Уважаемый студент!
Рабочая
тетрадь-практикум
предназначена
для
студентов
всех
специальностей,
изучающих
курс
«Основы
обществознания
(вкл.
экономику
и
право)». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление
знаний.
Некоторые
задания
содержат
дополнительную
информацию,
расширяющую кругозор студентов.
Включенные
в
тетрадь
задания
предусматривают
разнообразные
формы
работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.
В пособии представлены различные тесты, задачи, проблемные вопросы, и
иные формы контроля ваших знаний.
Все задания соответствуют требованиям ФГОС СПО и соответствуют
программе.
Условные обозначения:
Напиши рассуждения по данному вопросу
Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе
программах
Дополнительное задание повышенной сложности
Отметь правильный ответ; установи соответствие между
понятиями и определением.
Выполни контрольную (
срезовую, рубежную, итоговую
) работу
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК
«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он
имеет право носить это высокое звание - ЧЕЛОВЕК» К. Паустовский
Задание 1. 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие
определения
1.Личность
а) это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo
sapiens
2. Человек
б)
это
представитель
человеческого
рода,
наделенный
особыми, отличными от других людей чертами.
3. Талант
в)
специфические
черты,
которые
выделяют
человека
из
совокупности себе подобных.
4. Индивид
г)
это
целостность
социальных
свойств
человека,
продукт
общественного развития и включения индивида в систему
социальных
отношений
посредством
активной
предметной
деятельности и общения.
5. Индивидуальность
д)
это
осознание
своей
неповторимости
как
субъекта
деятельности в качестве члена общества.
6. Воспитание
е) человек, способный к активной социальной деятельности.
7. Модальная личность
ж)
принятый
культурой
соответствующего
общества
тип
личности, в наибольшей степени отражающий особенности
данной культуры.
8. Социальный субъект
з) человек, разделяющий те же культурные образцы, что и
большинство членов данного общества, это тип личности,
наиболее распространенный на данной территории и в данный
момент.
Задание 1.2. Установите соответствие между понятием и определением.
1.Бессознательная информация
а) Наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в
нем человека
2. Реальное бытие
б) результат познавательного процесса
3. Идеальное бытие
в)
Бытие,
которое
имеет
пространственно-временной
характер,
оно
индивидуально
и
неповторимо
и
означает
действительное существование вещи или человека.
4.Самосознание
г) Бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно
лишено
временного,
практического
характера,
остается
неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.
5.Философия
д) Совокупность психических процессов, лежащих вне сферы
осознанного, не подчиняющихся контролю со стороны разума
и рассудка.
6. Знание
е) Ощущение, восприятия, эмоции, чувства, которые не были
переработаны сознанием.
7. Бессознательное
ж) Свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать
и активно преобразовывать окружающую действительность.
2
8.Общественная психология
з)
Вид
общественного
сознания,
который
отражает
общественное
бытие
с
позиций
интересов
тех
или
иных
социальных групп, классов, партий.
9. Сознание
и) Вид общественного сознания, характеризующий душевную,
эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом
уровне.
10.Общественная идеология
к) Сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,
своего положения в обществе, отношения к другим людям.
Задание
1.3.
Мир
движется,
совершенствуется;
задача
человека
–
участвовать в этом движении….. Л. Толстой
Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой
жизни » (можно использовать взгляды философов, ученых, родителей, друзей,
учителей) используйте любую компьютерную программу…
Подберите
из
литературы,
философии
высказывания
о
смысле
человеческой жизни.
_______________________________________________________________________________
Деятельность человека – это осознанное преднамеренное действие, включающее в
себя целеполагание.
Именно благодаря способности к деятельности человек выходит за
рамки
тех
возможностей,
которые
были
определены
для
него
природой
как
для
биологического вида.
Задание 1.4. Верны ли утверждения: Да или Нет
1.
Непроизводительный
труд
-
деятельность,
направленная
не
на
создание, а на обслуживание самых разных материальных предметов.
2.Производительный труд - то, что подвергается преобразованию в
процессе трудовой деятельности.
3.Технологический
процесс
-
категория,
которая
выражается
в
количестве продукции, произведенной за единицу времени.
4.Производительность
труда
деятельность,
связанная
с
созданием
разнообразных материальных предметов.
5. Технология - совокупность операций по преобразованию исходного
продукта в конечный.
6.
Квалификация
-
наличие
особых,
более
углубленных
навыков
и
знаний по данной профессии.
7. Профессия - вид трудовой деятельности, отличающийся характером
и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист
З
адание 1. 5. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.
3
«Общество- это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил,
какой только существует в мире» Э. Дюркгейм
Задание 2.1. Установите соответствие между понятиями и определением
понятия
определения
1. страна
А.Политико-правовая
организация
страны,
имеющая
определенную структуру
2. государство
Б.
Отношения,
связанные
с
воспроизводством
человека,
воспитанием и пр.
3. общество
В. Это определенная территория, имеющая государственную
принадлежность
4.
межличностные
отношения
Г.
Определенная
группа
людей,
объединившихся
для
совместного выполнения какой- либо деятельности.
5.
общественные
отношения
Д. Это группа людей, складывающаяся на основе общности
территории, экономических связей, языка, культуры, сознания
свое внутреннего единства
6. Нация
Е.
Система
связей,
с
помощью
которых
общество
приобретает целостность и устойчивость
Задание 2. 2. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о
взаимодействии общества и человека.
Сенека: «Мы рождены, чтобы совместно жить, наше общество – свод камней,
который обрушился бы, если бы один не поддержал другого»
Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества»
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____
_______________________________________________________________________
____
______
Задание 2.3. Заполните пропуски:
Сферы общества
Как взаимосвязаны сферы общества, приведите примеры.
цивилизации:
а) _________________________
б) средневековые
в)__________________________
2. В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации:
а) _________________________
б) индустриальные
в) _________________________
3. Назовите понятие, которое характеризует все стороны и причины развития различных
основоположникам.
а) теория локальных цивилизаций.
б) теория общественно-экономических формации;
в) теория стадиального развития цивилизации
1. У. Ростоу
2. Н. Я. Данилевский; 3. К. Маркс.
Задание 2.5. Завершите схему.
6
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Особый менталитет
В своем развитии проходит несколько стадий:
зарождение, расцвет, разложение, гибель.
Длительность и изменчивость существования
во времени и пространстве
Характеризуется определенным типом
культуры и особенностями духовной жизни
Признаки
НЕТ
1. Прогресс и регресс не взаимосвязаны
2. В процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и
регрессивные тенденции
3. Развитие производительных сил (орудий труда) включает развитие
самого человека
4. Развитие общества – это обратимый процесс в масштабе всемирной
истории
5.Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира,
созданные человеком
Задание
2.7. Согласны ли вы с точкой зрения: Н. Чернышевский: «Прогресс
основывается на умственном развитии, коренная сторона его прямо и состоит в успехах
и развитии знаний» Какие критерии общественного прогресса можно еще указать?
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__
_________________________________________________________________
__
_______
Подготовьте
презентацию
на
тему
«Прогресс
и
регресс
общества».
Возможна работа с различными источниками социальной информации,
включая
современные
средства
коммуникации,
в
том
числе
ресурсы
Интернета.
Задание 2.8. Допиши недостающие понятия:
1)
Наиболее характерными чертами глобализации являются:
формирование единого мирового экономического пространства;
____________________________________________________________
____________________________________________________________
формирование единого языка;
__________________________________________________________
2) Глобальными проблемами являются:
предотвращение мировой ядерной войны
____________________________________________________________
____________________________________________________________
истощение природных ресурсов;
_____________________________________________________________
7
Задание 2.9. Контрольная работа по разделу «Общество».
1.
Какой фактор не оказал решающего влияния на становление современного общества?
А. промышленная революция;
Б.Урбанизация;
В.Буржуазные революции;
Г. Великое переселение народов
2. Модернизация связана с увеличением в жизни общества роли:
А. техники:
Б. религии;
В. Физического труда;
Г. взаимодействие с природой.
3. Основной причиной глобализации является:
А. распространение на весь мир капиталистической модели развития экономики как наиболее
эффективной;
Б. развитие электронных средств массовой информации;
В. Распространение единого общепринятого разговорного языка;
Г.Рост роли и влияния транснациональных корпораций.
4.Термин постиндустриальное общество ввел:
А. К. Маркс;
Б. О. Шпенглер;
В. Д. Белл;
Г. Ф. Фукуяма.
5. Верны следующие суждения об общественном развитии?
А. Для традиционного общества характерны медленные, почти незаметные изменения орудий
труда на протяжении жизни сотен поколений.
Б. На каждую последующую стадию развития человеческого общества уходит гораздо меньше
времени, чем на предыдущую.
1. верно только А;
2. верно только Б.;
3. верны оба суждения;
4. оба суждения неверны.
6. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным,
индустриальным.
А. урбанизация;
Б. модернизация;
В. глобализация;
Г. промышленная революция.
7.
Исторический
процесс
сближения
наций
и
народов,
между
которыми
постепенно
стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую
систему.
А. глобализация;
Б. ассимиляция;
В. сепаратизм;
Г. неорганическая модернизация.
8. страна – это…
А. политико-правовая организация.
Б. определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности.
В. определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Г. межличностные отношения.
8
9.
Прочитайте текст, приведенный ниже, каждое положение которого пронумеровано,
определите, какие положения носят фактический характер (А) и характер оценочных
суждений (Б)
1. Большинство ученых полагают , что Вселенная возникла в результате большого взрыва около
12-14 млрд. лет назад.
2. Наша Солнечная система, включая Землю , имеет возраст 4,6 млрд. лет.
3. Приблизительно 3,8 млрд. лет назад появилась жизнь.
4.
Быть
может
от
микроорганизмов
обнаруженных
в
осадочных
породах
произошло
многообразие земной биосферы, в том числе человек.
1
2
3
4
10.
Вставьте
пропущенные
слова
в
таблицу
«Сравнение
стадий
цивилизационного
развития»
Позиции для
сравнения
Аграрное общество
Индустриальное
общество
Постиндустриальное
общество
Основной
принцип
деления на группы
Сословно-кастовый
Профессиональный
Важнейшие
социальные
институты
Армия и церковь
Гл а в н а я
о т р а с л ь
экономики
Промышленность
Самая
распространенная
форма
государственного
правления
Монархия
Задание 2.10. Современный этап развития общества характеризуется историческим
Задание 2.11. Согласны ли вы с данными утверждениями (да, нет)
Вариант 1.
1.Религия возникает в традиционных обществах
3.Цивилизация – ступень в развитии человечества.
2.Классы и социальные группы относятся к политической сфере.
4.Может ли трудовая деятельность быть релаксационной?
5.Понятие общественно-экономические формации впервые ввел К. Маркс.
6.Главный
критерий
каждого
культурно-исторического
типа
–
уровень
образования, наличие сословной структуры, религии.
9
7.Теория стадиального развития – это единый процесс прогрессивного развития
человечества, в котором выделяют определенные этапы.
8.Экстенсивные технологии характерны для западной цивилизации?
9.Урбанизация – это характеристика постиндустриального времени.
10.Общество- это часть материального мира.
Вариант 2
1.Религия возникает в индустриальных обществах
2.Партии и государственные органы относятся к политической сфере.
3.Цивилизация – ступень в развитии человечества.
4.Престиж труда и его результатов – характеристика западной цивилизации
5.Понятие общественно-экономические формации впервые ввел О. Шпенглер
6.Главные критерии каждого культурно-исторического типа – язык, сочетание
психических, антропологических, социальных, территориальных, религиозных
признаков.
7.Ценности – это то, без чего человек не может обойтись
8.Экономика является базисом общества.
9.Менталитет это образ мышления, мировосприятия.
10.Объектом в Деятельности может быть человек, природа, общество и т.д.
10
Раздел 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
«Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души,
заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям»
Д. Локк
Задание 3.1. Выбери правильный ответ:
1. Основой духовной сферы общества является:
а) экономика;
б) право;
в) политика;
г) культура.
2. К духовной сфере не относится:
а) открытие библиотеки;
б) создание сайта библиотеки в Интернете;
в) посещение библиотеки;
г) оплата счета за предоставление библиотеке электричество.
3. Важнейшим элементом культуры являются:
а) материальные ценности;
б) духовные ценности;
в) формы и способы взаимодействия людей;
г) религиозные нормы.
4.Существует несколько форм культуры. К какой из них относится движение эмо?
а) к элитарной культуре;
б) к народной культуре;
в) к субкультуре;
г) к массовой культуре.
5. Массовую культуру, как правило, характеризует:
а) анонимность;
б) доступность восприятия;
в) новаторство;
г) опора на традиции классического искусства и литературы.
6. Какая из функций массовой культуры является главной в современных условиях?
а) информативная;
б) ценностная;
в) воспитательная;
г) развлекательная.
7.
Разделяемые
обществом
или
социальной
группой
убеждения
по
поводу
целей,
которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к
этим целям, представляют собой….
а) мировоззрение;
б) менталитет;
в) социальные ценности;
г) социальные нормы.
8. Нужна ли современному обществу массовая культура?
а) да;
б) нет.
9. С каким суждением Вы согласны?
а) массовая культура в условиях демократизации общественной жизни заменяет собой так
называемую высокую культуру;
б)
массовая
культура
призвана
дополнить
высокую
культуру
с
целью
приобщения
к
культурным ценностям как можно более широких масс народа.
10. Отличается ли язык науки от языка других форм культуры?
а) да;
11
б) нет.
Раздел 4 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»
Д. Писарев
«Познание начинается с удивления»
Аристотель
Задание 4.1. Выберите верный ответ
1.Эмпирический метод познания – это …
а) познание с помощью чувств;
б) описание предметов;
в) изучение предметов с помощью эксперимента;
2. Что такое гипотеза в научном познании:
а) написание закона;
б) система утверждений по какому-либо поводу;
в) система предположений;
3. Философы- агностики – это…
а) философы, считавшие, что познание возможно только с помощью чувств;
б) философы, считавшие, что познать мир до конца невозможно;
в) философы, считавшие, что все познаваемо в мире.
4. Относительная истина – это …
а) неизменная, точная истина;
б) истина, которую можно опровергнуть;
в) истина, независимая от мнения других людей.
5. Назовите метод чувственного познания:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) описание;
г) анкетирование.
6. Для чего в науке необходимо моделирование ситуации:
а) для имитации явления в разных ситуациях;
б) для создания формулы будущего эксперимента.
В) для объяснения эмпирических фактов;
7. Из перечисленных примеров не относится к научному познанию, следующие:
а) магия;
б) философия;
в) миф;
г) теорема;
д) искусство.
8. Что может быть источником научного познания:
а) сон;
б) книга;
в) религия;
г) паранаука.
9. Объектом социального познания являются:
а) человек;
б) мировое сообщество;
в) исторические процессы;
г) все из перечисленных примеров
10. Что из перечисленных примеров является социальным фактом:
а) выступления президента;
б) сон;
12
в) Великая Китайская стена; г) Революция 1917 г.
Задание 4.2.
Какая практическая деятельность или житейская ситуация породила
следующие пословицы. Продолжите их ряд, подобрав свои примеры:
Портной без кафтана, сапожник без сапог.
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4.3. Ответь на вопросы:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
1.Что
такое
абсолютная
истина,
какую
роль
она
играет в познании?
1 . К а к у ю
р о л ь
и г р а е т
г и п о т е з а
в
н а у ч н о м
познании?
1.В
чем,
на
ваш
взгляд,
« с и л а »
и
« с л а б о с т ь »
научного эксперимента?
2.
Как
вы
определите
свое
отношение
к
паранауке:
и м е е т
л и
п р а в о
н а
существование
такого
рода
знание? Можно ли доверять
сведениям,
выходящим
за
рамки
принятого
в
науке?
Свой ответ аргументируйте.
2.
Приведите
примеры
с о ц и а л ь н ы х
ф а к т о в .
Подумайте, существуют ли
уроки
истории
или
нет?
Учит
ли
она
чему-либо
государственных
деятелей,
политиков,
полководцев?
Ка ково
ва ш е
м н е н и е ?
Приведите примеры.
2 .
П оч е м у
в
д е т с ко м
возрасте
в
образе
«Я»
п р е о бл а д а ю щ е е
м е с т о
занимает
внешность,
а
с
взрослением
все
большее
в н и м а н и е
у д е л я е т с я
«деятельной
сущности»,
которая
проявляется
в
разных видах деятельности.
Обоснуйте.
_______________________________________________________________________________
В каком веке произошел раскол между Православной и Римской
церковью в христианстве?
a)
в V веке
b)
в X веке
c)
в XI веке
14
d)
в XVI веке
2.
В какой стране первоначально возник буддизм?
a)
В Китае
b)
В Тайланде
c)
В Индии
d)
В Японии
3.
Какая из названных ниже функций религии является главной?
a)
иллюзорно-компенсаторная;
b)
мировоззренческая;
c)
воспитательная;
d)
регулятивная.
4. С какими из нижеприведенных суждений о морали Вы согласны?
a)
Мораль – это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение
людей в целях достижения единства интересов;
b)
В
морали
выражен
некий
стереотип,
шаблон,
алгоритм
поведения
человека,
признаваемый обществом;
c)
Мораль возникает только в сложных обществах, для которых характерно наличие
государства;
d)
Мораль
можно
считать
проявлением
коллективной
воли
людей,
которая
через
систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов
друг с другом и с интересами общества в целом.
5.
Какая наука специально изучает моральные отношения и моральное сознание?
a)
Эстетика;
b)
Эвристика;
c)
Этика;
d)
Культурология.
15
Задание 5.4. Верны ли данные утверждения, ДА или НЕТ
Вариант 1.
Вариант 2
16
1. Основа любой религии – вера в бога
2. Язык– это базисный элемент культуры.
3. Предметы быта, культурные традиции – это артефакты культуры.
4.
Элементы
культуры,
которые
ее
констатируют
относятся
к
культурной динамике.
5. Церковь – религиозная организация любой религии.
6. Вера в магические свойства предметов - тотемизм
7. Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия
народная культура
8. Основная черта всех мировых религий – Космополизм.
9. Основная функция образования – социализация поколения
10. Анимизм – вера в духов, и всеобщую одухотворенность природы
11.
Примитивные
верования
составляют
основу
религиозной
жизни
наций.
12. Религиозные нормы являются социальными регуляторами.
13. Религиозный культ – составляющий признак любой религии
1. К какому виду искусства относиться графика?
a)
К изобразительному;
b)
К «синтетическому»;
c)
К «техническому»;
d)
К деклративно-прикладному.
2. Искусство выполняет множество функций , какая является
основной?
a)
Познавательная;
b)
Ценностная;
c)
Эстетическая;
d)
Воспитательная.
3. К какому виду искусства относиться балет?
a) К изобразительному;
b) К «синтетическому»;
c) К «техническому»;
d) К деклративно-прикладному.
4.Что может быть предметом эстетического чувства?
a) Природные стихии;
b) Предметы матиральной культуры;
c) Предметы духовной культуры;
d) Сами люди;
e) Все что угодно.
5. К какому виду искусства относиться парикмахерское
мастерство?
e) К изобразительному;
f)
К «синтетическому»;
g) К «техническому»;
h) К деклративно-прикладному.
Раздел 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
взаимодействие между собой называется:
а) социальная мобильность;
б) социальная дифференциация;
в) социальная структура;
г)социализация.
3. К признакам, определяющим социально-экономический статус человека в обществе
не относится:
а) возраст;
в) отношение к власти;
б) доход;
г) престижность профессии
4.
Приписываемым социальным статусом является:
17
а) возраст;
в) образование;
б) доход;
г) гражданство.
5. Маргинальность (от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое
понятие,
обозначающее
промежуточность
положения
человека
между
какими-либо
с о ц и а л ь н ы м и
г р у п п а м и . П р и в е д и т е
6. Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — лохмотья) — термин введен К. Марксом для
обозначения
низших
слоев
пролетариата.
Позднее
«люмпенами»
стали
называться
д е к л а с с и р о в а н н ы е
с л о и
н а с е л е н и я
(__________________________________________________.).
7. Начальник сборочного цеха назначен главным инженером машиностроительного
завода. Это пример:
а) горизонтальной мобильности;
б) вертикальной нисходящей мобильности;
в) вертикальной восходящей мобильности;
г) географической мобильности.
8. Примером горизонтальной социальной мобильности является:
а) крещение князя Владимира I;
б) свержение с престола императора Петра III;
в) назначение наследником престола цесаревича Николая;
г) добровольная отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ .
9. Верны ли следующие суждения о семье и браке?
А . Брак — социальный институт, регулирующий отношения только между супругами.
Б. Семья — социальный институт, регулирующий отношения только между родителями и
детьми.
1)
Верно только А;
3) верны оба суждения;
2)
верно только Б;
4) оба суждения неверны.
10. Современная семья, как правило, бывает:
а) многопоколенная;
в) неполная;
б) расширенная;
г) нуклеарная.
Задание 6. 2. Завершите схему «Социальная мобильность»
Задание 6. 3. Установите соответствие между понятиями и определениями.
Понятия
Определения
18
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Индивидуальная
Горизонтальная
Восходящая
Нисходящая
1.
Социальный статус.
2.
Социальная
3.
стратификация.
4.
Социальная роль.
5.
Социальная
6.
мобильность.
7.
Семья.
a)
Расположение
социальных
слоев
( г ру п п )
сверху
вниз
в
зависимости
от
уровня
доходов,
образования, престижа, объема власти.
b)
Определенная
позиция
индивида
в
социальной
структуре
общества,
связанная
с
другими
позициями
через систему прав и обязанностей.
c)
Совокупность
перемещений
людей
из
группы
в
группу, связанная с изменением социального статуса.
d)
Основанная на браке или кровном родстве малая
группа,
члены
которой
связаны
общностью
быта,
в з аимной
помощ ь ю ,
мора ль ной
и
п р а в о в о й
ответственностью.
e)
Манера
или
способ
поведения
ч е л о ве ка ,
связанные с его социальным статусом.
Задание
6.4.
Социальный
статус
человека
определяют
различные
природные и социальные признаки. Подумайте, какие приведенные ниже
признаки
будут
определять
приписываемые,
а
какие
приобретаемые
статусы. Запишите их в таблицу.
1)
возраст; 2) пол; 3) профессия; 4) образование; 5) раса; 6) доход; 7) национальность;
8) отношение к браку; 9) гражданство; 10) происхождение.
Социальный статус
Приписываемый
Достигаемый
Задание 6. 5.
Ниже приведены имена людей, известных тем, что они сумели
подняться на вершину социальной лестницы с относительно низких стартовых
позиций. Определите, какими каналами социальной мобильности они воспользовались, и
заполните таблицу.
А) В.В. Путин Б) М.В. Ломоносов; В) София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
(Екатерина II); Г) Г.К. Жуков; Д) Р.А. Абрамович.
1) Собственность; 2) семья; 3) церковь; 4) образование; 5) армия.
19
А
Б
В
Г
Д
Раздел 7. ПОЛИТИКА
Политика – это дело государства, а мораль-дело индивида.
Н. Макиавелли
Задание 7.1. Выбери правильный ответ.
1. К формам правления не относятся:
а) деспотия;
б) монархия;
в) охлократия;
г) аристократия;
2 . Источником власти революционных вождей является:
а) сила; б) харизма; в) авторитет; г) богатство.
3. В правовом государстве существует разделение власти на:
а) исполнительную
б) ________________
в) ________________
4. Государство – территориальная организация публичной власти, да или нет? ______
5. Автором распространенной типологией власти является:
а) Т. Гоббс; б) М. Вебер; в) К. Марк; г) А. Смит
Задание 7.2. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятия
Определения
1.
Государство
А. Власть основанная на обычаях, привычке повиноваться ей,
вере в непоколебимость установленного порядка
2.
Суверенитет
народа
Б.
Право
и
реальная
возможность
народа
участвовать
в
управлении делами государства, формировать органы власти.
3.
Республика
В. Политическая организация общества, распространяющая
власть
на
всю
территорию
страны
и
все
ее
население,
располагающая специальным аппаратом управления.
4.
Традиционная
власть
Г. «единовластие»
5.
Монархия
Д. «Общее дело»
Задание 7. 3.
Заполните
таблицу
«Формы
территориального
устройства
государства»,
воспользовавшись приведенными ниже списками определений и примеров
государств.
Формы
территориального
устройства
государства
Определение понятия
Примеры
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
А) Европейский Союз; б) Франция; в) Индия; г) Россия; д) Содружество независимых
государств. Е) Египет; ж) Бразилия Допишите свои примеры…
Определите, какое понятие является лишним в предложенном ряду, и объясните
Найдите в приведенном ниже списке формы политической
деятельности граждан. Выпишите их номера в порядке возрастания.
1)
Участие в выборах и референдумах;
2)
Участие в деятельности политических партий и движений;
3)
Высказывание своего мнения публично и в средствах массовой информации по вопросам
литературы и искусства;
4)
Участие в предвыборных собраниях, митингах и демонстрациях;
5)
Участие в карнавалах;
6)
Сбор средств в фонд помощи бездомным животным.
Ответ
Задание 7.6. Завершите схему «Избирательное право граждан РФ»
21
Формы правления
____________________
____________________
____________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
_
Избирательное право граждан
Активное избирательное право –
право избирать в органы
государственной власти и местного
самоуправления
Пассивное избирательное право