Напоминание

Ионная химическая связь


Автор: Головина Светлана Анатольевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №111
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ионная химическая связь
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Ионная химическая связь».

Цель: сформировать знания о механизме образования ионной связи, а также по формулам химических веществ

определять ионную связь.

Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны

-знать определения таких понятий как «химическая связь», «ион», «ионная связь»;

-уметь определять типы химических связей в соединениях.

Программные требования к результатам.

Личностные

:

• Демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом

собственных интересов;

• проявляют уважительное отношение к старшим (учителю) и одноклассникам и результатам их деятельности;

• оценивают свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

Предметные

:

Знают:

• положительно и отрицательно заряженные ионы;

• механизм образования ионной химической связи.

Умеют:

• устанавливать причинно - следственные связи: состав вещества - вид химической связи - свойства;

• составлять схемы образования молекул соединений с ионной связью;

Владеют:

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные

знания.

Метапредметные:

Познавательные:

• умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

• выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• предвосхищают результат и уровень усвоения;

• ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и

дискуссии;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.

Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной

картины мира.

Технология: интерактивного обучения (работа в группах).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемное обучение

Оборудование:

ПСХЭ

Д.И.

Менделеева,

интерактивная

доска. Учебник Химия.

8

класс:

учеб.

для

общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 286с. На демонстрационном столе: модель

кристаллической решетки хлорида натрия; вещества: дихромат калия, перманганат калия, сульфат меди (II),медный

купорос.

Домашнее задание:

§10, выучить определения. Упр 2 стр 66.Придумать свои примеры с ионной связью.

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

К: учебное сотрудничество с

учителем и одноклассниками.

I. Организационный момент.

Слушают, настраиваются на

работу.

1. Приветствие (1 мин.)

Совместное приветствие и настрой на активную

работу на уроке.

Р: ставят учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено, и того, что

ещё неизвестно

Л: демонстрируют ответственное

отношение к обучению и

проявляют интерес к предлагаемой

деятельности с учётом

собственных интересов

II. Актуализация знаний (4 мин.). Фронтальная

беседа по вопросам:

- Что такое ионы?

- Какие бывают ионы по числу атомных ядер? То есть,

чем они могут различаться?

- Какие виды ионов вы уже знаете из курса физики?

Отвечают на вопросы.

Знают понятия «ион»; «простые

ионы», и «сложные ионы»;

«катионы» и «анионы».

К: обмениваются знаниями между

членами группы для принятия

эффективных совместных

решений;

III. Изучение нового материала (25 мин.)

1.Самоопределение к деятельности.

Внимание, на интерактивной доске вы видите

П: проявляют инициативу в

ситуации общения;

Р: предвосхищают результат и

уровень усвоения;

целеполагание, постановка

учебной задачи, прогнозирование.

несколько химических формул веществ.

Как вы думаете, что их объединяет?

С помощью наводящих вопросов ученики определяют,

что в их состав входит металл и неметалл. Чем

отличаются атомы металлов и неметаллов? Атомы

металлов имеют относительно большие атомные

радиусы, небольшое число электронов на внешнем

энергетическом уровне.

Атомы же неметаллов имеют относительно небольшие

атомные радиусы, большое число электронов на

внешнем энергетическом уровне.

Поэтому атомы металлов легко отдают свои

электроны, превращаясь в положительно заряженные

частицы - ионы, а атомы неметаллов принимают их,

также превращаясь в ионы, но только отрицательно

заряженные. Как же будет называться такая связь -

ионная. Итак, как же мы сформулируем тему

сегодняшнего урока.

Верно.Тема сегодняшнего урока «Ионная связь».

Ученики записывают число и тему. А теперь

попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

Ребята пробуют определить цель урока. Учитель

корректирует выбор цели. Итак, цель сегодняшнего

Учащиеся отвечают на

вопросы.

Делают выводы о разном числе

электронов на внешнем уровне

и разных атомных радиусах.

Приходят к выводу о различной

способности притягивания

электронов.

Учащиеся уточняют и

урока ознакомиться с механизмом возникновения

ионной связи и свойствах веществ с данным видом

связи.

согласовывают тему урока.

Учащиеся ставят цель урока.

Л: развивают навыки

сотрудничества с учителем и

сверстниками в разных учебных

ситуациях; руководствуются

этическими нормами

(взаимопомощь, ответственность)

при выполнении групповой

работы;

П: умеют выбирать смысловые

единицы текста и устанавливать

отношения между ними;

Р: предвосхищают результат и

уровень усвоения;

К: обмениваются знаниями между

членами группы для принятия

эффективных совместных

решений;

формулируют собственное мнение

и позицию, аргументируют их.

2. Работа по теме урока:

а) Восприятие и осмысление нового материала.

Вопросы на экране: - Что происходит между атомами

при отдаче и принятии электронов? - Сколько

электронов на внешнем энергетическом уровне у

аргона? - Как атом может получить стабильное

постоянство электронов? - Какие химические элементы

способны отдавать электроны? - Какие химические

элементы способны принимать электроны?

Обсуждение найденных ответов на вопросы, учитель

помогает, исправляет, уточняет.

Рассмотрим образование ионной связи на примере

соединения хлорида натрия:

атом ион

Na + 11) ) ) - е → Na + 11) )

2 8 1 2 8

атом ион

Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) )

2 8 7 2 8 8

Работа с презентацией (работа в

группах)

Работа с учебником (работа в

группах)

Учащиеся отвечают на

вопросы.

Рассматривают сxему

образования xлорида натрия.

Na

0

- 1ē → Na

+

Cl

0

+ ē → Cl

-

Na

0

+ Cl

0

→ Na

+

Cl

-

ионное соединение

Число электронов изменилось. У натрия на один

электрон больше, а у хлора на один электрон меньше.

Ребята, на примере данной схемы попробуйте

сформулировать выводы.

Отвечая на наводящие вопросы,

учащиеся формулируют

выводы,

которые записывают в тетрадь:

1. Связь возникает между

металлами и неметаллами.

2. В процессе образования

связи электроны от атомов

металлов переходят к атомам

неметаллов.

3. Атомы металлов и

неметаллов превращаются в

ионы.

4. Связь, возникающая между

ионами, называется ионной.

5. Связь поддерживается за

счет сил электростатического

Р: владеют основами

самоконтроля и самооценки;

П: выделяют обобщённый смысл и

формальную структуру задачи;

К: владеют монологом и диалогом

в соответствии с нормами

публичной речи и соблюдают

регламент в монологе и дискуссии

Рассмотрим образование ионной связи, образованной

при взаимодействии атомов кальция и кислорода.

Работа с учебником §10.

б) Первичная проверка понимания.

На слайде представлены вещества: Н

2

, КBr, CaF

2

, K

2

S,

СО, K

2

O, CaO. Выберите среди предложенных формул

соединений те, молекулы которых образованы при

помощи ионной связи: Напишите схемы образования

химической связи для веществ- КBr и CaF

2

.

притяжения.

Обсуждение ответов.

Учащиеся работают

индивидуально, учатся

записывать схему образования

ионной связи.

Учащиеся работают в группах и

отрабатывают умения

записывать схему образования

ионной связи.

Л: развивают навыки

сотрудничества с учителем и

сверстниками в разных учебных

ситуациях руководствуются

этическими нормами

(взаимопомощь, ответственность)

при выполнении групповой

работы;

П: умеют выбирать смысловые

единицы текста и устанавливать

отношения между ними;

Р: формулируют учебную задачу

на основе соотнесения того, что

уже известно учащимся, и того,

что ещё неизвестно.

Проверка, как учащиеся справились с этим заданием.

IV. Первичное закрепление (5 мин.)

Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных

знаний и произвести самопроверку или

взаимопроверку.

1.В каком ряду находятся вещества только с ионной

связью – назвать выбранные вещества, указать заряды

ионов:

1) AlCl

3

, H

2

O, NH

3

;

2) Li

2

O, KBr, CaS;

3) Na

2

O, SO

3,

Br

2.

2. Напишите схему образования химической связи в

молекуле

K

2

S.

Проверка выполненной работы.

Учащиеся работают в парах.

Записывают ответы в тетрадях.

Проверка выполненной работы.

К: участвуют в групповой работе,

сотрудничают с одноклассниками.

Л: оценивают свою деятельность,

определяя по заданным критериям

ее успешность и способы ее

корректировки;

П: выбирают основания и

критерии для сравнения.

Р: выделяют и осознают то, что

уже усвоено и что ещё подлежит

усвоению.

V. Рефлексия (3 мин.)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели на

уроке?

Оцените вашу работу на уроке - что уже усвоено и что

ещё подлежит усвоению.

Учитель раздаёт листочки с вопросами и просит

ответить, поставив + или -.

На уроке было над чем подумать.

На уроке я работал(а) добросовестно.

На все вопрос, возникающие в ходе урока, я

получил(а) ответ.

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно

смог(ла)

-Я не доволен(льна) тем, что сегодня

Оценивание качества и уровня

усвоения.

Индивидуальная работа

учащихся.

Каждый ученик анализирует

свою работу на уроке и

отвечает на вопросы.

. К: владеют монологом и

диалогом в соответствии с

нормами публичной речи и

соблюдают регламент в монологе

и дискуссии;

формулируют собственное мнение

и позицию, аргументируют их.

Л: проявляют уважительное

отношение к учителю и

одноклассникам и результатам их

деятельности.

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

Есть ли у кого - то вопросы по пройденному

материалу?

Испытывал ли кто - то трудности при выполнении

заданий?

А ты запомни главное и твердо это знай.

Любые связи –сила. А сила –это… Продолжите?

Обоснование некоторых

учащихся оценки своей

деятельности.

Вывод.

Литература.

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2- изд. -М.: 2013г.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна

«Химия-8». М., 2004г.

3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.

4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен,

2006г.

5. Штремплер И.Г. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996.



В раздел образования