Автор: Утемишева Галина Касимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 10 , МБДОУ № 207
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование инновационных методов и приёмов в работе учителя-логопеда для развития психических процессов у неговорящих детей
Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед Утемишева Гузяль Касимовна.
Физкультурные паузы и мелкая моторика.
Многие учёные (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина) считают, что развитие мелкой
моторики пальцев рук положительно влияют на становление детской речи. В специальной
литературе имеется описание приёмов для развития моторики пальцев рук у детей с
нарушениями речи.
Учитывая возможность проблемы, высокую плотность занятий логопеда, мы решали эти
проблемы в тесном контакте с воспитателями и родителями детей логопедических групп. Вначале
воспитатели занимались с детьми индивидуально в свободное от занятий время. Однако такая
эпизодическая учебная деятельность не давала желаемого эффекта. Возникла необходимость
выделить время в занятиях воспитателя, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики
регулярной и результативной.
Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в этих целях двигательных минуток
на занятии с детьми. Физминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для
переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки,
связанной с сидением. Традиционные физкультурные паузы проводились в унисон с речевыми
текстами детей. Это заставило нас более тщательно подбирать для каждого упражнения
подходящий по смыслу стихотворный текст. Задачи включали продуманное сочетание игр и
упражнений для тренировки пальцев в сопровождении речи. Общая сумма времени для каждого
ребёнка составила 6-9 минут. Наблюдения показали, что у большинства детей возникли
трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений
замедленный.
Особой популярностью пользовался теневой театр, когда дети с помощью пальцев
«конструировали» различных животных, предметы.
Такой подход позволил регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что
положительно сказывается на коррекции речи детей.