Автор: Ольга Дмитриевна Гунько
Должность: Преподаватель фольклора
Учебное заведение: МУДО "Турочакской ДШИ" Иогачский филиал
Населённый пункт: с.Иогач
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологическая поддержка при выступлении
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО
МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ
Пояснительная записка В современном музыкальном исполнительстве нет более сложной и
вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема концертных выступлений и подготовка к
ним. Концертное выступление - это особая форма музыкальной деятельности, которая помогает
более точно выявить музыкальные способности, динамику развития юного музыканта, пробуждает
исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение,
эмоциональную отзывчивость, артистизм. Она предполагает владение определенным комплексом
теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного интеллектуального,
музыкального, артистического совершенствования. Практический опыт выдающихся
исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений, некоторые
аспекты данной проблемы затронуты в работах А.Л. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, В.И.
Петрушина, Л.Л. Бочкарева, Ю.А. Цагарелли. Остальной материал рассредоточен по
монографическим исследованиям, статьям, интервью, мемуарам отдельных музыкантов (Г.М.
Коган, Я.В. Флиэр, Г.Г. Нейгауз, К.С. Савшинский, В.Т. Спиваков и др.). Значительный вклад в
решении проблемы психологической готовности внес К.С. Станиславский своими трудами
«Работа актера над собой» и «Об искусстве театра», а также методика А.В. Алексеева
«Психомышечная тренировка», разработанная им для юных спортсменов, но может применяться и
у музыкантов. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических
сторон деятельности исполнителя, поэтому педагогам музыкальных школ необходимо
ориентироваться в элементарных основах современной психологии, знание которых поможет в
подготовке учащихся к концертным выступлениям. Начиная с первого года обучения в
музыкальной школе, учащиеся приобщаются к тайнам исполнительского искусства путем
непосредственного участия в творческом процессе воплощения авторского замысла, демонстрируя
свои достижения, музыкально-эмоциональные и исполнительские возможности на сцене.
Выступления на академических концертах, зачетах, экзаменах, конкурсах, формируют эстрадное
поведение, исполнительскую волю учащегося, способствуют развитию глубокого интереса к
исполнительскому искусству, рождают потребность самовыражения, общения с публикой. Целью
данной работы является выявление наиболее универсальных и действенных методов и условий
для формирования психологической подготовки и осуществления концертного выступления
начинающих музыкантов-исполнителей. Глава 1. Эмоциональная составляющая концертного
выступления и способы преодоления отрицательных эмоций во время выступления 1.1 Понятие
«психологическая подготовка». Доктор педагогических наук, профессор психологии В.И.
Петрушин полагает, чтобы успешно выступить на сцене, исполнителю нужно быть в
«оптимальном концертном состоянии» (ОКС), а чтобы овладеть этим состоянием, необходимо
иметь хорошую физическую, умственную и эмоциональную подготовку. Два последних
компонента включают и психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом
самочувствии музыканта-исполнителя. «Психологическая адаптация к ситуации публичного
выступления заключается в следующем: за несколько дней до выступления мысленно представить
себе то место, где он (исполнитель) будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к
тем условиям, в которых будет проходить выступление». С первого же выступления учащиеся
сталкиваются со сложными исполнительскими задачами, поскольку исполнение музыкального
произведения на любом этапе обучения – это не только кульминация и итог работы, грамотное
воспроизведение текста, но и живой процесс воплощения творческого замысла самого
исполнителя перед публикой. Поэтому кроме технических навыков исполнителю необходим еще
эмоциональный подъем, требующий оптимально высокой степени активности всего организма,
всех его систем, когда специфическая форма возбуждения порождает состояние творческого
вдохновения. Именно предконцертное эмоциональное волнение придает исполнителю
необходимую уверенность, а исполнению яркость и выразительность. Значимость эмоционального
компонента прослеживается В.Ю. Григорьевым уже на начальном этапе обучения, когда процесс
выступления порождает у учащихся специфические переживания и сопровождается
психологическими состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской
деятельности. К ним относятся: предвосхищающие эмоции (переживания результата
предстоящего исполнения); непредсказуемость результата (успех, провал, оценка); социально-
психологические факторы (присутствие публики, нахождение на сцене); уникальность
исполнительского процесса (однократное проигрывание, невозможность повтора) и т.д. Таким
образом, концертное выступление повышает требования ко всем профессионально-важным
качествам юного музыканта-исполнителя. Регулярные выступления учащихся, их обязательность,
решение исполнительских задач, возникновение особых состояний, отсутствующих в других
формах учебного процесса, позволяют выделить их как самостоятельный вид учебной
деятельности, родственной профессиональному музыкально-исполнительскому процессу. Дело в
том, что специфика и уникальность учебных выступлений подчеркивается еще и тем, что ни
процесс исполнения в классе, ни даже тщательно подготовленная инсценировка выступления на
репетиции не дают возможности воспроизвести реально переживаемую ситуацию самого
выступления на сцене. В процессе обучения готовность к выступлениям и их результат
определяются не только общим уровнем достижений учащегося, но и особенностями его
предконцертного эмоционального состояния, эстрадного волнения, а так же уровнем развития
эмоционально-регулятивных способностей, то есть психологической готовностью к выступлению.
Поэтому в учебновоспитательской деятельности особое значение имеют эмоции и
предконцертные эмоциональные состояния. Их качественный знак (отрицательные эмоции – от
легкой неуверенности до панического страха, или положительные – от приподнятости до
бравурности), а так же уровень эмоционального возбуждения (низкий, оптимальный, высокий) и
мотивация выступлений, - все это оказывает тормозящее или стимулирующее влияние, замедляя
или активизируя психологическую и физическую (двигательную) деятельность учащегося. При
отрицательных эмоциональных состояниях затрудняется переключение внимания, повышается
рассеянность, ухудшается работа мышления и памяти, снижаются острота слуха и зрения, нередко
появляется тремор (дрожание конечностей), и гипергидроз (чрезмерная потливость), скованность
и зажатость движений рук, нарушение их беглости и точности. Мышечно-двигательные ощущения
притупляются. Особая опасность отрицательных эмоциональных состояний заключается в том,
что, укрепляясь в устойчивые фобии (навязчивые переживания в определенной обстановке, страхи
конкретного содержания; социофобия – эстрадобоязнь, страх публичных выступлений), они
вызывают у детей появление неуверенности в себе, тормозят развитие эмоционально-волевой
сферы, способствуют появлению нервных расстройств. При положительных же эмоциональных
состояниях, наоборот, улучшаются концентрирование и целенаправленность внимания,
проявляются гибкость и активность мышления, его логичность и последовательность,
стабильность и ясность процессов памяти, обостряются слух и зрение, повышается активность,
скорость и контроль движений, появляется ощущение свободы. Поэтому предконцертное
эмоциональное состояние, имея своеобразную саморегулирующую функцию, воздействует на
дальнейший процесс обучения, ибо результат исполнения, как и эмоции, связанные с подготовкой
и непосредственно исполнением на эстраде, не только стимулируют или подавляют потребности и
интерес к выступлениям, но и способствуют развитию музыкальных способностей или тормозят
его. 1.2. Особенности формирования навыков саморегуляции эмоциональных состояний . Из
практики педагогического опыта и приемов, направленных на регуляцию эмоциональных
состояний детей, наиболее распространенное мнение гласит, что сильнее волнуются в основном
лишь те учащиеся, которые менее способны или мало занимаются, соответственно, они не
обладают необходимым уровнем развития профессиональных навыков. Н.А. Римский – Корсаков
был убежден, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». Безусловно,
недоработки в концертной программе отрицательно влияют на психологическое состояние
ученика. Однако от эстрадного волнения страдают не только нерадивые ученики, но и
прославленные музыканты, что свидетельствует о том, что это психологическое состояние никак
не связано со степенью готовности программы. Поэтому владение музыкантом – исполнителем
процессами саморегуляции ничуть не менее важно для успешного выступления, чем грамотная и
тщательная работа над программой. Безусловно, на всех этапах обучения, работе над
формированием навыков саморегуляции должно уделяться пристальное внимание. Ведь
саморегуляция включает в себя такие компоненты как: * самооценка, *самонастройка, *
самоконтроль и *самокоррекция. Самооценка является базовым компонентом саморегуляции, так
как от ее адекватности зависит адекватность и эффективность других компонентов саморегуляции.
Заниженная самооценка провоцирует тревожность, а, следовательно, и эстрадное волнение.
Большинство педагогов находят отсутствие волнения у учащихся младших классов и указывают
на такие свойства как непосредственность, детскость. С этим связывают большой интерес
младшеклассников к концертным выступлениям и, независимо от результата, положительное к
ним отношение. Наблюдая особенности предконцертных переживаний детей среднего возраста,
почти все педагоги отмечают появление у большинства подростков нестабильности поведения на
сцене, глубоких и сильных отрицательных эмоций - тревожности, страха, паники, и их
разрушительное воздействие на процесс исполнения. Именно в подростковом возрасте дети, как
правило, начинают волноваться, когда самооценка в той или иной мере понижается у всех.
Педагоги чаще всего выделяют три типа предконцертных психологичеких состояний: стойкие
отрицательные состояния у одних, стабильное « творческое» волнение у других, и нестабильность,
ситуативность состояния и результатов у третьих. Поэтому так важно отмечать положительные
качества учащегося, поощрять его даже за самые незначительные успехи, внушать уверенность в
своих силах и помнить, что критика и самокритика эффективна только в репетиционный период, а
непосредственно перед выступлением может только навредить. Самонастройка музыканта-
исполнителя – это процесс саморегуляции психических состояний, эмоций и чувств, связанных с
концертным выступлением, то есть психоэмоциональная готовность. Работа над формированием
грамотной самонастройки охватывает значительный период до и после концерта. Доктор
психологических наук и кандидат педагогических наук А.Л. Готсдинер определил 5 фаз
сценического волнения: 1 фаза - длительное предконцертное состояние (она наступает, как только
известна дата выступления); 2 фаза – непосредственное предконцертное состояние (когда
возникают разные типы волнения: волнение-подъем, сопровождающееся легкой эйфорией,
нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, повышением остроты мыслительных и
двигательных реакций, возрастанием скорости принятия решений, наиболее желательное
волнение для яркого, эмоционального выступления; волнение-паника, которое связано с сильным
перевозбуждением, с суетливостью движений, с отсутствием сосредоточенности, потливости рук,
с тревожностью, вырастающей до страха, отчего исполнение становится неуправляемым;
волнение-апатия, угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления
уходят на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль – « скорее бы все это
закончилось»); 3 фаза – время выхода на сцену (самая короткая и острая фаза эстрадного
волнения, редко остается в памяти, проходит как в тумане); 4 фаза – начало выступления (ученик
должен посвятить время на внутреннюю подготовку, собраться, сосредоточиться, мысленно
вспомнить темп, динамику, услышать внутренним слухом начало произведения, важно на
репетициях закрепить основные детали концертного выступления, а также поведения, выхода на
сцену, поклоны и т.д.); 5 фаза – послеконцертное состояние (когда эмоциональные перегрузки не
прекращаются с уходом со сцены, а продолжаются еще довольно долго, когда радостный подъем
или чувство усталости, недовольство собой или запоздалое желание сыграть по-другому, требуют
бережного отношения к ранимой детской психики ученика). Методы формирования
психологической готовности учеников к концертному выступлению можно разделить на две
группы: *методы формирования общеличностной готовности; *методы формирования
ситуативной готовности к концертному выступлению. К методам формирования общеличностной
готовности относятся: 1) имаготерапия, когда ученику предлагается скопировать поведение
исполнителя, отличающегося высоким профессионализмом. 2) психомышечная тренировка,
основанная на последовательном расслаблении мышц, в результате чего достигается
умиротворенное состояние (метод разработан А.В. Алексеевым для юных спортсменов, но
актуален и для музыкантов). Формирование ситуативной готовности к концертному выступлению
необходимо начинать с понимания того, что эстрадное волнение – естественная реакция на
ситуацию выступления, и не нужно бороться с волнением как таковым, а нужно корректировать те
его формы (волнениеподъем, волнение-паника, волнение – апатия), которые мешают успешному
выступлению. Весьма действенным средством преодоления негативных форм эстрадного
волнения и формирования грамотной самонастройки является позитивное отношение к
концертному выступлению во всех его аспектах. Так, присутствие публики можно рассматривать,
как хорошую возможность проявить себя, поделиться своими мыслями и чувствами с аудиторией.
Для снижения эмоционального напряжения эффективен метод переключения со стресс-фактора на
другой объект, лучшим объектом в данной ситуации должна быть исполняемая музыка.
«Волнуйся за композитора! Чем больше в тебе будет волнения за него, тем меньше останется
места для волнения за себя; если ты панически волнуешься за себя - значит, ты недостаточно
взволнован той музыкой, той пьесой, которую играешь»,- говорил Г.М. Коган. Самоконтролем
применительно к музыкально-исполнительской деятельности является процесс целенаправленного
восприятия исполняемого произведения при одновременном сопоставлении реального звучания с
эталоном звучания этого произведения, имеющимся в сознании ученика. Доктор психологических
наук Г.С. Никифоров разработал учения о самоконтроле как фундаментальном психологическом
механизме, в структуру которого включены следующие компоненты: * контролируемая
составляющая, объектом которой является сам процесс исполнительской реализации,
интерпретации музыкального произведения; *эталонная составляющая, состоящая, в свою
очередь, из следующих уровней: 1. эталон на уровне деятельности, концепция интерпретации
произведения; 2. эталон на уровне действия, то есть собственно интерпретация произведения; 3.
эталон на уровне операций, представления звучания отдельных звуков и аккордов.
Информационная ценность эталонной составляющей в основном зависит от таких качеств, как
музыкальная память, музыкальное мышление и воображение, поэтому развитие именно этих
компонентов музыкальности является основным условием эффективного самоконтроля
исполнителя. Самокоррекцией музыканта-исполнителя называется процесс анализа и исправления
различного рода погрешностей, возникающих в процессе выступления. Здесь необходимо
учитывать, что ситуация концертного выступления, в процессе которой музыканту приходится
принимать те или иные решения о самокоррекции, кардинально отличается от ситуации обычной
репетиционной работы. Поэтому для формирования навыков самокоррекции уже в
подготовительный период создается «модель» концертного выступления с условием достаточной
готовности программы, исполнением целиком и в полную силу, в заданных темпах, с
воплощением музыкального содержания и т.д. Следует отметить, что для качественного,
надежного концертного исполнения, саморегуляция занимает особенно важное место, так как
стимулирует такие значимые состояния как заинтересованность, увлеченность, вдохновение,
уверенность и решительность. 1.3. Педагогическое воздействие на выработку положительных
эмоциональных состояний. Представляют интерес и особенности педагогического воздействия,
общения с учеником в период предконцертной подготовки. Некоторые педагоги целенаправленно
формируют у своих питомцев раннюю самостоятельность, когда ученик должен почувствовать
себя «хозяином» сцены, рояля, что «на сцене он будет один, что все уже сделано на уроках в
классе». На репетициях эти педагоги дают возможность ученику самому приспособиться к
инструменту, обстановке, без лишних наставлений и замечаний. Иные позиции занимают
педагоги, опекающие своих учеников вплоть до выхода на сцену, считая, что их необходимо «
настроить», «зарядить», «вдохновить». Есть педагоги, которые варьируют стиль и методы своего
воздействия на учеников, основываясь на своем опыте и интуиции: одного ученика можно
оставить в покое, а другому необходимо все время внушать уверенность в себе, третьего порою
даже растормошить, разозлить или слегка насторожить. Но самый распространенный
педагогический метод, направленный на выработку у детей необходимого эмоционального тонуса
– словесное внушение, нацеленное на выработку положительных эмоций, бодрого настроения,
уверенности в себе. Однако при всей значимости причин отрицательных эмоциональных
состояний, особенно важными являются особенности свойств личности детей, их возрастные
индивидуальные различия. Поэтому наиболее стабильным по результатам оказывается
индивидуально-вариативный стиль педагогического воздействия: умение наилучшим образом
настроить учащегося, создать для него по возможности благоприятный душевный климат
накануне концертного выступления. 1.4. Особенности мотивационной сферы при подготовке к
концертному выступлению. И все же доминирующая роль в предконцертных эмоциональных
состояниях принадлежит мотивационной сфере учащихся, ибо эмоции, их особенности являются
«механизмом» движения, деятельности и всегда «отражают отношения между мотивами
(потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им
деятельности субъекта» (А.Н. Леонтьев «Избранные психологические произведения»). Поэтому,
рассматривая эмоциональные состояния, а именно эстрадное волнение, необходимо раскрыть суть
и особенности мотивационной сферы личности. Мотив (лат. moveo – двигать) - основной
побудитель деятельности, отсюда понятие деятельности всегда связано с понятием мотива. И хотя
деятельность человека, в том числе и учебно-исполнительская, обычно бывает полимотивирована
(одновременное действие нескольких мотивов), один из мотивов приобретает основное значение и
становится ведущим. Ведущий же мотив обычно подчиняет остальные, он может усиливать или
ослаблять другие. Особенность ведущего мотива еще и в том, что он приобретает субъективный
личностный смысл, может стать не только двигателем развития личности, но и менять общую
направленность деятельности. Данные многочисленных исследований доказывают, что
решающим фактором формирования личности является воспитание интересов, потребностей,
мотивов поведения, направленности всей мотивационной сферы. Отмечено, что в процессе
развития и становления личности ее мотивационная сфера, система ценностей, интересов,
потребностей могут расширяться и изменяться. Все это является одним из важнейших условий
направленного, формирующего педагогического воздействия на протяжении всех этапов
обучения. Как показывает практика, некоторые сложности игры на инструменте, приспособления
к нему, освоения навыков звукоизвлечения, обусловливают известное в музыкальной педагогике
явление – чрезмерное внимание к техническому развитию учеников, отрабатыванию игровых
приемов и автоматизации навыков. Безусловно, технически продвинутому ученику легче
преодолеть излишнее эмоциональное напряжение во время концертного выступления, так как,
обладая в целом свободой пианистического аппарата, ученик относительно легче преодолевает
мышечное напряжение. Необходимо отметить, что психологические факторы играют не меньшую,
а нередко и большую роль в успешности концертного выступления ученика, чем его техническое
мастерство и степень подготовки. Каковы же особенности исполнительских мотивов, основы
которых необходимо формировать с первых шагов обучения? Это, прежде всего, потребности,
связанные с желанием играть на публике, обращаться к слушателям, то есть социогенные
потребности, которые формируются на основе творческой увлеченности конкретным
произведением, направленности и установки на решение художественных задач, на потребности
их реализации и, в первую очередь, - на основе любви к музыке. Самые сложные технические
проблемы решаются, если ученику интересно работать, если он увлечен. Большую роль в
продвижении ученика так же играет правильный подбор репертуара не только с точки зрения
практической и технической целесообразности, но прежде всего, разучиваемое произведение
должно нравиться ученику, вызывать живой, непосредственный отклик. «Горячая влюбленность в
то, что играешь,- говорил Я.В. Флиэр,- помогает преодолеть стрессовые состояния с их шлейфом
повышенной тревожности, болезненной возбудимости». Основным принципом подбора
репертуара должно быть нахождение произведения соответствующего индивидуальным
психологическим особенностям ученика, то есть максимально доступным и интересным.
Сложность репертуара должна быть оптимальной, чтобы не нарушался исполнительский процесс,
темп разучивания, стиль и способ закрепления материала. Глава 2. Методические рекомендации
по формированию психологической подготовки и осуществлению концертного выступления
учащихся класса «фортепиано». 2.1 Предконцертная подготовка начинающего музыканта-
исполнителя. В исследовательской литературе много описаний предконцертного состояния,
поведения на сцене выдающихся пианистов, которые носят сугубо индивидуальный характер,
однако в ней прослеживаются общие методические рекомендации, способствующие успешной
подготовке и осуществлению концертного выступления. Проанализировав психолого-
педагогическую, музыкально-психологическую и методическую литературу, можно проследить и
общие методические рекомендации по данной проблеме. Представляют большой интерес
методические рекомендации музыковеда и педагога В. Ю. Григорьева в его книге «Исполнитель и
эстрада» для преодоления негативных форм эстрадного волнения и адаптации к условиям
концертного выступления во всех его аспектах. 1. Процесс выступления: благоприятно для
психического состояния оказывает тщательная отработка на репетиции элементов эстрадного
поведения (выход на сцену, уход со сцены, поклон, вплоть до улыбки при поклоне, с чувством
достоинства и скромности). 2. Инструмент: проводить репетиции в том зале, где предполагается
выступление, с исполнением всей программы, в такой же последовательности, что и на самом
концерте, как можно чаще репетировать именно на том рояле, на котором будет проходить
выступление, учитывать специфику концертного зала, исполнение программы должно быть более
ярким, « выпуклым». 3. Присутствие публики: программа концертного выступления обязательно
должна быть обыграна в присутствии публики, приглашать других преподавателей и учеников,
родителей, друзей. 4. Одежда: продумать заранее одежду для выступления, она не должна
стеснять движения и быть вызывающей, обувь должна быть удобной, на низком каблуке, так как
для пианиста обувь оказывает существенное влияние на педализацию. 2.2 Предконцертный
режим. Также необходимо учитывать и то, что на психоэмоциональное состояние существенно
влияет степень общего физического и психологического утомления, для предотвращения которого
требуется грамотный предконцертный режим. По мнению В.Ю. Григорьева: - за несколько дней
до выступления нежелательно увеличивать количество занятий и изменять их содержание, не
портить то, что уже сделано; - желательно корректировать время занятий и репетиций, чтобы оно
совпадало со временем выступления (дневное, вечернее), что позволяет учитывать
психофизическое состояние; - приучать к сосредоточенности, создать необходимую
эмоциональную и мышечную настройку, установить начальный темп произведения; - расход
энергии и концентрация энергии не репетиции не должны выходить за пределы физических
возможностей исполнителя; - играть немного в день выступления, желательно в спокойных
темпах, эмоционально сдержанно, полезно обдумать произведения с нотами в руках. 2.3 Методы и
приемы преодоления сценического волнения. Как уже говорилось раннее, эстрадное волнение –
естественная реакция на ситуацию концертного выступления, поэтому нет смысла бороться с
волнением как таковым, а необходимо корректировать те его формы, которые мешают успешному
выступлению. К основным причинам концертного волнения относятся: *- несоответствие
исполняемых произведений музыкальным и техническим возможностям ученика;* -
недоученность произведения или его отдельных фрагментов;* - переоценка своей
ответственности, повышенная самокритика;*- непривычное мышечное состояние рук, ног,
судорожные движения; *- слабая нервная система, болезнь, недомогания. Методы и условия
преодоления негативных последствий эстрадного волнения: *- грамотно подбирать репертуар, в
соответствии с индивидуальными способностями и техническими возможностями ученика, не
идти путем «натаскивания» и механического зазубривания текста, так как это приводит к
невыразительному исполнению, неуверенности и скованности на сцене. (Венгерский
музыкальный педагог Карл Флеш так писал об этом «… следствие такого ограничения свободы
чувствований есть внутреннее недовольство из-за невозможности полного единения с духовным
содержанием исполняемого сочинения, а за этим идет и внешняя неудача»; *- уверенное
овладение музыкальным произведением с использованием всех видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной, эмоциональной) детально, «изнутри»; *- активное освоение
произведения и, запоминания наизусть (уместно напомнить о четырех способах запоминания
музыкального произведения польского пианиста Иосифа Гофмана: 1 способ - работа с текстом без
инструмента, при помощи внутреннего слуха; 2 способ - работа с текстом за инструментом,
проигрывание для уяснения и схватывания общего его художественного смысла, далее следует
детальная проработка, то есть вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные
места, выставляется удобная аппликатура и в медленном темпе осваиваются непривычные
исполнительские движения; 3 способ – работа над произведением без текста (нот), то есть
наизусть, а когда произведение выучено наизусть, оно нуждается в регулярном повторении для
закрепления в памяти; 4 способ - наиболее трудный, работа без инструмента и без нот, чередуя
мысленные проигрывания без инструмента с реальной игрой на инструменте, можно добиться
предельно прочного запоминания); * - частые репетиции перед любой аудиторией способствуют
выработке волевых качеств, смелости, самообладания, сосредоточенности: * - не переоценивать
свою ответственность за выступление, убедить ученика сосредоточиться на качестве звука,
сделать акцент на осмысленное выразительное исполнение; *- увлеченность музыкой, свободная
мысленная ориентация в исполняемом произведении способствует проявлению таких состояний
как « заинтересованность, вдохновение, решительность, уверенность», которые в свою очередь,
дают установку на успех; *- качественное исполнение зависит от физиологической подготовки,
поэтому при излишней напряженности, зажатости рук предложить ученику поиграть мощным
звуком, в медленном темпе трудные места в произведении, а потом поиграть с повышенной
активностью, упругостью мышц, не вызывая состояния стресса, паники, со всеми его негативными
последствиями; * - хорошая физическая подготовка (занятие плаванием, бегом, футболом,
танцами, хореографией), дающая ощущение мышечной силы, выносливости и хорошего
настроения, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время выступления,
положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией
внимания, мышления и памяти; * - приобретение опыта концертных выступлений, частое
исполнение репертуара в концертной практике, активное участие в классных, тематических,
общешкольных концертах, всевозможных конкурсах, фестивалях, достаточно регулярно играть
при большой аудитории, «выступая посредником между композитором и слушателем».
Английская пианистка и педагог Лилиас Маккиннон дает совет, помогающий преодолеть
негативные эмоции, возникающие при волнении: «Ошибка, которую допускают многие, состоит в
попытках «бороться» с волнением, стараясь побороть страх, что только ухудшает положение,
благоразумный же музыкант обратит свое внимание к случаям, когда он выступал с особым
успехом: тогда приятные эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание
сосредоточено на чем-то другом. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если
прошлые неудачи рассматривать, как полезный урок, если сознательно направить свои мысли на
что-нибудь приятное, тогда и появляется чувство уверенности в себе…» Подготовка к
концертному выступлению – сложный, многогранный процесс, затрагивающий не только
исполнительское мастерство, но и проблему психологической готовности музыкантаисполнителя
к концертному выступлению. Успешность выступления на сцене напрямую зависит не только от
качества и надежности выученных произведений, но и от уровня психологической готовности
исполнителя к общению с публикой. Из педагогической практики можно сделать вывод, чем чаще
выход на сцену, тем больше уверенность в собственных силах, а методы подготовки должны
основываться исходя из индивидуальных качеств музыканта-исполнителя. Задача педагога,
правильно настроить ученика, направить все его внимание на осмысление той музыки, которую он
будет исполнять. В данной работе была сделана попытка раскрыть тему формирования
психологической подготовки и осуществления концертного выступления учащихся класса
фортепиано, которые я использую в своей практике. Ученикам своего класса, начинающим
музыкантам-исполнителям, я также рекомендую заниматься физическим развитием, заниматься в
спортивных секциях, танцевальных кружках, сочетая музыкальное и физическое образование.
Имея собственный опыт, одновременно заниматься музыкой и спортом, (являясь КМС по
художественной гимнастике), убеждаюсь в целесообразности выработки у юных музыкантов
таких качеств, как смелость, выносливость, привычка добиваться намеченных целей, дисциплина,
умение владеть собой, воспитание силы воли и характера. Вышеизложенные методы, приемы и
рекомендации помогают моим ученикам преодолевать сценическую тревожность и боязнь
концертных выступлений, помогают в приобретении внутренней уверенности в своих силах, что
отражается на качестве исполняемых произведений. Из опыта большинства выдающихся
музыкантов-исполнителей можно «резюмировать», что нужное им внутреннее состояние на
эстраде обретается через сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на таких
вещах, как качество звучания, фразировки, тембро-динамика, ритмическая нюансировка и прочее.
Если удается, по выражению К.С. Станиславского, «вцепиться в материал», дальше все
налаживается уже само собой, исполнительский процесс входит в нормальное русло. Очень
актуально выглядят рекомендации В.Т. Спивакова: « Артисту нужно совершенно точно
представлять, что он должен сделать на сцене. По возможности точно видеть свои творческие
цели и задачи. Сосредоточиться только на них. Если перед началом выступления удается
мысленно собраться на том, что собираешься сделать на эстраде (здесь я сыграю так-то, а тут
тото), уже заметно избавляешься от нервозности. Входишь в нужное творческое состояние. Если
начнешь размышлять, как важно это выступление, кто сидит в зале, представлять ярко
освещенную сцену, воображать чьи-то лица, то исполнению явно не позавидуешь. Думать в
принципе нужно о конкретном. А выйдя на эстраду, заставлять себя усилием воли воплощать все
намеченное». Концертное выступление является важнейшим этапом в исполнительской
деятельности ученика и основной задачей подготовки музыканта-исполнителя к выступлениям
является воспитание исполнительских потребностей и мотивов, развитие творческого
воображения, активного отношения и переживания художественных целей и ценностей
учебноисполнительской деятельности. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Алексеев А.В.
«Преодолей себя!» Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006. Алексеев
А.Д. «Воспитание музыканта-исполнителя». Советская музыка, №2. 1980. Баренбойм Л.А.
«Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974. Бочкарев Л.Л. « Психологические
аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей». Вопросы психологии. - 1975 -№1.
Готсдинер А.П. «Музыкальная психология». Москва 1993., «Дидактические основы музыкального
развития учащихся». Сб.: Вопросы музыкальной педагогики,№1 - М.,1980. Григорьев В.Ю.
«Исполнитель и эстрада». Москва: Классика-ХХI.- 2006. Докшицер Т.Ф. «Путь к творчеству».
М.,1999 Клещов С.В. «Волнение на эстраде и методы его устранения». Советская музыка .-1936.-
№1. Коган Г.М. « У врат мастерства», «Работа пианиста». М.,2004. Никифоров Г.С. «Психология
самоконтроля». Издательско-Торговый дом «СКИФИЯ». 2020 Петрушин В.И. «Музыкальная
психология» М., 1993.. Станиславский К.С. «Работа актера над собой», «Об искусстве театра». М.,
ВТО. 1982. Цагарелли Ю. А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное
пособие». СПб; Композитор Санкт-Петербург, 2008. Цыпин Г.М. « Портреты советских
пианистов. Я.В. Флиэр». М.: Советский композитор, 1990. «Музыкант и его работа. Проблемы
психологии творчества. М., 1988. – Кн.1. Карл Флеш «Воспоминания скрипача». М., 1977
Якобсон. П.М. « Психология художественного восприятия». М.,1964.