Напоминание

«Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».


Автор: Романова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №15
Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Ивановское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет, класс: русский язык, 3 класс.

Учитель: Романова Оксана Ивановна

Тема урока: «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний».

УМК, название и автор учебника: УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык. 3 класс». Часть

1,2. Авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.

Тип урока: у

рок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.

Цель урока:

образовательная – совершенствование умения различать типы склонений, определять падежи имён существительных,

навыков грамотного безошибочного письма

развивающая – формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи,

монологической и диалогической речи, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся,

навыков самоконтроля и самопроверки, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в

приобретении знаний

воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение

познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащегося будет формироваться внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

1

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные

мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль

результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

Учашийся научится, получит возможность

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во

внутреннем плане;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные:

Учашийся научится, получит возможность

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить алгоритм действий;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

Учашийся научится, получит возможность

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его

собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

2

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

совершенствование умения определять тип склонения, падеж имён существительных, правильно писать безударные

падежные окончания имени существительного

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс». Часть 1, 2.

(УМК «ПНШ»), тетрадь для самостоятельной работы №1, маршрутный лист, карточки для работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий (для

обучающихся)

Виды деятельности

учащихся, формы

организации работы

Планируемые результаты УДД

Предметные

Виды УУД,

характеристики

Организационный

момент.

Самоопределение к

деятельности

Друзья мои, я очень рада,

Прийти в приветливый ваш

класс!

И для меня сейчас награда

Сияние ваших умных глаз.

Я знаю, в классе каждый

гений,

Но без труда, урок не впрок.

Возьмём же знания и

творчество

Проверяют

готовность к уроку.

Настраиваются на

продуктивную работу

на уроке.

Личностные УУД:

развитие внутренней

позиции на уровне

положительного отношения

к школе, развитие

познавательного интереса к

учебному материалу

3

Пальчиковая гимнастика.

И вместе создадим урок.

-Внимание, девчонки!

-Внимание, мальчишки!

Приготовьте свои ручки,

Разомните пальчики:

-массаж каждого пальчика,

-колечки,

-цепочки,

-кулак, ребро,ладонь,

а теперь потрите ладошки

так, чтобы стало жарко.

Быстро передайте тепло

друг другу, соедините свои

ладошки с ладошками

соседа, улыбнитесь. Пусть

тепло души ваших друзей

согревает вас.

Елена Николаевна по

секрету мне сказала, что вы

самые умные, самые

активные и самые дружные.

Так ли это?

Так скорей, друзья, за дело!

Актуализация знаний

Поясняют

Знать, что такое

4

учащихся.

Сядьте так, будто

аршин

проглотили.

Надеюсь, что сегодня на уроке

вы не попадёте впросак,

не

будете работать

спустя

рукава

, чувствовать себя

будете

, как рыба в воде

, А

жизнь на уроке будет

бить

ключом.

-Ребята, а что я

использовала в своём

обращении к вам?/СЛАЙД

-Для чего их используют в

речи?

-Может быть, какое-то

устойчивое выражение вам

не понятно? Где можно

узнать его значение?

высказывание учителя,

вспоминают, что такое

устойчивые

выражения

( фразеологические

обороты).

-Это устойчивые

выражения, которые

употребляются в

переносном

значении.

-Чтобы делать нашу

речь яркой и точной.

С. 157. спустя рукава -

небрежно, плохо что-

либо делать;

как рыба в воде –

чувствовать себя

легко и свободно на

уроке;

бить ключом –

активно, бурно

протекает жизнь.

устойчивые

выражения и уметь их

объяснить.

Целеполагание.

Цель:

Откройте свои тетради и

красиво, каллиграфически

запишите число и месяц:

Знать: понятие

«Орфографическая

задача»

Уметь: находить в

Личностные УУД:

развитие познавательного

интереса к учебному

материалу

5

зафиксировать причину

затруднения

организовать

подводящий или

побуждающий диалог по

проблемному

объяснению нового

знания

соотнесение нового

знания с правилом в

учебнике

ввести алгоритм

применения правила

Задачи: формировать

умения строить

логические цепи

рассуждения для

определения безударных

окончаний имён

существительных

Двенадцатое декабря.

Классная работа. (Слайд 3).

-Ребята, скажите, а какой

праздник мы с нетерпением

ждём с вами? Вы любите

получать подарки? А сами

поздравляете родных и

друзей? Как можно

поздравить? А если они

далеко? А как они узнают,

что это поздравление от

вас?

/конверт на доску повесить.

/ слайд №2

Письмо Миш_(е) от

Паш_(и),

открытка Ван_(е) от

Ол_(и),

подарок Маш_(е) от

Даш_(и)

В какой части слова

пропущена буква?

Какую букву вы вставите в

1-ое слово, во 2-ое?

/карточки.

Ребята, посмотрите, у нас

мнения разделились.

Почему?

Чтобы правильно

писать безударные

окончания имён

существительных,

слове, определять её

вид.

Знать: что такое

имя

существительное,

склонение, типы

склонений, падеж

Уметь: находить

имена

существительные,

определять тип

склонения, падеж

Регулятивные УУД:

целеполагание –

формирование умения

формулировать цель на

основе того, что уже

известно и усвоено

учащимися, строить

высказывания в устной

форме

Познавательные УУД:

развивать умения извлекать

информацию из схем,

текстов

Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и

понимать других;

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами;

оформлять свои мысли в

устной форме

6

/потому что в этих словах

окончание безударное, а

значит в слабой позиции.

-Что же сделать, чтобы

правильно написать

окончание?

Сформулируйте тему урока,

цели урока.

мы должны знать

что такое имя

существительное и

уметь находить

имена

существительные в

тексте;

знать, что такое

склонение, типы

склонений и уметь

определять

склонение;

знать, что такое

падеж, вопросы

падежей и уметь

определять падежи

имен

существительных.

Фронтально

Тема урока:

«Различение

склонений

существительных.

Правописание

падежных

окончаний»

Цель:

совершенствовать

умение различать

склонения

существительных,

7

правильно писать

падежные окончания.

Работа в группах.

Восстановление алгоритма

написания падежных

окончаний.

Приложение №1

На столах у вас лежат

конверты, в которых

Перепутались пункты

алгоритма работы для

определения написания

безударного окончания у

существительного.

Помогите поставить пункты

в нужном порядке,

пронумеруйте их.

-давайте сверим с образцом.

Учащиеся

пронумеровывают

порядок шагов-

действий при

выполнении

алгоритма.

1.Поставь в

начальную форму

2.Определи

склонение

3.Определи падеж

4.Подбери опорное

слово этого же

склонения, падежа,

но с ударным

окончанием.

5.Напиши ту же

букву ,что и в

окончании опорного

слова .

6.Проверь падежное

окончание по таблице

Работа в паре.

Оценивают свои

знания и умения.

Знать:

Понятие алгоритм,

Составные части

алгоритма

написания

безударных

падежных

окончаний

Уметь: располагать

части алгоритма в

определенно

последовательности

Знать: всё об имени

существительном –

часть речи, на какие

вопросы

отвечает,что

обозначает, как

изменяется, каким

членом в

предложении

является

Личностные УУД:

развитие познавательного

интереса к учебному

материалу, способности к

самооценке своей

деятельности на основе

предложенных критериев

Регулятивные УУД:

оценивать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей,

контроль своей

деятельности способом

сравнения с образцом;

осознать что усвоено, а что

ещё подлежит усвоению;

вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основеего оценки и учета

характера сделанных

ошибок

Познавательные УУД:

осуществлять анализ

объектов на основе

существенных и

несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное

мнение, задавать вопросы,

8

контролировать действия

своих товарищей

Потренируемся в

правильном написании

безударных падежных

окончаний

Работа в паре.

Применение и закрепление

знаний в условиях

выполнения упражнений.

Цель: организовать

выполнение учащимися

заданий на новый способ

действий

Рассуждаем по алгоритму:

Письмо Миш_(е) от

Паш_(и),

открытка Ван_(е) от

Ол_(и),

подарок Маш_(е) от

Даш_(и)

Ребята, а хотите узнать,

какими проверочными

словами пользуются мои

ученики? Эти слова всегда с

нами. (на слайде)

/рука-1скл.,

плечо-2скл.,

грудь-3скл. (любовь)

В тетрад…(и) -

нач.ф.тетрадь, 3 скл.,

Пр.п.,в степи, в тетради.

К бабушк…(е)- нач.ф.

бабушка,1скл., Д.п., к стене,

к бабушке.

На якор…(е)-нач.ф. якорь,

2 скл.,П.п., на песке, на

якоре.

В деревн….(е)- нач.ф.

деревня, 1скл., П.п., в стене,

в деревне.

Рассуждают по

алгоритму,

записывают по

образцу с

доказательствами.

Фронтально

Индивидуально

(последние два слова)

Оценивают свои

знания и умения.

Знать: алгоритм

написания

безударных

падежных

окончаний,

склонение, падеж,

опорные слова для

всех типов

склонений

Уметь:

Рассуждать по

алгоритму,

Определять

склонение, падеж,

правильно

применять опорные

слова

Личностные УУД:

развитие способности к

самооценке своей

деятельности на основе

предложенных критериев

Регулятивные УУД:

оценивать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей,

контроль своей

деятельности способом

сравнения с образцом;

осознать что усвоено, а что

ещё подлежит усвоению;

вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основеего оценки и учета

характера сделанных

ошибок

Познавательные УУД:

осуществлять анализ

объектов на основе

существенных и

несущественных признаков,

развивать умения извлекать

информацию из схем;

развивать умение работать в

паре

9

Задачи: выделение и

осознание качества и

уровня усвоения.

-Ребята, а хотите я вам

раскрою секрет самого

лёгкого способа проверки

безударной гласной в

окончании имён сущ.

1. Увидели

существительное, в котором

не знаем, какое окончание

писать (е или и ?). Делаем

это слово своим: -

у меня

есть …

, смотрим на

окончание и рассуждаем,

если это

сущ. Ж.р. с ь

на

конце, то пишем окончание

всегда

и

. Есле, это

не

сущ. Ж.р. с ь на конце

,

то

зовём на помощь:

«Мать-Земля,

помоги!»

берём

проверяем словом-

помощником «земля», тогда

пишем то окончание,

которое нам подскажет

слово-помощник.

Попробуем этот способ?

На площад..(и), в

Сибир..(и), по

лестниц..(е), на

лошадк..(е), на лошад..

Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и

понимать других;

строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами;

10

(и).

Оцените свои знания и

умения «+» или «-»

Физминутка

Расслабить мышцы

лёгкими физическими

нагрузками, не забывая о

теме урока.

(показываю словарное

слово)

- Я буду показывать

существительные. Если 1 скл.

- поворот туловища в лево, в

право, если 2 скл. -прыжок и

хлопок, , 3скл. – присесть,

встать. Слова:

погода, 1 повороты туловища

шофёр, 2 прыжок и хлопок

помидор, 2 прыжок и хлопок

ракета, 1 повороты туловища

шоссе, 2 прыжок и хлопок

тетрадь, 3– присесть, встать

огурец,2 прыжок и хлопок

сирень.3– присесть, встать

Встают с места и

выполняют заданные

учителем движения.

Удерживать задачу до

конца.

Выполнять простейшие

инструкции.

Словарная работа

Загадка.

-Ребята, а кто заметил,

какие слова были на

физминутке?

А теперь я предлагаю

познакомиться с новым

словарным словом.

Закройте глаза и

попробуйте представить то,

о чём я буду говорить.

Распродажа,

распродажа

Новогодняя идёт,

Все спешат сюда

Словарные слова.

11

Упражнение 99

сегодня-

Раскупает всё народ.

Сумку мы с тобой

возьмем,

И на улицу пойдем,

Там пройдемся вдоль

витрин,

И зайдем мы в…

(магазин)

/записывают словарное

слово в тетрадь, устно

подбирают синонимы ,

составляют предложения.

Магазин-лавка,

супермаркет, гастроном,

булочная.

Ребята, мы были сейчас в

магазине, а почему на

экране появился этот

предмет?

//работа с информацией на

слайде

- Ребята, а почему вдруг

здесь появился автомат?

Сннонимы - слова

одной и той же части

речи, имеющие

одинаковое или

близкое значение.

Омонимы – это слова

одной части речи,

одинаковые по

звучанию и

12

Может быть, мальчики нам

подскажут?

-Молодцы! Совершенно

верно. Это автомат АК-47.

он признан изобретением 21

века, изображён на

знамёнах и гербах

некоторых стран, принят на

вооружение во многих

странах мира. Михаил

Тимофеевич Калашников –

конструктор с мировым

именем.

Магазин-это часть

оружия,

ёмкость для

размещения патронов в

определённом порядке.

Это слова омонимы.

написанию, но

совершенно разные

по лексическому

значению.

Пальминг

Применение и закрепление

знаний в условиях

выполнения упражнений.

1). Работа с учебником,

словарём

Упр.132.

1.

Списать 2 предложения.

Выделить в них обращения.

2.Выделенные слова

поставить в н.ф. и записать в 3

столбика.

3. В каждый столбик дописать

по 3 примера из словаря.

Дети работают

самостоятельно.

У доски 1 ученик.

1скл. 2скл. 3скл.

горчица трюм фасоль

лапша изюм соль

Знать: склонение

существительных,

типы склонений,

падежи

Уметь: определять

тип склонения,

Изменять

существительные по

падежам, то есть

склонять

Личностные УУД:

развитие познавательного

интереса к учебному

материалу, способности к

самооценке своей

деятельности на основе

предложенных критериев

Регулятивные УУД:

оценивать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей,

контроль своей

деятельности способом

сравнения с образцом;

13

сахар боль

пластырь

осознать что усвоено, а что

ещё подлежит усвоению;

вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основеего оценки и учета

характера сделанных

ошибок

Познавательные УУД:

развивать умение свободно

работать в словаре,

осуществлять анализ

объектов на основе

существенных и

несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и

понимать других;

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в

устной

Работа в группе.

Приём «Шкатулка»

Рад от души (1скл.,Р.п.)-

искренне рад, от всего

сердца.

Это мне по душе

(1скл.,Д.п.)- нравится

Вкладывать душу

Читают задание в

тетради для

самостоятельной

работе.Определяют

цель:

Совершенствовать

умение различать

склонения

существительных,

Знать: алгоритм

написания

безударных

падежных

окончаний,

склонение, падеж,

опорные слова для

всех типов

склонений

Личностные УУД:

развитие способности к

самооценке на основе

критериев успешности

учебной деятельности

Регулятивные УУД:

умение составлять и

использовать алгоритм

рассуждений, оценивать

14

(В.п.,1скл.)-делать что-то с

любовью, большим

старанием.

Стоять над душой

(1скл.,Т.п.) – надоедать,

приставать, просить о чем-

то.

Душа(1скл.,И.п.) в пятки

ушла, когда стало сильно

страшно.

На душе (П.п.,1скл.) легко,

когда очень радостно.

Инструкция.

1.Слово душа поставить в

нужный падеж.

2.Выделить окончание,

указать склонение и падеж.

3.Подобрать значение

каждому фразеологизму.

писать безударные

падежные окончания.

Индивидуально

Взаимопроверяют

друг друга по

слайду.

Оценивают свои

знания и умения

Уметь:

Рассуждать по

алгоритму,

Определять

склонение, падеж,

правильно

применять опорные

слова

свои действия в

соответствии с

поставленной задачей

Познавательные УУД:

учить ориентироваться в

своей системе знаний,

понимать , что усвоено, на

что следует обратить

внимание

Коммуникативные УУД:

контролировать свои

действия, свою речь на

уроке, уметь выразить свою

точку зрения,

Итог урока.

Цель: организовать

фиксацию нового

содержания, изученного

на уроке

– Вернёмся к тем целям,

которые мы поставили

перед собой в первой

половине урока. Как вы

считаете, достигли мы этих

Узнали падежные

окончания имён

существительных .

отработали алгоритм

написания

безударного

15

целей или нет?

падежного окончания

имени сущ..Выбрали

для себя опорные

слова

Рефлексия учебной

деятельности. Итог

урока.

Цель: развивать умение

адекватно оценивать

свою работу и

полученные знания,

умения

Рефлексия

эмоционального

состояния.

Украсим ёлку.

Сегодня на уроке мы

повторили….

Я узнал, открыл для себя …

На уроке мне понравилось

-Оцените свою работу в

парах, группах, выбрав

подходящее устойчивое

выражение.

Мои первоклассники

попросили вам подарить

ёлочку- красавицу и

украшение. Они нарисовали

её сами.

Игрушка – Всё

получилось. Могу помочь

другим.

Отвечают на

вопросы,

анализируют

результаты своей

учебной

деятельности, ставят

перед собой задачи

на следующий урок.

Личностные УУД:

формирование самооценки,

адекватное понимание

успеха и неуспеха

Регулятивные УУД:

осуществление адекватной

полученному результату

самооценки деятельности, а

также процессу выполнения

заданий

16

Шишка – Я хорошо понял,

но нужна ещё тренировка.

Снежинка –Я пока

затрудняюсь в выборе

окончания, нужна помощь.

Домашнее задание.

Цель: создать условия

для возникновения у

учащихся стремления

повышать уровень своих

знаний и умений путём

самостоятельной работы

дома.

– Повторить алгоритм

действий по определению

безударных падежных

окончаний имён

существительных.

Тренироваться в его

применении на примере

слов упр №100 (Т), что

поможет вам подняться на

высокий уровень своих

достижений и стать более

грамотными

Или

Пользуясь алгоритмом

написать письмо,

поздравление своим

родным или друзьям.

(конверты для вас

заготовили ученики 5

класса)

Дети выбирают

домашнее задание по

уровню сложности.

Развитие самостоятельности и

умение брать на себя

ответственность

17



В раздел образования