Автор: Халдина Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 8"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Формирование читательской компетенции на уроках окружающего мира
Тема: "Формирование читательской компетенции на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
«Формирование читательской компетенции
на уроках окружающего мира».
При изучении предмета «Окружающий мир» ученики работают с научно-
познавательными текстами учебника, что, несомненно, требует достаточного
уровня развития навыков работы с информацией. Однако зачастую на уроках
изучение темы сводиться к беседе, вопросы которой повторяют содержание
учебного материала знакомое ученикам, тем самым снижается качество
изучения материала, мотивация учеников. Так же хочется отметить, что
оценка
достижения
планируемых
результатов
в
начальной
школе
предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ,
которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики
должны выполнить задания по предмету «Окружающий мир». При этом
осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее
в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое
высказывание
в
письменной
форме.
Таким
образом,
возникает
необходимость еще с начальных классов развивать умение работать с
научными текстами.
Для формирования читательской компетенции на уроках окружающего мира
на основе текстов учебника я использовала следующие приемы:
1 «Вставь слово». Данный прием помогает найти информацию в тексте и
выполнить задания в рабочих тетрадях. С 1 по 4 класс задания усложняются
– нужно вставить не только слова, но и дописать правила поведения, дать
разумный совет.
2 Развитию умения подбирать в тексте «ключевые слова», которые являются
наиболее
важными
или
запоминающимися
в
изученном
материале
способствует приём «Выделение ключевых понятий». Учителю лучше
всего указать количество таких слов. Ученики должны обосновать свой
выбор. Ключевые слова можно использовать для составления рассказов или
определения некоторых понятий.
3. Прием «Блиц-опрос»
помогает развивать реакцию и активизировать
речевую деятельность, проверить знания по любым предметам.
4. При проведении «Блиц-турнира» задаю вопросы, а учащиеся отвечают в
быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. У ребят
улучшается реакция на любые поставленные вопросы. (не пугаются, отв.
быстро)
5. С целью развития языковой догадки, провожу блиц-игру «Собери тему»
на основе филворда. Учащимся выдаю карточки с филвордом, в котором
зашифрована тема урока. Слова читаются по ломанной линии.
6. Чтобы научить обучающихся самостоятельно выбирать или придумывать
вопросы по тексту, я использую прием «Ты – мне, я – тебе». Дети задают
друг другу вопросы по содержанию текста в парах, группах.
7. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Цель этого
приёма – стимулирование внимательного чтения. Чтение превращается в
увлекательное путешествие. Этот приём способствует развитию умения
классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять
новое.
8. Задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды,
ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме
урока
9. Чтение дополнительных текстов использую как индивидуальные задания
для сильных учащихся. В то время как во время урока работаю с основным
составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания:
«Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».
10. Раз в две недели устраиваю на уроке познавательную минутку, во время
которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из
истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких
познавательных минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Темы
согласовываем с основным содержанием урока.
11.
Систематически
использую
на
уроках
приемы
технологии
критического мышления через чтение и письмо в начальной школе, так как
они
является
эффективным
средством
формирования
читательской
компетенции младших школьников и обеспечения на этой основе повышения
качества знаний («Найди ошибку»,
«Пометки на полях,» составления
маркировочной таблицы «Знаю, Хочу, Умею», « Чтение с остановками» и
др.)
Таким образом, развитие читательской компетентности способствует росту
сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов,
умению
ими управлять,
сознательно их регулировать.
Влиянием
на
читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность
обучения и на всю личность
школьника в целом.