Напоминание

"Танцы народов мира"


Автор: Николаева Юлия Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ г. Снежногорск" ЗАТО Александровск Мурманская область
Населённый пункт: г.Снежногорск
Наименование материала: сценарий музыкально-литературного вечера
Тема: "Танцы народов мира"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкально-литературный вечер «Танцы народов мира».

Подготовили преподаватели и учащиеся фортепианного отделения.

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека

важное место. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с

трудом первобытного человека: ловлей рыбы, охотой. Танцы первобытных людей

сменили сценические танцы древних греков и римлян. Изменилось общество –

изменилось и танцевальное искусство. Появились вальс, мазурка, полька и многие другие

танцы. Но не стоит забывать о народных танцах, которые стали основой для многих

бальных, классических и современных танцев. Посмотрите, народные танцы есть в разных

уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, русский не так, как француз. У

одного народа танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного разгульный, у

другого спокойный, у одного тяжелый, у другого воздушный. Откуда родилось такое

разнообразие танцев? Великий русский писатель Л. Толстой говорил: «В танце душа

народа». Заглянем же в народные души.

Русский народный танец

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна

ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок,

основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным

образом

сочетающиеся

с

поэтичностью

и

чувством

собственного

достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от

мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Основные русские народные

танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими: трепак;

хоровод; русская пляска; игровые народные танцы; пляски-импровизации.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Танец

представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более

разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце

принимают участие парни и девушки .Как правило, юношей и девушек с самых малых лет

учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров

известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и

пр.).

Среди замечательных русских плясок одно из первых мест принадлежит

камаринской. Она покоряет своей удалью и размахом, веселым юмором, выражает

живой, жизнерадостный дух русского народа. Полная легкого задора и ловкости пляска

мужчин невольно заставляет проникнуться веселым настроением зрителей, которые

начинают приплясывать в такт танца. Так постепенно пляска становится общей,

захватывая всех стремительным характером.

Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди

среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная.

Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто

сопровождается пением. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине,

которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить

танцем. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит

хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько

маленьких, вновь схождением в один большой круг. Различают хороводы женские и

смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению

хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся

девушкой, с ее окружением и родными. В хороводе проявились национальные черты

славянских народов – величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул,

задор. Хоровод – это не просто танец. Это образ жизни наших предков. Во время танца

обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с

родными и близкими. Молодые люди активно использовали это действо для завязывания

романтических отношений, встречей со своими возлюбленными. Для этого действия

девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали

красочные ленты, платки, даже если для этого надо было потратить свои последние

деньги.

Хороводная русская песня « Пойду ль я, выйду ль я».

Гопак (от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же

глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец.

Возникновения гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках.

Поэтому первоначально в нём принимали участие исключительно мужчины. Характерные

черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец:

передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки

весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют

лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок,

прыжков,

вращений

и

пр.

Финал

гопака

бурный,

веселый,

искрометный

и

темпераментный.

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего

исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. К

специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке («разножка»), когда ноги

и руки разносятся в разные стороны. Также присутствует фигура «ползунок», когда

танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по

сцене. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

М. Мусоргский «Гопак».

Белорусский народ так же создал немало чудесных, жизнерадостных танцев. В

белорусской пляске нет такой широты и размаха, как в русской, движения некрупны по

рисунку, доступны. Особенной популярностью пользуется танец-песня «Бульба», который

отражает жизнерадостность и непосредственность народа. «Бульба» по-белорусски

означает

«картошка».

Известно,

что

Беларусь

это

страна,

где

основной

сельскохозяйственной деятельностью является выращивание картофеля. Танец «Бульба»

показывает

зрителю

трудовой

процесс,

связанный

с

посадкою,

обработкою

и

выкапыванием картошки. В классическом танце «Бульба» участвуют одни девушки.

Очевидно, исторически молодые люди были заняты в этот момент более важными делами.

Зато девушки имеют возможность продемонстрировать и свое трудолюбие, и свой

беззаботный нрав, и свое танцевальное искусство. Танец «Бульба» - это прекрасный

пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как

можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске. Музыкальный

размер

танца

2/4.

Танцу

свойственен

четкий,

точно

установленный

рисунок.

Танцевальные пары бесчисленными комбинациями создают сложные узоры, схожие на

цветочный орнамент. Танцовщицы то сходятся в большой круг, то разбиваются на

несколько маленьких, то выстраиваются в колоны, затем перестраиваются в шеренги – нет

числа комбинациям и рисункам, которые можно создавать в танце «Бульба». Для

белорусского танца «Бульба» характерны притопы, бег с прыжком, галоп, веревочки,

переступания, движение «полечка» и другие.

Народный танец «Бульба».

Молдова — страна небольшая, но танцами богата не меньше, чем садами и

виноградниками. Весёлые, живые, зажигательные танцы молдаван рождены под ярким

солнцем. Аккомпанементом для танцев служит игра на скрипке, дудках, свирелях,

цимбалах, барабанах. Один из самых популярных танцев называется молдовеняска, что

значит «молдавская». Музыкальный размер танца — 2/4, темп очень быстрый. По своему

построению молдовеняска немного напоминает песню с куплетами и припевами. Припев

— и все танцующие встают в круг, быстро кружатся. Иногда одна пара стремительно

кружится в центре круга. Куплет — и танцоры разбегаются из большого круга по парам

или встают в маленькие круги или линии, делают разные фигуры. Припев — вновь все в

круг! Среди движений много прыжков и подскоков, чётких притопываний, ударов

каблучками, лёгкий танцевальный бег, боковые шаги, резкие выбрасывания то одной, то

другой ноги, пружинящие движения вверх-вниз. Часто танцоры наклоняют корпус вниз, а,

выпрямляясь, вскидывают руки вверх, будто навстречу солнцу. Во время танца танцоры

хлопают в ладоши и издают весёлые подзадоривающие возгласы.

Народный танец «Молдовеняска».

Лезгинка — это общее название для всех быстрых кавказских танцев, которые

в культуре разных народов называются по-разному. Лезгинку исполняют под музыку

с ритмом в 6/8. Ее принято танцевать во время праздников — календарных, свадеб, дней

рождения — и на сцене. Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что

значит «орел». И поэтому лезгинку часто называют «танцем орла»: мужчина-танцор

олицетворяет гордую хищную птицу, а его распахнутые руки символизируют орлиные

крылья. В парной лезгинке девушка становится «лебедем» — метафорической добычей,

которую в танце «орел» настигает. Лезгинку могут танцевать и только мужчины, и только

женщины (что бывает достаточно редко), однако самая зрелищная и самая часто

исполняемая лезгинка — парная. И когда ее танцуют двое, она становится танцем-

диалогом, в котором партнеры могут только языком пластики и движений выразить свои

чувства друг к другу. При этом мужчина ни в коем случае не может касаться партнерши,

даже платья: это считается проявлением неуважения и порицается. А девушка, в свою

очередь, не имеет права смотреть прямо в глаза партнера. Танцоры-мужчины часто

танцуют лезгинку с кинжалами. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое: таким

танцем молодые люди демонстрируют свою удаль, бесстрашие, силу воли и искусство

обращаться с оружием. Разные народы Кавказа танцуют лезгинку по-разному: с особым

темпераментом, под особые мелодии и даже с разными правилами. Например, в чеченской

парной лезгинке, страстной и быстрой, начинать танец должен мужчина, а завершает его,

наоборот, девушка. И ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец

ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша

заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца.

М. Парцхаладзе «Танец».

Для самых страстных и темпераментных поклонников ритмопластики и движения

свои двери открывают школы испанского танца. Фламенко, сальса, танго – это лишь

небольшая часть танцев, которые вы сможете изучить, посещая студию испанского танца.

Но чтобы танцевать «Испанию», мало освоить движения и заучить их комбинации.

Испанский

танец

требует

большой

самоотдачи.

Здесь

нужен

особый

характер,

свободолюбивая суть, способность без оглядки любить, ревновать, страдать, прощать и

даже ненавидеть. Эти эмоции, пережитые страстным сердцем и открытой душой,

однажды

смогут

стать

правдивым

и

ярким

испанским

танцем.

Исторически сложилось, что именно на берегах Андалузии и в других провинциях

Испании жили самые страстные и темпераментные мужчины и женщины. Они умели

любить и страдать без оглядки. Их страсть создала танец, любимый по всему миру.

Сложно найти группу танцев более эмоциональную, чем испанские. Мощнейший заряд

энергии, идущей от сердец танцоров, притягивает внимание зрителей. Фламенко – это,

пожалуй, наиболее страстный и любимый всеми испанский танец. Именно фламенко

танцуют под гитару, сопровождая его выстукиваньем кастаньет и четкими дробями

каблуков. Во время исполнения фламенко танцор открывает свое дуэнде, то есть свою

душу, погружаясь в состояние своеобразного транса.

Часто на сцене танцоры

выкрикивают то, что у них на душе. Концентрация эмоций в этом танце максимальная.

Большую роль играет костюм – он яркий, с множеством воланов на объемных юбках у

женщин и рукавах у мужчин.

А. Глазунов «Испанский танец» из балета «Раймонда».

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под

названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры

барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не

удостаивался такого внимания. В чем его секрет? В названии танца заложена его главная

особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает

«полшага». Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька

не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на

территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия.

Получается, что полька — это чешский национальный танец. Согласно легенде, танец

придумал преподаватель Франтишек Гилмар. На самом деле, история жанра выглядит

весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они

зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались

— слияние двух танцев и стало началом польки. Танцу было характерно близость

партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов,

как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга. Сплетни,

разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил

Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были

наполнены страстью и романтикой. Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие

страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый

фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на

сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его

начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и

веселым нравом этого танцевального стиля. Полька — это не только танец, но и

музыкальный стиль. Множество композиций,

написанных в духе зажигательной

хореографии было написано за время существования жанра. Полька «Трик-трак» Иоганна

Штрауса-младшего, Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, вот несколько известных имен,

чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

М. Глинка «Полька».

Вальс – танец, который знают все. Его танцуют на выпускных вечерах и свадьбах,

на знаменитых Венских балах и в сельских клубах. Вальс — один из самых романтичных

и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой

эйфории. Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или

курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного

происхождения данного танца точно не знает никто. История гласит, что вальс произошел

от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали

парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов.

Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы,

движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента

современного вальса. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев

множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при

дворе. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Подвергался гонениям .Может

вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и

других композиторов эпохи романтизма. К концу 19 века вальс стал полноправным

танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория,

страстная

любительница

бальных

танцев,

в

особенности

вальса.

Вальс

как

инструментальный

жанр

весьма

популярен

у

композиторов

классиков.

Кроме

вышеупомянутых Штрауса и Ланнера, к жанру вальс часто обращались Шопен,

Чайковский, Прокофьев, Глинка. И во многом благодаря им, вальс так популярен и

любим. Современный вальс многогранен и полон разновидностей – медленные и

степенные, быстрые и стремительные. Но всех их объединяет одно – трехдольный размер

с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» – вот пульсация вальса, его ритмическая

структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само слово «вальс» произошло от немецкого

«walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно

отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.

Э. Григ «Вальс».

Как и многие танцы других народов, венгерские зародились, как древние

ритуальные действа. История венгерского национального танца начиналась в X веке.

Крестьяне складывали песни, темы которых были очень разнообразны и были посвящены

различным праздникам, историческим событиям, бытовым сценкам или обрядовым

действиям.

Популярности

венгерских

плясовых

мелодий

немало

способствовали

музыкальные произведения великих композиторов: Брамса, Листа, Шуберта. Самый

известный танец Венгрии – это чардаш. Как правило, мелодия венгерского танца делится

на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а

вторая – быстрая и темпераментная. Музыкальный размер венгерского танца – 2/4 и

4/4.Танцы Венгрии неизменно исполнялись под звуки любимых венграми музыкальных

инструментов. Духовые инструменты Венгрии – это свирель и волынка, щипковые – это

цитра, а ударные – это дарбук. В настоящее время эти народные инструменты были

вытеснены другими европейскими музыкальными инструментами. Танец «чардаш» не

имеет канонизированных форм строго установленного композиционного рисунка. Обычно

он исполняется парой или несколькими парами, но может исполняться и одним танцором.

В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и

желанию. «Чардаш» ведет мужчина. Он выбирает фигуры, направляет движения своей

партнерши. В середине танца мужчины и женщины могут одновременно выполнять

разные движения. Например: мужчины — хлопушки, женщины — вращения. К концу

танца выполняются парные вращения, мужчины поднимают девушек и переносят их с

одной стороны на другую.

И. Брамс. «Венгерский танец».

Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его

название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По

другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как

считают, и появилась тарантелла. Существует несколько легенд, связанных с этим танцем.

Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную

жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под

музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки

постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.

Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим

пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь –

«тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у

укушенного

стремительная,

необузданная

пляска,

разгоняющая

кровь

и

нейтрализующая действие яда. Тарантеллу можно танцевать в паре и соло. Особенностью

танца является его резвый, все убыстряющийся темп. Однако, если танец исполнялся

супружеской парой, то он мог быть и сдержанным - грациозным и элегантным. Старинная

тарантелла имела музыкальный размер 2/4 или 4/4, позже традиционным стал размер 3/8

или 6/8. Характерной для танца является мелодия триолями. Тарантелла представляет

собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские

национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди

использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка:

кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты

должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и

более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются

пением.

В. Гаврилин. Тарантелла из балета «Анюта».

Одиннадцатое декабря принято считать Международным днем танго, символа и

бренда Аргентины. Но не только Аргентина, весь мир празднует событие и, конечно,

танцует танго! Танго был сначала исключительно танцем мужчин. Трудно поверить, что

чувственные танцевальные движения – это история не любви, а уличной драки. Одна из

легенд рассказывает о том, что танго возникло в 1880-м году в Аргентине, когда на улице

Буэнос-Айреса вспыхнула очередная драка. Мужчины выясняли отношения, по легенде,

из-за возлюбленной. Но, как только прибыла полиция, они сумели замаскировать свой

поединок в танцевальное действо. Партнер и партнерша в танце выполняют разные шаги.

Мужчина в танго ведет, создавая танцевальный рисунок, а женщина следует за ним,

интерпретируя и украшая его шаги. Танго — чувственный и драматичный танец. Его

иногда называют «любовью на 5 минут». Во время танца партнеры переживают все этапы

человеческих взаимоотношений: встреча, возникшее влечение, жажда сближения, страсть,

предчувствие скорой разлуки и, наконец, неизбежное расставание в конце танца. Танго —

это танец объятия. Партнер и партнерша очень тесно прижимаются друг к другу, рука

мужчины крепко обхватывает талию женщины. Как бы то ни было, танцевать, так близко

прижавшись к девушке, в то время было неслыханно. А причудливые сплетения рук и ног

в танце считались просто вульгарными. Танцевать танго с девушкой можно было только в

кабаках и публичных домах, причем девушка была вправе потребовать за это деньги.

Светское общество не принимало танго очень долгое время. Пусть и неофициально, танго

захватило Аргентину и просочилось в салоны и танцевальные школы Европы. И хотя

кайзер Германии Вильгельм запретил своему двору танцевать этот танец, Папа Римский

назвал его «бесстыжим танцем», а английская королева вовсе отказалась танцевать «это»,

танго все равно набирало популярность. Франция и другие европейские страны

«обтесали» и облагородили танго так, что его можно было танцевать на светских

мероприятиях. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия, танго стало диктовать моду.

А. Вильельдо «Танго [El Choclo]».



В раздел образования