Авторы: Зубцова Тамара Николаевна, Стручкова Алена Петровна
Должность: учителя - логопеды
Учебное заведение: МОБУ ДО ЦПМСС "Доверие"
Населённый пункт: г.Мирный
Наименование материала: статья
Тема: «Как формируется навык письма? Нейропсихологический подход»
Раздел: начальное образование
«Как формируется навык письма? Нейропсихологический подход»
Письмо –один из сложнейших видов деятельности человека, процесс формирования
которого занимает весь период обучения в начальной школе.
Как же формируется письмо, что лежит в основе нормативного навыка?
Психологическая структура письма довольно сложная («Очерки психофизиологии письма
А.Р.Лурия) и можно выделить как минимум три этапа.
На первом этапе это масса задач в виде анализа звука, нахождение нужной буквы, которая
соответствует этому звуку, запоминание буквы и ее написание, а иногда сложность
представляет написание даже отдельных ее элементов.
На втором этапе, помимо анализа буквы, ребенок должен научится писать целые слова,
предложения и даже ряд мыслей. Не просто буквы, а сочетания букв, слова, которые
складываются в предложения.
И,
наконец,
на
третьем
этапе
можно
выделить
письменную
речь
как
серию
автоматизированных, почти не осознаваемых операций, которые входят в наше сознание
лишь при затруднении.
Также похожая схема формирования навыка письма предложена учеными М.М.
Безруких и Л.Е. Любомирским.
1 этап –аналитический. Ребенок осваивает отдельные элементы при написании букв, с
постоянной регуляцией каждого элемента. На данном этапе, каждый двигательный акт –
каждая палочка, каждое закругление –представляют собой отдельную задачу. Между
двигательными актами, когда «я рисую один элемент, а потом другой или чуть позже, когда я
рисую одну букву, а потом другую букву», есть продолжительные паузы, ребенок должен
вспомнить, должен спланировать этот моторный акт, обеспечить коррекцию движения под
контролем зрения, сравнить то, что нарисовал с образцом, который предъявлен учителем,
правильно ли написал.
2 этап- синтетический, когда ребенок может объединить все освоенные элементы в какую-
то целостную структуру и потихоньку происходит возможность переключения с элемента на
элемент, с движения на движение –т.е. целая серия движений (серийная организация
движений). Но на этом этапе механизм письма не совершенен.
3 этап- автоматизация движений письма. На этом этапе мы видим автоматизированные
движения, когда пауз довольно мало, паузы сокращаются по времени. Ребенок может
регулировать темп письма. Он может писать быстрее, может писать чуть медленнее. В целом
все компоненты оказываются уже сформированными.
И если аналитический этап возникает в дошкольном возрасте, в возрасте 6-7 лет, то на
автоматизацию письма ребенок должен выйти в 3 классе в 9-10 лет. К 4 классу эти
процессы должны быть сформированы. Синтетический этап охватывает 1-2 классы.
Посмотрим
на
формирование
письма
с
точки
зрения
нейропсихологии.
Нейропсихологическое строение письма представляет собой многокомпонентный навык
состоящий из ряда компонентов, обеспечивающих ту или иную сторону.
Любая ВПФ является системой и состоит из множества компонентов, в разных видах
деятельности эти компоненты могут менять свой состав.
Что же нужно для процесса письма?
Прежде всего нам нужен определенный активационный потенциал- мы должны
быть в сознании, мы должны бодрствовать, должны быть достаточно включены и
сконцентрированы для того, чтобы работать над заданием, но не перевозбуждены, т.е. когда
ребенок начинает себя будоражить, тормошить, крутиться, смеяться без устали- это значит он
находится не в том функциональном состоянии, которое помогает оставаться ему
сконцентрированным, внимательным. Энергетическое обеспечение (наш « аккумулятор»,
«батарейка») позволяет нам быть включенным. Это обеспечивают человеку подкорковые
структуры головного мозга.
Второе, что важно - поставить себе цель –писать, спланировать текст. «Если я даже
включен, активен, не перевозбужден, но мне не интересно слушать инструкцию учителя и я
не собираюсь ей следовать» - никакого письма и текста не будет. За эти процессы отвечает
функции программирования, регуляции и контроля ( лобные отделы коры головного мозга).
От их оптимального функционирования будет зависеть во многом успешность реализации
навыка письма.
Но быть активным, ставить себе цели писать
–это еще не все, очень важно
анализировать те звуки речи, которые ребенок слышит. Чтобы записать слово, я должен
услышать это слово правильно, записать правильно, значит, звуки я должен уметь различать
между собой. Ребенок должен слышать где согласная глухая, а где звонкая, где мягкая, где
твердая . За эти процессы отвечают височные отделы (слуховое восприятие).
Важно
узнавать
буквы и различать их между собой. Нам важно, слыша звук
понимать какая буква должна быть написана и вспомнить образ этой буквы, вспомнить эту
букву как картинку. За зрительное восприятие, за возможность удержания образа буквы
ответственны затылочные отделы коры больших полушарий (зрительное восприятие).
Еще один важный компонент –умение ориентироваться на листе бумаги.
Это
сформированность зрительно-пространственного восприятия, которое позволяет нам понять
– где левая, где правая сторона, где нижняя, где верхняя часть. Понять, где находится
строчка, а где межстрочное пространство, которое не будем задействовать при письме, но в
которое
могут
попадать
отдельные
элементы
некоторых
букв.
Также
зрительно-
пространственное восприятие позволяет нам определить в какую сторону будет повернута
буква (в нашем алфавите есть буквы ориентированные в левую или в правую сторону. Буква
«З» например пишется в левую сторону, а «Е» в правую). За эту функцию отвечают теменно-
височно-затылочные отделы на пересечении теменно-височной и затылочной области,
которые позволяют нам анализировать пространство и пространственное расположение
предметов по отношению к друг другу.
Также важно иметь моторный образ буквы, и понимать что происходит с нашей
рукой - она сейчас расслаблена, напряжена, что происходит сейчас с нашим телом, как мы
будем двигать рукой в следующий раз- за эти функции отвечают теменные отделы правого и
левого полушария.
Нижнетеменные отделы в большей степени будут отвечать за кинестетическое восприятие (
проприоцептивное), за обратные сигналы от нашего тела, о том какие сейчас мышцы
напряжены или расслаблены. А верхнетеменные отделы в большей степени будут отвечать за
тактильное восприятие (мы положили руку на стол или на бумагу, какая бумага- шершавая,
гладкая).
Еще один важный момент –это возможность плавно переключаться от одного
элемента программы к другому (серийная организация движений), от одного элемента
буквы к другому, от одной буквы к другой букве за это отвечают премоторные отделы
( заднелобные отделы коры больших полушарий) и реализуют возможность переключения с
одного движения на другое. И мы говорили, что этот компонент очень важен для навыка
автоматизации навыка письма и чтения.
Если от кинестетической переработки будет зависеть аккуратность подчерка и понятность
подчерка, то от сформированности последнего компонента будет зависеть скорость письма
ребенка ( можно писать быстро, но совершенно непонятно). Можно красиво –но медленно
(даже в 4 классе с трудом переключаясь от одного к другому элементу)
Каждый из этих компонентов невероятно значим для всей функциональной системы
письма. И если какой-то компонент нарушен . то мы увидим и нарушение навыка письма и
нарушение каких –то других психических процессов , навыков и умений.
При каждой дефицитарности любого компонента будут определенные, какие – то свои, не
похожие на другие нарушения (несформированные компоненты).
Учителя –логопеды Зубцова Т.Н., Стручкова А.П.