Авторы: Биченко Ольга Георгиевна, Конникова Мария Константиновна
Должность: педагог-психолог и учитель якутского языка
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: п. Усть-Мая
Наименование материала: презентация
Тема: "Традиции народного_воспитания у народа Саха"
Дата публикации: 06.03.2023
Раздел: среднее образование
Традиции народного воспитания
у народа Саха
Работу составили:
учитель якутского языка М.К. Конникова
Педагог-психолог О.Г. Биченко
Якутская
семья
на
нынешнем
этапе
развития
представляет
собой
традиционно
устоявшуюся
структуру
общности
людей,
живущих
вместе.
Семья,
связанная
родственными
узами,
ведущая
общее
хозяйство,
выполняет
репродуктивные
функции,
решает
задачи
образования
и
воспитания подрастающего поколения.
Чем
больше
практика
воспитания
пользуется
народно-педагогическими
идеями,
опирается
на
традиции
народной
педагогики,
тем
выше
ее
эффективность.
С
этой
целью
рассмотрим
некоторые
традиции
этнической педагогики якутов, которые
могут составить основу деятельности
педагога в нашей республике.
В
якутских
семьях
выделяются
следующие
наиболее
важные
традиции народа – Саха: уважение к старшим; совместное проживание
3-4 поколений одной семьей; гостеприимство; воспитание трудолюбия;
почтительное отношение к женщине и других.
Культ
старших,
родителей,
предков
начинается
с
любви
и
почитания
матери.
Народ
вырабатывает
у
молодых
любовное, бережное отношение к
матери,
женщине
–
хранительнице
семейного
благополучия,
человеческой
нравственности.
В своей практике воспитания народ убедился в том, что
трудно
воспитать
нравственного
человека,
если
ему
не
привиты чувства любви, уважения к матери, женщине.
Одним из принципов народной педагогики
является,
воспитание
в
реальной
жизни.
Ребенок, как член семьи принимает посильное
участие во всех делах взрослых. Почтительное
отношение
к
старшим
–
качество,
особо
ценимое
у
многих
азиатских
народов.
Наибольшим
почетом
пользуется
тот,
кто
больше
сделал
для
других.
Эта
традиция,
прежде
всего,
повышает
ответственность
взрослых,
что
они
во
всем
должны
быть
примером для младших.
Якутская семья в сельских условиях
с
малых
лет
воспитывает
своего
ребенка к труду. Труд является главной
традицией
якутского
народа.
Важнейшей
функцией
воспитания
являлась
подготовка
детей
к
труду.
Главным
производственным
занятием
якутов,
основой
их
жизни
было
скотоводство и коневодство.
Совместная
деятельность
младших и старших, неопытных
и опытных представляет собой
естественный
процесс
объективной
реальности,
форму
и
способ
народного
воспитания.
Совместная
деятельность
детей и взрослых порождает и
другие
положения
и
традиции
воспитания в народе. Среди них
особое
место
занимает
культ
старших, родителей, предков.
Общаясь
с
людьми,
природой,
участвуя в труде, отдыхе, ребёнок
приобретает
необходимые
жизни
умения,
навыки,
формирует
свои
человеческие
качества.
В
этом
процессе
происходит
социализация
его личности, все жизненно важное
он приобретает в деятельности.
Взрослые
старались
учитывать
возраст
и
пол детей, вводили элементы состязательности,
коллективные
формы
труда.
Такой
семейный
разновозрастный
коллектив
выступал
как
прекрасный
учитель
и
воспитатель.
Особое
внимание
придавали
воспитанию
у
детей
и
молодежи
положительных
нравственных
качеств: трудолюбия, честности, совестливости,
умения
преодолевать
трудности,
дружелюбия
сострадательности.
Суровые
природные
условия
бескомпромиссно
требовали
за
2-3
месяца
короткого
лета
заготовить
корм скоту, обеспечить топливо и все
необходимое
для
жизни
на
всю
долгую
холодную зиму. Работают все от зари до
зари. Дети привлекались к настоящему
труду с 6 - 7 лет. Выполняли свою долю
работы.
Детским
трудом
руководили
взрослые - родители, дедушки и бабушки,
братья и сестры.
Якуты
считали
себя,
детищем
природы,
очень
любили
и
берегли
природу.
Они
считали,
что
человек,
который любит свою Родину, свое дело,
не станет развратником.
Мальчиков воспитывали отцы, как только ребенок мог
сидеть в седле;
Брали с собой на охоту;
Учили меткой стрельбе из лука, а затем из ружья;
Закаляли;
Учили разжигать костёр;
Готовить и добывать пищу в лесу;
Ориентироваться в местности.
При этом любить природу, и почитать хозяина леса,
бога охоты Байаная.
Девочки помогали маме в
приготовлении еды;
Собирать ягоды;
С раннего детства подбирали
кусочки меха и бисера;
Обрабатывали кожу;
Ходили за водой;
Доили коров;
Водили скот на водопой.
Особенностями ее являются:
сохранение
национальных
традиций и обычаев, уважение к
своему роду.
Средствами воздействия на сознание
и
поведение
детей
служили
загадки,
пословицы
и
поговорки,
сказки,
легенды,
тойук.
Острота
ума
отрабатывалась
на
разгадывании
загадок,
запоминании
пословиц и поговорок.
Сильнейшее влияние на умы и сердца
детей оказывало олонхо.
Все — стар и млад — собирались возле
олонхосута , и слушали с затаенным
дыханием, сильно увлекаясь и стараясь
не проронить ни одного слова...
Понимание
прекрасного
и
тяга
к
красивому
возникли
на
якутских
национальных праздниках, танцевальном
хороводе – осуохай.
Семейное
воспитание
играет
огромную
роль
в
формировании личности, особенно в дошкольном и младшем
школьном
возрасте.
Круг
идей
народной
педагогики
в
воспитании
детей,
весьма
обширен.
Идеи
воспитания
возникли на основе опыта народа, накопленного в течение
многих
веков
из
потребности
общества
в
лучшей
организации
воспитательной
деятельности
поподготовке
детей
к
труду
и
жизни.
Эти
идеи
и
опыты
народной
педагогики обогащались, обновлялись и развивались вместе с
развитием народа в разные исторические периоды.