Напоминание

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в средней школе в условиях ФГОС.


Автор: Дьяченко Юлия Семеновна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Локотская СОШ №3
Населённый пункт: пгт Локоть, Брасовский район Брянской области
Наименование материала: презентация
Тема: Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в средней школе в условиях ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




Организация эффективной

контрольно-оценочной деятельности

в средней школе в условиях ФГОС.

Подготовлено учителем

МБОУ ЛСОШ № 3

Брасовского района Брянской

области

Дьяченко Ю.С.

«… входя в состав универсальных

учебных действий , оценка и

контрольно-оценочная деятельность

выступает и как самостоятельный

элемент содержания образования,

который необходимо формировать и

развивать.»

Что такое оценивание?

Оценивание – это определение позитивных

и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества

образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий

определять развитие, прогресс в

преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции

деятельности обучаемых, с помощью

которого учитель определяет уровень

подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и

поступки, результаты своей деятельности.

Способы осуществления

оценивания.

Количественный

показатель

Отметка.

Результат

тестирования в

баллах.

Качественный

показатель

Словесные

высказывания о

процессе и

результате работы.

Эмоциональная

реакция.

Правила новой технологии оценивания.

Оценивается любое, особенно успешное действие, а

фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е.

умения по использованию знаний.

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге

(внешняя оценка +самооценка).

За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих

овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка

ставится только по желанию ученика, так как в процессе

овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на

ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по

итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый

должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет

право пересдать.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех

уровней успешности: необходимый уровень - знания,

соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»;

программный уровень–функциональной грамотности –

«отлично»;необязательный максимальный уровень-

«превосходно».

Приемы оценочной деятельности.

«

Лесенка

»

«

Лесенка

»

Материал усвоен

Требуется

помощь или

коррекция

Не понял, как

выполнить

задание.

Приемы оценочной деятельности.

« Светофор»

Я умею сам

Я умею, но

не уверен

Нужна помощь.

Словесные

оценивания

Приемы оценочной деятельности.

Лист учебных достижений

.

Цель:

отследить

динамику

продвижения

учащихся в

достижении

предметных и

метапредметн

ых результатов.

При создании

учитывать:

программу и

требования к

обязательному

минимуму

содержания

образования.

Приемы формирования самооценки

Приемы формирования самооценки

Диалог « Учитель-ученик»

1.

В начале урока совместно с детьми выясняется, какие

важные проблемы предстоит решить;

2.

При подведении итогов урока задаются следующие

вопросы:

Выполнение этой работы мне понравилось (не

понравилось) потому, что…

Наиболее трудным мне показалось…

Я думаю, это потому, что…

Самым интересным было…

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-

другому сделал следующее…

Я бы хотел попросить своего учителя…

Принципы оценочной деятельности.

Оценивание является постоянным процессом.

Оценивание может быть только критериальным.

Оцениваться с помощью отметки могут только

результаты деятельности ученика и процесс их

формирования, но не личные качества ребенка.

Оценивать можно только то, чему учат.

Принцип распределения ответственности между

различными участниками образовательного

образовательного процесса;

Отдаётся приоритет самооценке школьника;

Принцип объективности оценки;

Принцип открытости процедуры и результатов оценки;

Комплексный подход к оценке результатов образования

Оценка динамики образовательных достижений

младших школьников.

Принципы оценочной деятельности.

Особое значение

придается:

Упорству, старанию,

труду;

Достигнутому успеху;

Личной позиции ученика;

Возможностям ребенка

достичь большего

результата.

Поощряется:

Смелость ума, умение

сомневаться, способность

идти на разумный риск;

Готовность защищать

свою точку зрения;

Творческий подход;

пытливость,

любознательность;

Самоконтроль,

способность оценить

свою работу;

Стремление находить и

исправлять свои ошибки

Изучение методов педагогической

диагностики в соответствии с

новым ФГОС

Педагогическая диагностика в профессиональной

работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию учителю

для принятия обоснованных педагогических

решений и воздействий на объект;

2) выполняет роль канала обратной связи для

получения сообщения о результатах этих

воздействий, а в случае необходимости —

подсказывает пути их коррекции.

Педагогическая диагностика – область

деятельности учителя, в содержание которой

входит целенаправленное изучение особенностей

и возможностей личности учащегося с целью

оптимального решения педагогических задач.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта :

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления

аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан

проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале

учебного года, по результатам I полугодия и в конце года —

проверяет также умение школьника применять полученные знания

в нестандартных ситуациях.

виды

задачи

Предварительная

(вводная)

выявление исходного уровня, состояния детей для

составления

программы

развития

детей,

плана

работы.

промежуточная

оценка эффективности педагогических воздействий,

своевременная

коррекция

программ

развития,

составление дальнейшего плана работы.

итоговая

выявление

достигнутого

уровня

развития

способностей,

экстренная

необходимая

коррекция

для

детей

выпускных

групп,

комплексная

оценка

педагогической деятельности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы

педагогической диагностики подразделяются :

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия

какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ

продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические (для количественного измерения) : шкалирование,

тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного

развития; тесты специальных способностей в различных областях

деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических

достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти,

мышления, характера и др.); тесты для определения уровня

воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных,

социальных и других качеств).).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод

применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также

он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя

для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо

зарекомендовавших себя приемов работы.

4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ,

программирование, сообщение результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования в качестве нового образовательного

результата предлагает совокупность основных

образовательных результатов личностных, метапредметных

(универсальных учебных действий: познавательных,

регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов

освоения основной образовательной программы.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и

личностных качеств требует изучения и разработки

диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня

развития

выпускника

по

различным

критериям.

Для

проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики

по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма

проведения

диагностики

как

один

из

этапов

урока

или

организация педагогического наблюдения за особенностями

личностного

развития

учащихся

в

течение

1-2

недель.

-

Карта наблюдений за особенностями личностного

развития ребенка

- Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и

самоотношения.

- Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных

категорий и адекватности оценки наличия у себя

нравственных качеств (промежуточная диагностика).

- Методика «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах

человека, ха рактеризующих его гражданскую сферу.

Личностные УУД

1. Методика «Как поступить?»

Цель: выявление отношения ребенка к нравственным

категориям «честность», «принципиальность», в

ситуациях, связанных с нарушением моральных норм

(выходная диагностика).

2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств

личности, проявляющихся в его отношениях к другим

людям (выходная диагностика).

3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л.

Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

Метапредметные УУД

1. Методика “Ковёр”

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового

взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной

задачи.

2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант

методики

«Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по

передаче информации и отображению предметного содержания и

условий деятельности.

3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной

методики Рене Жиля).

Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения

ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная

диагностика).

Коммуникативные УУД

Проведение педагогической диагностики и ее анализ —

дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если

учитель задумывается о действительных результатах

своей педагогической деятельности, хочет достичь

результатов, опре-деленных в новом стандарте

начального образования, педагоги-ческая диагностика

оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Оценка – это правильное

кровообращение,

без нее неизбежны застой и

болезненные явления.

Н. Островский



В раздел образования