Автор: Ивонтьев Александр Анатольевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль мастера производственного обучения в воспитании обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Департамент образования
Владимирской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Муромский индустриальный колледж»
(ГБПОУ ВО «МИК»)
Доклад
Тема: Роль мастера производственного обучения
в воспитании обучающихся
Мастер производственного обучения:
Ивонтьев Александр Анатольевич
2021 год
Представителем
многомиллионной
армии
педагогов
является
мастер
производственного обучения колледжа – наставник молодых квалифицированных
рабочих, служащих.
О человеке, в совершенстве владеющим своим ремеслом, говорят уважительно:
он МАСТЕР! Так называют токаря, слесаря, сварщика, столяра, повара. Но есть
категория работников, для которых слово «мастер» означает их служебное положение,
должность. Разновидность этой должности – мастер производственного обучения.
Более 20 лет я работаю мастером производственного обучения, готовлю к трудовой
жизни молодую смену рабочего класса. Многие из них стали неплохими мастерами
своего дела.
Работа мастера производственного обучения – это ответственная работа,
требующая
любви
к
детям,
большой
самоотдачи
в
труде
помноженных
на
профессиональное, методическое мастерство.
От мастера колледжа требуются не только специальные знания, но и высокая
педагогическая культура.
Успешно работать мастером производственного обучения сможет, на мой
взгляд, только тот, кто чувствует к этому призвание, кто хорошо владеет своей
основной профессией, достаточно образован, знаком с педагогикой и методикой
обучения. Кто любит детей и чувствует ответственность за их судьбу, может служить
для своих воспитанников хорошим примером в большом и малом, кто знает и разделяет
ребячьи интересы, внимателен и заботлив, справедлив и беспредельно требователен к
обучающимся и к себе, кто имеет достаточный жизненный опыт и умеет критически
оценивать свои успехи и неудачи.
Обучающиеся
обычно
стараются
подражать
своему
наставнику.
Они
перенимают его привычки, манеру профессиональных движений и приемов.
Здоровые взаимоотношения с обучающимися строятся главным образом
мастерами и преподавателями. Это мы должны завоевывать уважение и доверие своих
воспитанников, научиться что-то прощать обучающимся, уметь ставить себя на их
место, не допускать диктаторского тона и не быть безразличными к их интересам.
Доверие, уважение мастера к обучающимся повышает в них чувство уверенности,
открывает простор для инициативы.
Колледжи готовят пополнение рабочего класса, к которому предъявляются
высокие требования.
В процессе воспитания и обучения мастерам и преподавателям необходимо
учитывать и то, что:
-
среди воспитанников колледжа немало подростков из неблагополучных
или неполных семей (имеется только один из родителей, либо родители совершают
безнравственные поступки и т.п.);
-
отдельным обучающимся в процессе их предыдущего воспитания не
были привиты чувства коллективизма, товарищества, долга;
-
среди выпускников девятых классов определенная часть имеет невысокие
достижения в усвоении общеобразовательных дисциплин.
Задачи воспитания требуют от мастера постоянного внимания к каждому
подростку, учета не только возрастных, но и индивидуальных его особенностей.
Индивидуальный подход – это использование методов индивидуального
воздействия, которые соответствовали бы индивидуальным особенностям личности.
Процесс индивидуального подхода состоит из двух этапов, неразрывно
связанных между собой:
1) изучение особенностей обучающихся;
2) применение методов индивидуального воздействия
Процесс воспитания и процесс обучения являются процессами неразрывными.
Работая с группой обучающихся, мастер нередко рассматривает каждого как
«среднестатистическую» величину, со средней памятью, средней воспитанностью.
Такой подход может быть оправдан только в определенных условиях обучения и
воспитания.
Наиболее широко распространенными рычагами индивидуального воздействия
на обучающихся являются поощрения и наказания. В большинстве случаев эти методы
воздействия используются применительно не к группе в целом, а к каждому
обучающемуся в отдельности.
Однако не секрет, что использование наград и наказаний не всегда приводит к
желаемому результату. Это связано со многими причинами, в числе которых, –
неадекватность силы поощрения и наказания поступку, несвоевременность, нередко
незнание основных правил.
Рассмотрим один из двух рычагов воздействия – наказание.
Говоря о формах наказания, прежде всего, необходимо различать
объяснение провинившемуся его проступка. Объяснение проступка – это, как правило,
информирование обучающегося по типу: «это правильно», «это неправильно»; «это
можно», «это нельзя» и т.д. Объяснение должно делаться, естественно. В том случае,
когда провинившийся не знал, что этот поступок – проступок (нарушение норм,
правил, законов), или не знал, что этот поступок (проступок) приведет к каким-либо
нежелательным последствиям.
В этих случаях провинившемуся сначала объясняют, а затем, в
зависимости от поступка, наказывают или не наказывают. Для того, чтобы человек что-
либо понял, необходимо объяснение, разъяснение, т.е. обращение к разуму человека,
его мыслям, его интеллекту, а значит к рациональной сфере.
Любое эффективное наказание вызывает у наказуемого неприятные
ощущения, отрицательные эмоции, чувства душевного дискомфорта.
Психология человека такова, что он всегда старается избегать этого
состояния.
В итоге весь механизм влияния наказания может быть представлен в виде
следующей схемы:
Отрицательный
поступок
→
Наказание
→
Отрицательные
эмоции
→
Стремление
избегать
отрицательный
поступок
Конечная цель наказания – вызывать у обучающегося стремление не совершать,
не
повторять
отрицательный
поступок.
Наказание
всегда
должно
вызывать
отрицательные эмоции, чтобы это произошло необходимо использовать только ту
форму наказания, которая обязательно вызывает отрицательные эмоции и именно у
данного обучающегося.
А для этого необходимо знать, что для него более ценно, а что менее, что для
него «верх желания», а к чему он безразличен.
- Рекомендация № 1: используйте ту форму наказания, которая
обязательно вызовет у данного обучающегося отрицательные эмоции;
Рекомендация № 2: изучая индивидуальные особенности
обучающегося, всегда держите в памяти, какая потеря для него ценна, а к какой он
безразличен;
Очень редко бывает так, что одноразового наказания достаточно,
чтобы проступок не повторялся. Отсюда вопрос: как следует наказывать? Ответ
очевиден – каждый раз, когда совершен проступок, должно последовать наказание.
Однако на практике это бывает не всегда. Ну, а если наказание будет не каждый раз?
Опоздал – наказание, в следующий раз опоздал – не наказали, опять опоздал – и опять
не наказали – вырабатывается ли в такой ситуации стратегия поведения «опаздывать не
следует»? Иначе говоря, будет ли достигнута конечная цель наказания – выработка
стремления избегать данных проступков? Каждый прекрасно понимает, что в этом
случае наказание будет малоэффективным. Поэтому, каждый раз, когда совершен
проступок, должно быть наказание. Только в этом случае наказание может стать
эффективным;
Не случайно указано, что наказание «может стать»; а не будет
эффективным, поскольку его эффективность зависит еще от одного важного условия,
которая, к сожалению, также не всегда соблюдается;
Предположим, мастер наказал обучающегося по указанным
правилам. У обучающегося - целая гамма отрицательных чувств, он недоволен… Но
кем? Собой или тем, кто его наказал? К сожалению, часто недовольство обучающегося
направлено не на себя, а на того, кто наказывает, если он ищет и находит обвинение в
адрес мастера, то будет ли в этом случае достигнут необходимый результат –
стремление не повторять данный проступок. Нет. Обучающийся, конечно, будет
стараться избегать, не свершения проступка. Этого мастера («чтобы не узнал»). Отсюда
скрытность, ложь и сведения на нет всех правил, которыми мастер руководствовался до
сих пор. Чтобы этого не произошло, чтобы труд мастера не пропал даром, необходимо,
чтобы между мастером и обучающимся были отношения взаимопонимания, уважения.
Учитывая
отрицательные
индивидуальные
особенности,
мастер
стремиться
не
усиливать
эти
качества
обучающегося,
а,
наоборот,
сглаживать
их
и
даже
ликвидировать
Педагогический такт, умелый, индивидуальный подход к каждому
обучающемуся требует от мастера щедрой души, глубокого понимания людей,
готовности помочь в трудную минуту. Здесь необходимо счастливое сочетание таких
качеств, как любовь к человеку, забота о нем и педагогическая наблюдательность,
умение понять, почему обучающийся работает или ведет себя плохо и что на него
может подействовать.
Отсюда вопрос: если с помощью наказания мастер добивается того, что
обучающийся избегает отрицательных поступков, т.е. не делает плохо, то как же
добиться, чтобы он делал хорошо.
Для этого в практике воспитательной работы существует второй мощный
стимул индивидуального воздействия – награды (поощрения).
Диапазон форм поощрений не менее широк, чем наказаний: от легкой
одобрительной улыбки старшего, до высоких наград.
Поощрения могут носить как материальный характер (подарок, премия), так и
моральный (благодарность). Каждый из нас по собственному опыту знает, что
поощрение
вызывает
приятные
чувства,
состояние
удовлетворенности,
т.е.
положительные эмоции.
Если каждый раз, когда человек совершает данный положительный поступок,
его поощряют, то у него вырабатывается устойчивая связь между этим поступком и
состоянием комфорта, удовлетворенности. А поскольку психология человека такова,
что он стремится к лучшему, то образование этой прочной связи будет способствовать
тому, что он в дальнейшем станет стремиться сделать тот поступок, за который
последует
поощрение.
Положительные
поступки
и
поощрения
за
них
будут
воспитывать, превратятся в привычку. Человек будет совершать положительные
поступки не за награду, а потому что иначе уже поступать не может. В этом высшая
цель воспитания. Механизм действия наград может быть представлен в виде
следующей схемы:
Положительный
поступок
→
Награда
→
Положительные
эмоции
→
Стремление
повторить
положительный
поступок
Важен вопрос о выборе формы поощрения. Очевидно, что величина награды
должна соответствовать значимости положительного поступка. Легкий одобрительный
кивок за инициативу, проявленную и реализованную обучающимися при проведении
ответственного мероприятия не соответствует общественной значимости данного
поступка, тому труду, который приложил обучающийся. Эффективность от этой
награды будет минимальна.
Форма и цена поощрения должны как бы компенсировать те трудности, которые
преодолел обучающийся, совершив данный положительный поступок, а также должны
быть значимыми для данной личности, учитывать индивидуальные способности.
При использовании наград как формы индивидуального воздействия и
выработки
устойчивой
привычки
совершать
положительные
поступки
следует
награждать каждый раз, когда такой поступок совершен. Если однажды его за этот
поступок поблагодарили, а в другой раз отнеслись безразлично, то желаемый эффект от
награды наступит не скоро, поэтому награда должна быть каждый раз, когда
совершается положительный нерядовой поступок.
При обсуждении вопроса соотношении поощрений и наказаний нередко
указывают, что не может быть единого правила на соотношение этих стимулов. Все
зависит, говорят в таких случаях, от личности (при этом почему-то имеют в виду
зависимость только от личности обучающегося, забывая о личности воспитателя с
присущими ему установками). Обучающиеся разные. Это аксиома. Есть такие, которые
чаще совершают отрицательные поступки, есть и те, у которых положительные
преобладают над отрицательными. Обычно в этой связи возникает вопрос: разве можно
по отношению к этим полярным личностям применять правило равного соотношения
поощрений и наказаний? Разве не следует по отношению, например, к первому чаще
применять наказания, чем поощрения, а по отношению ко второму – наоборот:
чаще применять поощрения, чем наказания? Вопрос настолько типичен и,
вероятно, естественен, что мы не можем обойти его молчанием.
Действительно,
есть
так
называемые
трудные
подростки,
обучающиеся,
совершающие нарушения чаще, чем положительные поступки (и чаще, чем другие
обучающиеся), Естественно, наказание к ним должно применяться чаще, чем к другим.
Но если частота и их сила станут преобладать над частотой поощрений, то будут
очевидны и результаты: сильное стремление избегать отрицательные поступки и слабое
стремление повторять положительные. Проблема индивидуального воздействия на
таких обучающихся заключается не в том, что они «трудные», «плохие», в сложности
найти в них то положительное, что явилось бы поводом для поощрения. Найти
положительное нередко мешает сложившаяся у мастеров, руководителей колледжа
отрицательная психологическая установка на такого обучающегося: «…какое там
хорошее», это же отъявленный…».
Итак, проблема заключается не только в индивидуальности, своеобразии каждой
личности
обучающегося,
но
и
в
своеобразии
психологических
установок
преподавателей либо на «закоренелых» двоечников, «безнадежных», беспросветных
трудных учащихся, либо на отличников, «передовиков», «маяков». Вообще проблема
установки на человека в связи с индивидуальным подходом и индивидуальным
воздействием заслуживает значительно большего внимания по сравнению с тем, как
это
освещено
в
специальной
педагогической
литературе,
поскольку
с
этим
психологическим явлением педагогический работник сталкивается ежечасно и, не зная
механизмов, порождающих его, нередко совершает ошибки.
Социальными психологами был поставлен ряд интересных экспериментов,
иллюстрирующих влияние на человека его собственной неосознаваемой установки.
Поскольку некоторые из этих экспериментов считаются уже классическими в
психологии восприятия человека человеком и, кроме того, тесно связаны с психологией
индивидуального подхода.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Индивидуальная
воспитательная
работа
мастера
с
обучающимися
Панасюк А.А.
2.
Мастер производственного обучения как педагог Гоноболин Ф.Н.
3. Библиотечка мастера производственного обучения. Сборник 3. Москва
«Высшая школа»