Автор: Романова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №15
Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Ивановское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».
Раздел: начальное образование
Предмет, класс: русский язык, 3 класс.
Учитель: Романова Оксана Ивановна
Тема урока: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».
УМК, название и автор учебника: УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык. 3 класс». Часть
1,2. Авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.
Тип урока: у
рок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.
Цель урока:
образовательная – совершенствование умения различать типы склонений, определять падежи имён существительных,
навыков грамотного безошибочного письма
развивающая – формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
навыков самоконтроля и самопроверки, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в
приобретении знаний
воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты:
Личностные:
У учащегося будет формироваться внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
1
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные
мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
Учашийся научится, получит возможность
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во
внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные:
Учашийся научится, получит возможность
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить алгоритм действий;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
Учашийся научится, получит возможность
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
2
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
совершенствование умения определять тип склонения, падеж имён существительных, правильно писать безударные
падежные окончания имени существительного
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс». Часть 1, 2.
(УМК «ПНШ»), тетрадь для самостоятельной работы №1, маршрутный лист, карточки для работы.
Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание заданий (для
обучающихся)
Виды деятельности
учащихся, формы
организации работы
Планируемые результаты УДД
Предметные
Виды УУД,
характеристики
Организационный
момент.
Самоопределение к
деятельности
Друзья мои, я очень рада,
Прийти в приветливый ваш
класс!
И для меня сейчас награда
Сияние ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый
гений,
Но без труда, урок не впрок.
Возьмём же знания и
творчество
Проверяют
готовность к уроку.
Настраиваются на
продуктивную работу
на уроке.
Личностные УУД:
развитие внутренней
позиции на уровне
положительного отношения
к школе, развитие
познавательного интереса к
учебному материалу
3
Пальчиковая гимнастика.
И вместе создадим урок.
-Внимание, девчонки!
-Внимание, мальчишки!
Приготовьте свои ручки,
Разомните пальчики:
-массаж каждого пальчика,
-колечки,
-цепочки,
-кулак, ребро,ладонь,
а теперь потрите ладошки
так, чтобы стало жарко.
Быстро передайте тепло
друг другу, соедините свои
ладошки с ладошками
соседа, улыбнитесь. Пусть
тепло души ваших друзей
согревает вас.
Елена Николаевна по
секрету мне сказала, что вы
самые умные, самые
активные и самые дружные.
Так ли это?
Так скорей, друзья, за дело!
Актуализация знаний
Поясняют
Знать, что такое
4
учащихся.
Сядьте так, будто
аршин
проглотили.
Надеюсь, что сегодня на уроке
вы не попадёте впросак,
не
будете работать
спустя
рукава
, чувствовать себя
будете
, как рыба в воде
, А
жизнь на уроке будет
бить
ключом.
-Ребята, а что я
использовала в своём
обращении к вам?/СЛАЙД
-Для чего их используют в
речи?
-Может быть, какое-то
устойчивое выражение вам
не понятно? Где можно
узнать его значение?
высказывание учителя,
вспоминают, что такое
устойчивые
выражения
( фразеологические
обороты).
-Это устойчивые
выражения, которые
употребляются в
переносном
значении.
-Чтобы делать нашу
речь яркой и точной.
С. 157. спустя рукава -
небрежно, плохо что-
либо делать;
как рыба в воде –
чувствовать себя
легко и свободно на
уроке;
бить ключом –
активно, бурно
протекает жизнь.
устойчивые
выражения и уметь их
объяснить.
Целеполагание.
Цель:
Откройте свои тетради и
красиво, каллиграфически
запишите число и месяц:
Знать: понятие
«Орфографическая
задача»
Уметь: находить в
Личностные УУД:
развитие познавательного
интереса к учебному
материалу
5
зафиксировать причину
затруднения
организовать
подводящий или
побуждающий диалог по
проблемному
объяснению нового
знания
соотнесение нового
знания с правилом в
учебнике
ввести алгоритм
применения правила
Задачи: формировать
умения строить
логические цепи
рассуждения для
определения безударных
окончаний имён
существительных
Двенадцатое декабря.
Классная работа. (Слайд 3).
-Ребята, скажите, а какой
праздник мы с нетерпением
ждём с вами? Вы любите
получать подарки? А сами
поздравляете родных и
друзей? Как можно
поздравить? А если они
далеко? А как они узнают,
что это поздравление от
вас?
/конверт на доску повесить.
/ слайд №2
Письмо Миш_(е) от
Паш_(и),
открытка Ван_(е) от
Ол_(и),
подарок Маш_(е) от
Даш_(и)
В какой части слова
пропущена буква?
Какую букву вы вставите в
1-ое слово, во 2-ое?
/карточки.
Ребята, посмотрите, у нас
мнения разделились.
Почему?
Чтобы правильно
писать безударные
окончания имён
существительных,
слове, определять её
вид.
Знать: что такое
имя
существительное,
склонение, типы
склонений, падеж
Уметь: находить
имена
существительные,
определять тип
склонения, падеж
Регулятивные УУД:
целеполагание –
формирование умения
формулировать цель на
основе того, что уже
известно и усвоено
учащимися, строить
высказывания в устной
форме
Познавательные УУД:
развивать умения извлекать
информацию из схем,
текстов
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и
понимать других;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
оформлять свои мысли в
устной форме
6
/потому что в этих словах
окончание безударное, а
значит в слабой позиции.
-Что же сделать, чтобы
правильно написать
окончание?
Сформулируйте тему урока,
цели урока.
мы должны знать
что такое имя
существительное и
уметь находить
имена
существительные в
тексте;
знать, что такое
склонение, типы
склонений и уметь
определять
склонение;
знать, что такое
падеж, вопросы
падежей и уметь
определять падежи
имен
существительных.
Фронтально
Тема урока:
«Различение
склонений
существительных.
Правописание
падежных
окончаний»
Цель:
совершенствовать
умение различать
склонения
существительных,
7
правильно писать
падежные окончания.
Работа в группах.
Восстановление алгоритма
написания падежных
окончаний.
Приложение №1
На столах у вас лежат
конверты, в которых
Перепутались пункты
алгоритма работы для
определения написания
безударного окончания у
существительного.
Помогите поставить пункты
в нужном порядке,
пронумеруйте их.
-давайте сверим с образцом.
Учащиеся
пронумеровывают
порядок шагов-
действий при
выполнении
алгоритма.
1.Поставь в
начальную форму
2.Определи
склонение
3.Определи падеж
4.Подбери опорное
слово этого же
склонения, падежа,
но с ударным
окончанием.
5.Напиши ту же
букву ,что и в
окончании опорного
слова .
6.Проверь падежное
окончание по таблице
Работа в паре.
Оценивают свои
знания и умения.
Знать:
Понятие алгоритм,
Составные части
алгоритма
написания
безударных
падежных
окончаний
Уметь: располагать
части алгоритма в
определенно
последовательности
Знать: всё об имени
существительном –
часть речи, на какие
вопросы
отвечает,что
обозначает, как
изменяется, каким
членом в
предложении
является
Личностные УУД:
развитие познавательного
интереса к учебному
материалу, способности к
самооценке своей
деятельности на основе
предложенных критериев
Регулятивные УУД:
оценивать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей,
контроль своей
деятельности способом
сравнения с образцом;
осознать что усвоено, а что
ещё подлежит усвоению;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основеего оценки и учета
характера сделанных
ошибок
Познавательные УУД:
осуществлять анализ
объектов на основе
существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное
мнение, задавать вопросы,
8
контролировать действия
своих товарищей
Потренируемся в
правильном написании
безударных падежных
окончаний
Работа в паре.
Применение и закрепление
знаний в условиях
выполнения упражнений.
Цель: организовать
выполнение учащимися
заданий на новый способ
действий
Рассуждаем по алгоритму:
Письмо Миш_(е) от
Паш_(и),
открытка Ван_(е) от
Ол_(и),
подарок Маш_(е) от
Даш_(и)
Ребята, а хотите узнать,
какими проверочными
словами пользуются мои
ученики? Эти слова всегда с
нами. (на слайде)
/рука-1скл.,
плечо-2скл.,
грудь-3скл. (любовь)
В тетрад…(и) -
нач.ф.тетрадь, 3 скл.,
Пр.п.,в степи, в тетради.
К бабушк…(е)- нач.ф.
бабушка,1скл., Д.п., к стене,
к бабушке.
На якор…(е)-нач.ф. якорь,
2 скл.,П.п., на песке, на
якоре.
В деревн….(е)- нач.ф.
деревня, 1скл., П.п., в стене,
в деревне.
Рассуждают по
алгоритму,
записывают по
образцу с
доказательствами.
Фронтально
Индивидуально
(последние два слова)
Оценивают свои
знания и умения.
Знать: алгоритм
написания
безударных
падежных
окончаний,
склонение, падеж,
опорные слова для
всех типов
склонений
Уметь:
Рассуждать по
алгоритму,
Определять
склонение, падеж,
правильно
применять опорные
слова
Личностные УУД:
развитие способности к
самооценке своей
деятельности на основе
предложенных критериев
Регулятивные УУД:
оценивать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей,
контроль своей
деятельности способом
сравнения с образцом;
осознать что усвоено, а что
ещё подлежит усвоению;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основеего оценки и учета
характера сделанных
ошибок
Познавательные УУД:
осуществлять анализ
объектов на основе
существенных и
несущественных признаков,
развивать умения извлекать
информацию из схем;
развивать умение работать в
паре
9
Задачи: выделение и
осознание качества и
уровня усвоения.
-Ребята, а хотите я вам
раскрою секрет самого
лёгкого способа проверки
безударной гласной в
окончании имён сущ.
1. Увидели
существительное, в котором
не знаем, какое окончание
писать (е или и ?). Делаем
это слово своим: -
у меня
есть …
, смотрим на
окончание и рассуждаем,
если это
сущ. Ж.р. с ь
на
конце, то пишем окончание
всегда
и
. Есле, это
не
сущ. Ж.р. с ь на конце
,
то
зовём на помощь:
«Мать-Земля,
помоги!»
берём
проверяем словом-
помощником «земля», тогда
пишем то окончание,
которое нам подскажет
слово-помощник.
Попробуем этот способ?
На площад..(и), в
Сибир..(и), по
лестниц..(е), на
лошадк..(е), на лошад..
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и
понимать других;
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
10
(и).
Оцените свои знания и
умения «+» или «-»
Физминутка
Расслабить мышцы
лёгкими физическими
нагрузками, не забывая о
теме урока.
(показываю словарное
слово)
- Я буду показывать
существительные. Если 1 скл.
- поворот туловища в лево, в
право, если 2 скл. -прыжок и
хлопок, , 3скл. – присесть,
встать. Слова:
погода, 1 повороты туловища
шофёр, 2 прыжок и хлопок
помидор, 2 прыжок и хлопок
ракета, 1 повороты туловища
шоссе, 2 прыжок и хлопок
тетрадь, 3– присесть, встать
огурец,2 прыжок и хлопок
сирень.3– присесть, встать
Встают с места и
выполняют заданные
учителем движения.
Удерживать задачу до
конца.
Выполнять простейшие
инструкции.
Словарная работа
Загадка.
-Ребята, а кто заметил,
какие слова были на
физминутке?
А теперь я предлагаю
познакомиться с новым
словарным словом.
Закройте глаза и
попробуйте представить то,
о чём я буду говорить.
Распродажа,
распродажа
Новогодняя идёт,
Все спешат сюда
Словарные слова.
11
Упражнение 99
сегодня-
Раскупает всё народ.
Сумку мы с тобой
возьмем,
И на улицу пойдем,
Там пройдемся вдоль
витрин,
И зайдем мы в…
(магазин)
/записывают словарное
слово в тетрадь, устно
подбирают синонимы ,
составляют предложения.
Магазин-лавка,
супермаркет, гастроном,
булочная.
Ребята, мы были сейчас в
магазине, а почему на
экране появился этот
предмет?
//работа с информацией на
слайде
- Ребята, а почему вдруг
здесь появился автомат?
Сннонимы - слова
одной и той же части
речи, имеющие
одинаковое или
близкое значение.
Омонимы – это слова
одной части речи,
одинаковые по
звучанию и
12
Может быть, мальчики нам
подскажут?
-Молодцы! Совершенно
верно. Это автомат АК-47.
он признан изобретением 21
века, изображён на
знамёнах и гербах
некоторых стран, принят на
вооружение во многих
странах мира. Михаил
Тимофеевич Калашников –
конструктор с мировым
именем.
Магазин-это часть
оружия,
ёмкость для
размещения патронов в
определённом порядке.
Это слова омонимы.
написанию, но
совершенно разные
по лексическому
значению.
Пальминг
Применение и закрепление
знаний в условиях
выполнения упражнений.
1). Работа с учебником,
словарём
Упр.132.
1.
Списать 2 предложения.
Выделить в них обращения.
2.Выделенные слова
поставить в н.ф. и записать в 3
столбика.
3. В каждый столбик дописать
по 3 примера из словаря.
Дети работают
самостоятельно.
У доски 1 ученик.
1скл. 2скл. 3скл.
горчица трюм фасоль
лапша изюм соль
Знать: склонение
существительных,
типы склонений,
падежи
Уметь: определять
тип склонения,
Изменять
существительные по
падежам, то есть
склонять
Личностные УУД:
развитие познавательного
интереса к учебному
материалу, способности к
самооценке своей
деятельности на основе
предложенных критериев
Регулятивные УУД:
оценивать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей,
контроль своей
деятельности способом
сравнения с образцом;
13
сахар боль
пластырь
осознать что усвоено, а что
ещё подлежит усвоению;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основеего оценки и учета
характера сделанных
ошибок
Познавательные УУД:
развивать умение свободно
работать в словаре,
осуществлять анализ
объектов на основе
существенных и
несущественных признаков
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и
понимать других;
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
Оформлять свои мысли в
устной
Работа в группе.
Приём «Шкатулка»
Рад от души (1скл.,Р.п.)-
искренне рад, от всего
сердца.
Это мне по душе
(1скл.,Д.п.)- нравится
Вкладывать душу
Читают задание в
тетради для
самостоятельной
работе.Определяют
цель:
Совершенствовать
умение различать
склонения
существительных,
Знать: алгоритм
написания
безударных
падежных
окончаний,
склонение, падеж,
опорные слова для
всех типов
склонений
Личностные УУД:
развитие способности к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности
Регулятивные УУД:
умение составлять и
использовать алгоритм
рассуждений, оценивать
14
(В.п.,1скл.)-делать что-то с
любовью, большим
старанием.
Стоять над душой
(1скл.,Т.п.) – надоедать,
приставать, просить о чем-
то.
Душа(1скл.,И.п.) в пятки
ушла, когда стало сильно
страшно.
На душе (П.п.,1скл.) легко,
когда очень радостно.
Инструкция.
1.Слово душа поставить в
нужный падеж.
2.Выделить окончание,
указать склонение и падеж.
3.Подобрать значение
каждому фразеологизму.
писать безударные
падежные окончания.
Индивидуально
Взаимопроверяют
друг друга по
слайду.
Оценивают свои
знания и умения
Уметь:
Рассуждать по
алгоритму,
Определять
склонение, падеж,
правильно
применять опорные
слова
свои действия в
соответствии с
поставленной задачей
Познавательные УУД:
учить ориентироваться в
своей системе знаний,
понимать , что усвоено, на
что следует обратить
внимание
Коммуникативные УУД:
контролировать свои
действия, свою речь на
уроке, уметь выразить свою
точку зрения,
Итог урока.
Цель: организовать
фиксацию нового
содержания, изученного
на уроке
– Вернёмся к тем целям,
которые мы поставили
перед собой в первой
половине урока. Как вы
считаете, достигли мы этих
Узнали падежные
окончания имён
существительных .
отработали алгоритм
написания
безударного
15
целей или нет?
падежного окончания
имени сущ..Выбрали
для себя опорные
слова
Рефлексия учебной
деятельности. Итог
урока.
Цель: развивать умение
адекватно оценивать
свою работу и
полученные знания,
умения
Рефлексия
эмоционального
состояния.
Украсим ёлку.
Сегодня на уроке мы
повторили….
Я узнал, открыл для себя …
На уроке мне понравилось
…
-Оцените свою работу в
парах, группах, выбрав
подходящее устойчивое
выражение.
Мои первоклассники
попросили вам подарить
ёлочку- красавицу и
украшение. Они нарисовали
её сами.
Игрушка – Всё
получилось. Могу помочь
другим.
Отвечают на
вопросы,
анализируют
результаты своей
учебной
деятельности, ставят
перед собой задачи
на следующий урок.
Личностные УУД:
формирование самооценки,
адекватное понимание
успеха и неуспеха
Регулятивные УУД:
осуществление адекватной
полученному результату
самооценки деятельности, а
также процессу выполнения
заданий
16
Шишка – Я хорошо понял,
но нужна ещё тренировка.
Снежинка –Я пока
затрудняюсь в выборе
окончания, нужна помощь.
Домашнее задание.
Цель: создать условия
для возникновения у
учащихся стремления
повышать уровень своих
знаний и умений путём
самостоятельной работы
дома.
– Повторить алгоритм
действий по определению
безударных падежных
окончаний имён
существительных.
Тренироваться в его
применении на примере
слов упр №100 (Т), что
поможет вам подняться на
высокий уровень своих
достижений и стать более
грамотными
Или
Пользуясь алгоритмом
написать письмо,
поздравление своим
родным или друзьям.
(конверты для вас
заготовили ученики 5
класса)
Дети выбирают
домашнее задание по
уровню сложности.
Развитие самостоятельности и
умение брать на себя
ответственность
17