Автор: Биченко Ольга Георгиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: Усть-Мая
Наименование материала: презентация
Тема: "Социально психологические причины возникновения агрессии у девочек подросткового возраста"
Дата публикации: 05.03.2023
Раздел: среднее образование
Социально психологические причины
возникновения агрессии у девочек
подросткового возраста
Вот они главные истины эти…
Поздно заметили, поздно учли
Нет, не рождаются трудные дети…
Просто им во время не помогли...
Биченко Ольга Георгиевна
Республики Саха (Якутия)
п.Усть-Мая
Агрессия. В чем же заключается актуальность этой темы ? Какие же причины
агрессивности? Почему происходит такая агрессия? И почему мы часто выбираем
именно эту тему? Социальные кризисные процессы, происходящие в современном
обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и
напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.
Вопросы «кто есть я?»,
«Зачем я живу?», «Как устроен мир?» не имеют окончательных ответов, которые
можно было бы выразить словами.
В детстве я часто задавала себе вопрос: почему в моем поселке и классе встречаются
жестокие и злые девочки. Я еще не понимала слово «агрессивность», но такие вопросы
возникали часто, так как мне приходилось с этим сталкиваться.
За обвалом экономических, политических и других проблем отошли на второй план вопросы
работы с молодежью и подростками. Тяжелое экономическое положение страны привело наше
общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период подросткам. Тревожным симптомом является рост числа
несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях
(алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство и др.).
И уже сегодня мы должны беспокоиться о подрастающем поколении, уровень его образования,
физического, психологического здоровья, самого главного – его духовного вырождения нации.
Целью и задачей исследования агрессивности у подростков является:
- Выявить социально психологические причины агрессивного поведения у девочек подросткового
возраста.
- Исследовать уровень агрессивности девочек подросткового возраста. Провести сравнительный
анализ результатов у девочек-подростков.
- Определить способы коррекции и дать практические рекомендации.
Агрессия и агрессивность. Какие различия между ними, а какие сходства? Агрессия –
это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее
физический вред, а также моральный ущерб живым существам. Агрессивность же –это
личностная особенность, выражающая в готовности к агрессивным действиям в отношении
другого.
Существует инструментальная агрессия, где человек не ставит своей целью
действовать агрессивно, но и преднамеренная агрессия существует, где действия имеют
осознанный мотив.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что у 20-22 летних детей
преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом
растет негативизм. По мере взросления у подростков все сильнее проявляется вербальная
агрессия.
возрастные группы
формы агрессивности, %
физическая
косвенная
вербальная
негативи
зм
10-11 летние подростки
49%
32%
44%
45%
12-13 летние подростки
56%
48%
52%
64%
14-15 летние подростки
62%
51%
72%
65%
Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.
Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек
подросткового возраста.
возрастные
группы
формы агрессивности, %
физическая
косвенная
вербальная
негативизм
10-11 лет
мальчики
70%
40%
62%
68%
девочки
30%
25%
38%
36%
12-13 лет
мальчики
59%
49%
52%
69%
девочки
38%
41%
49%
62%
14-15 лет
мальчики
61%
39%
81%
82%
девочки
59%
59%
60%
52%
Каждый педагог-психолог сталкивается в своей практике с проблемой выбора наиболее
эффективных методов работы, тех инструментов, которые позволяют реализовать принцип
единства диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет
свои особенности:
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Формирование эмпатии – способность чувствовать состояние другого человека, умение
вставать на его позицию.
Далее мы предлагаем некоторые групповые игры на снятие общей тревожности,
агрессивности. Некоторые из них мы приводим в своей работе: «Прогноз погоды»; «Спустить
пар»; «Групповой портрет» и др.
Во время групповых занятий дети могут предложить свои способы снятия напряжения:
кто-то слушает музыку, кому-то достаточно пойти на природу и т.п. Одним. Весьма
распространенным способом снятия напряжения, является громкий крик, возможность
«выпустить пар».
Поэтому для снятия агрессии необходима физическая нагрузка.
Таким образом, существует множество способов снятия внутреннего напряжения,
коррекции агрессивного поведения у детей и подростков. Но следует учитывать, что только
комплекс мероприятий (консультативных, тренинговых, медицинских) позволит добиться
определенных результатов в коррекционной работе с каждым, отдельно взятым
подростком.
Чувство юмора хорошо помогает убрать
Напряжение в классе,
«разбавляет» обстановку.
Необходимо поддерживать ситуацию успешности.
Постараться проявлять искренний
интерес к каждому обучающемуся.
Предлагаю шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям и оставить о себе положительное впечатление, создать вокруг себя атмосферу
комфорта и душевного равновесия.
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь:
Улыбка ничего не стоит, но много дает.
Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Улыбка длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Улыбка создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит «паролем» для
друзей.
Улыбка – отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие,
созданное природой от неприятностей.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошими слушателями, поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Приобретайте друзей!
Желаю всем улыбок и хорошего настроения!
Спасибо за внимание!