий, знание имен композиторов, название произведений).

Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи),

выразительность, интонация речи ученика. Речевая интонация, тесно

связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность

услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности

речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается

отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно

наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи

ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и

стимулирования творческой деятельности детей.

Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность

детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать

стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на

инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма,

тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его

внимание и организованность.

Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников,

желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна

для общего музыкального и творческого развития.

Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству,

способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в

песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и

находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового

музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим

богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны

быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом

музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение

текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному

интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений,

родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение

поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-

речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение

подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных,

родственных интонаций. Все это позволяет непроизвольно формировать у

детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации

данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги -

музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных

фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети,

“проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий,

часто приближающихся к авторскому замыслу.

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах,

дирижировании, пластическом и речевом интонировании,

размышлении и так далее) ребенок «выплескивал» свое состояние,

субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял

техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не

надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области

души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления,

музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих

творческих проявлениях.

После прослушивания дети могут разыграть сюжет, который по их мнению

подходит к тому или иному произведению. Это развивает ассоциативно-

образное мышление, учащиеся учатся общаться друг с другом, находить

общее решение выхода из сложившейся ситуации.

К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию

творческого потенциала можно отнести уроки интегрированного типа

(английский язык плюс музыка; изобразительное искусство плюс музыка;

литература плюс музыка). Занятия интегрированного типа помогают

учащимся лучше освоить материал двух дисциплин, темы которых

дополняют друг друга.

Педагогическая направленность таких занятий очевидна:

углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается

рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание

и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее,

мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает

относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует

сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.

Основная задача по развитию творческого потенциала на уроках музыки:

осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной

выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад,

регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.

Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию

учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании

музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-

ритмических

движениях.

Вначале

младшие

школьники

успешнее

справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под

музыку

и

игрой

на

простейших

музыкальных

инструментах.

Свои

«сочинения» (выразительные интонации, ритмическое сопровождение к

пьесам, песням, характерные движения) младшие школьники обдумывают,

совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.

Разнообразные и систематические творческие задания помогают

учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Так,

младшие школьники с удовольствием сочиняют варианты на тему хорошо

знакомой им русской народной песни «Дроздок». Они сочиняют на

звуковысотных инструментах два разных по характеру варианта. Например,

мелодия одного, подвижная, легкая, исполняется на металлофоне, а другого,

протяжная, медленная, - на ксилофоне. Затем к каждой из них дети

придумывают двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества

для выполнения этого задания является ранее разобранная в классе тема с

вариациями на мелодию известной детям песни.

Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой

интерес у учащихся. Так, знакомые им песни «Заинька», «Солнышко» и

другие они не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне,

ксилофоне. К одним песенкам младшие школьники сочиняют ритмическое

сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К

таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из

которых

исполняют

разные

группы,

что

является

предпосылкой

формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме

вариаций.

Ученикам даются и более сложные задания, которые они выполняют

индивидуально.

Например,

сочинить

рондо

с

ритмическо-шумовым

рефреном в характере марша и мелодическими эпизодами: первый – в

характере польки, второй – вальса. Ритмическое сопровождение к каждому

эпизоду исполняется «автором» на выбранном им инструменте.

Различные по сложности творчества задания необходимо включать в

урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать

каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все

дети

должны

испытать

радость

творчества,

которое

развивает

эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления

детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный

характер, педагогу необходимо следующее:

отбирать такой музыкальный материал для урока, который может

являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же

время отвечать дидактическим требованиям;

использовать приемы, методы и формы работы, способствующие

созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности,

непринужденности;

выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах

музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать;

разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее

рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, ис-

ходя из его темы.



В раздел образования