Напоминание

Письма к воображаемой ученице — педагогическое ноу-хау XIX века


Автор: Савранская Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Письма к воображаемой ученице — педагогическое ноу-хау XIX века
Раздел: дополнительное образование





Назад




Письма к воображаемой ученице — педагогическое ноу-хау

XIX века

Имя великого педагога и удивительного композитора Карла Черни

(1791-1857)

знает

каждый,

кто

соприкасался

с

обучением

игре

на

фортепиано. Сочинения Черни традиционно сопровождают становление

пианиста на всём пути — от первых шагов в музыкальной школе до

оттачивания мастерства в высшем учебном заведении.

Детальному разбору, анализу и обсуждению методических публикаций

Черни посвящено множество интереснейших исследований, рефератов и

научных работ. В этой статье я бы хотела рассказать о малоизвестном

эксперименте великого педагога — эпистолярном методе обучения.

Речь пойдёт об удивительной книге: «Письма Карла Черни об изучении

игры на фортепиано». Свою методику гениальный австриец изложил в

десяти письмах к воображаемой ученице — 12-летней девочке. Если бы в те

времена существовал интернет, этот формат можно было бы сравнить с

онлайн-курсом, где уроки выходят с определённым интервалом, чтобы

ученики успели усвоить материал. По сути своей, «Письма» — это учебное

пособие для начинающих пианистов, причём очень подробное. А по форме

— ближе к литературному произведению, не лишённому даже некоторой

интриги. Письма Черни были переведены на русский язык уже давно, но

почему-то не стали известны широкой аудитории — среди моих коллег,

например, я ни от кого не слышала даже упоминания о таком любопытном

эксперименте Черни.

Недавно издательство «Планета музыки» выпустило «Письма» в

формате маленькой изящной книжечки в мягкой обложке. К сожалению, в

моём экземпляре оказалось много досадных опечаток (плохая работа

корректора), но это не мешает оценить задумку и масштаб педагогического

труда. Книгу можно легко найти в интернет-магазинах, в том числе в

цифровом виде. Расскажу подробнее о самих письмах.

В предисловии Черни подчёркивает, что «Письма» принесут пользу

«ученикам всякого возраста и во всякую эпоху их учения». В то же время

автор уточняет, что «эта брошюрка» (так он сам называет книгу) лишь

дополняет основной его труд — фортепианную школу. Черни заранее

раскрывает читателям свой замысел: «Я предполагаю, что мне поручено

следить за успехами в игре образованной и даровитой двенадцатилетней

ученицы, живущей далеко от меня, и в коротких дружественных и весёлых

письмах обращать её внимание на всё, что может служить ей к лучшему

уразумению

и

приложению

правил,

которые

излагаются

в

каждой

фортепианной школе». Каждое письмо представляет собой урок по

определённой теме, интервал между «занятиями» — два, иногда три месяца.

За это время, по мнению Черни, ученица должна «приручиться к применению

данных правил и к практическому их употреблению», то есть усвоить

теоретическую часть и отработать её за инструментом.

Переводя на язык нашего времени, можно сказать, что Черни

разработал

дистанционную

учебную

программу,

рассчитанную

на

конкретный промежуток времени — около полутора лет при регулярной

интенсивной нагрузке. Сегодня это мог бы быть полноценный онлайн-курс,

дополняющий очные занятия с педагогом. Полагаю, что в период ковидных

ограничений такой метод мог бы стать отличным подспорьем для многих

педагогов музыкальных школ и училищ.

Сложность учебной программы «Писем» идёт по нарастающей. В

самом начале мы читаем о постановке руки, «познании клавиш и нот», а в

последних письмах речь идёт уже о теории музыки, импровизации и законах

гармонии. Не буду подробно раскрывать содержание всех писем, скажу

буквально несколько слов о каждом.

Письмо первое: «Начальные правила хорошей игры на фортепиано».

В нём Черни подробно рассказывает Милостивой Государыне (так он

обращается к девочке), о правильном положении тела за фортепиано и

постановке рук. Также освещается тема разбора нот, записи нотного текста.

В качестве практики ученице предлагается ежедневно играть упражнения и

гаммы. Причём гаммы нужно стремиться освоить все и играть сразу двумя

руками.

Важный момент — Черни уточняет предполагаемую нагрузку и

регулярность очных занятий с учителем: «Весьма полезно, что Ваш учитель

занимается с Вами ежедневно в течение одного часа. Если сверх этого Вы

посвятите ежедневно час (или если возможно и два часа) для собственного

упражнения, то нескольких месяцев будет достаточно»

для освоения

начального этапа обучения. Итого: 2-3 часа в день! Как видим, Милостивая

Государыня всерьёз намерена стать пианисткой.

Письмо

второе

«Об

ударении,

звуке

и

приёмах

в

игре

на

фортепиано». Здесь учитель концентрируется на теме звукоизвлечения и

важности регулярных упражнений для беглости пальцев. К практической

части занятий добавляются «диатонические скáлы» — аккорды и арпеджио.

Черни очень подробно описывает правильное «размещение пальцев» при

ежедневных упражнениях. Отмечу, что педагог не только даёт указания, но и

активно работает с возможными возражениями юной ученицы, процитирую:

«Ах, эти гаммы», — восклицаете Вы вновь в Вашем письме, — «это

невыносимо усыпительно! Неужели эти вещи так необходимы, как о том

беспрерывно твердит мой учитель?» Действительно так, Милостивая

Государыня. Эти гаммы необходимы не только для начинающих, но даже

искуснейшие артисты могут их употреблять и упражняться в них с

пользою».

Письмо третье: «О такте, разделении и аппликатуре или

размещении пальцев». Здесь Черни говорит о важности соблюдении такта,

темпа, метроритмических рамок и знаков при ключе. Во второй части урока

детально

разбирается

тема

аппликатуры.

Письмо

заканчивается

трогательным и обнадёживающим пассажем: «Я так уверен, что точное

соблюдение всего вышесказанного доставит Вам возможность преодолеть

в короткое время все начальные затруднения, что ласкаю себя надеждою

получить от Вас в следующих письмах подтверждение моих верных

предположений. И за тем остаюсь Вашим и проч. и проч».

Письмо четвёртое: «О выполнении и украшениях музыкальных

сочинений».

Черни

доказывает

Милостивой

Государыне,

что

нужно

находить время не только для разучивания новых пьес, но и для повторения

уже пройденных. Далее переходит к разбору штрихов и музыкальных знаков

(legato,

crescendo

и т.д.). Здесь педагог остроумно критикует «дурные

привычки» пианистов, например:

«Один из важнейших недостатков

состоит в усиливании ritardando и accelerato, так что весьма часто долго не

знаешь, написана ли пьеса в 3/4 или в 4/4 такта».

Письмо пятое: «О родах тонов, разучивании и разыгрывании». Под

«родами тонов» Черни подразумевает тональности и убеждает ученицу не

бояться количества знаков при ключе. Впервые поднимается тема публичных

выступлений.

«Ваш почтенный учитель весьма хорошо сделал, что

приглашал Вас иногда играть при слушателях»,

— пишет Черни. Он

доступно объясняет ученице, почему это важно, а также делится некоторыми

приёмами при выступлении на сцене.

Письмо шестое: «О выборе пьес, соответствующих для каждого

играющего

на

фортепиано».

Письмо

полностью

посвящено

выбору

репертуара для разных случаев. Не буду приводить конкретику, так как во

времена Черни огромная часть фортепианного репертуара ещё не появилась

на свет.

Письмо седьмое. «Начальные основания генерал-баса».

В

этом

письме Черни фактически завершает для ученицы курс сольфеджио и

переходит к основам науки о гармонии.

«Генерал-басом» он называет

систему гармоний в мелодии. На этом уроке и в последующих в тексте

появляется

множество

примеров

нотного

текста,

иллюстрирующих

теоретическую часть.

Письмо восьмое: «О составлении аккордов».

Тема занятия —

интервалы, консонансы и диссонансы, виды аккордов и их обращений.

Педагог счёл материал достаточно сложным для юной ученицы, а потому

частично перенёс его в следующее письмо.

Письмо девятое: «Продолжение генерал-баса». Завершается разбор

темы аккордов и их видов. Черни призывает Милостивую Государыню

упражняться в составлении аккордов во всех тональностях без исключения.

Письмо десятое. «Об импровизации». Педагог подыскивает для своей

ученицы романтичный синоним к сухому термину «импровизация» —

«фантазирование». Занятие полностью посвящено этой теме, а также

освоению вариаций. Финальная часть десятого письма показалась мне

настолько очаровательной, что процитирую её целиком:

«В

заключение

скажу,

к

величайшему

Вашему

испугу,

что

в

непродолжительном времени намерен навестить Ваших родителей, чтобы

лично убедиться в Вашем прилежании и привести о Ваших успехах приговор

строгого судьи. Невольный Ваш страх, в ожидании моего посещения, мне

очень понятен и извинителен.

С удовольствием ожидаю минуты, когда буду иметь возможность

лично удивляться Вашему, без сомнения, вполне развитому таланту.

Этим заключаю мою переписку, которою так долго Вам докучал.

Примите ещё в последний раз письменное уверение в преданности

Вашего

и проч».

Мы можем только воображать, каким чудом стало бы это учебное

пособие, если бы у Карла Черни была возможность записывать видео со

звуком. Но ведь у нас с вами, коллеги, такая возможность есть! Может быть,

эта статья вдохновит кого-то из коллег на создание авторской методики в

формате онлайн-занятий?

Список использованной литературы:

Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано, изд. Планета Музыки, 2019



В раздел образования