Напоминание

Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"


Автор: Рогозина Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска №93
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Конспект
Тема: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Дата публикации: 01.02.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рогозина Елена Геннадьевна

Воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 93

Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

(подготовительная к школе группа)

Цель: развитие связной монологической речи детей.

Программное содержание:

1.

Подвести детей к пересказыванию сказки с опорой на символы (мнемотаблицы).

2.

Упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью

жестов, мимики, движений.

3.

Закреплять умение пересказывать сказку связно, последовательно, без пропусков и

повторений.

4.

Продолжать упражнять в образовании слов с суффиксами (уменьшительно-

ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.

5.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная

работа:

чтение

русских

народных

сказок,

рассматривание

иллюстраций, рисование, чтение стихотворение С.Я.Маршака «Темноты боится Петя»,

нравственная беседа «У страха глаза велики», заучивание пословиц о трусости,

знакомство со словами «колода», «напёрсток» и их предназначение.

Словарная работа: обогащение – колодец, колода, напёрсток.

Оборудование и материалы: инновационное техническое оборудование, презентация

«У страха глаза велики»; иллюстрации к сказке (колодец, колода, напёрсток),

мнемотаблицы;

смайлики-эмоции,

карточки-эмоции;

«яблоня»,

ширма,

яблоко;

музыкальное сопровождение, магниты, указка.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент (психогимнастика – пальчиковая гимнастика) – звучит

спокойная музыка.

Воспитатель: Наступил новый день.

Мы пришли в наш любимый детский сад.

Я улыбнулась Вам, а вы улыбнулись мне.

Все мне руки покажите и ладони разотрите.

Руки друг другу протяните.

И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, дружны.

Вделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

Выдохните через рот все обиды (дети повторяют 3 раза вдох-выдох)

А теперь пожелаем всем , доброго утра!

Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)

Посмотрел налево, посмотрел направо,

Посмотрел вверх, посмотрел вниз,

Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик.

Сюрпризный момент

Вдруг слышится странный звук за ширмой (запись).

Воспитатель. Что за странный звук? Давайте посмотрим (беру за ширмой яблоко).

Ой, ребята, что это? (ответы детей). Вот так яблоко оно, соку сладкого полно! Да оно

не простое, а сказочное. И прикатилось к нам из сказки. Хотите узнать из какой? Тогда

присаживайтесь на стулья. 1,2,3,4,5 – будем сказку начинать…

II. Основная часть. Первичное знакомство со сказкой.

1) Просмотр презентации «Русская народная сказка ‘‘У страха глаза велики’’»

сопровождении рассказывания сказки воспитателем).

2) Беседа по содержанию:

- Кто запомнил, как называется сказка?

- Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его

мимики являются большие выпученные глаза).

- От чего это происходит? (От неизвестности)

- Разберёмся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.

- Кто главный герой сказки? А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-

помощники.

Показываем детям

первую

схему (

Приложение

).

Посмотрите внимательно на первую схему, можно ли по ней узнать героев нашей

сказки? (Бабушка-старушка, потому что старенькая; внучка-хохотушка, потому что

много хохочет; курочка-клохтушка, потому что клохчет; мышка-норушка, потому что

живёт в норке).

Посмотрите большой круг белого цвета – это бабушка-старушка,

Круг поменьше белого цвета – это внучка-хохотушка,

Ещё круг меньше жёлтого цвета – курочка-клохтушка,

И самый маленький серого цвета – мышка-норушка.

- Куда герои ходили каждый день? (За водой).

- С чем они ходили за водой? (С вёдрами).

Показываем детям

вторую

схему (

Приложение

).

- Какие вёдра были у героев? Слова из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с

напёрсток). Воспитатель уточняет, что у курочки вёдра сравниваются по размеру с

огурчиком, а у мышки с напёрстком (при этом показывает напёрсток и объясняет

значение этого слова).

- Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего

копытца).

Показываем детям

третью

схему (

Приложение

).

Воспитатель обращает внимание на слово:

колода, поясняя, что колода – это

старинное

слово,

которое

обозначает

бревно

с

выдолбленной

серединой,

использующееся как корыто (короткое толстое бревно, в котором делается углубление

для воды). Также обращает внимание детей на слово поросячий, но не свинячий

(потому что поросёнок – это детёныш свиньи и его след меньше, чем у свиньи).

- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы).

Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду.)

3) Логическая задача.

- Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей).

- Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них

был огород. А что растёт на огороде? (ответы детей).

- В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)

- Кто им помешал? Где он сидел? (под яблоней). Как он помешал? (зайке яблоко упало в

лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам).

4) Динамическая пауза

- Давайте встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку

Под яблонькой зайка сидел. – «ушки» показали

Налетел на яблоньку ветерок, - руками помахали

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп – хлопаем в ладоши 1 раз

И зайке в лоб! – хлопают по лбу ладошкой

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. – прыжок.

5) Упражнение «Говорящая мимика»:

Я буду называть эмоцию, а вы передайте её с помощью мимики своего лица.

(Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, страх, удивление).

- Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а

ведь это ещё и пословица «У страха глаза велики» (т.е. человек рисует в своём

воображении больше, чем это есть на самом деле. Так говорят об испугавшемся человеке,

который преувеличивает опасность; трусу по всюду видится опасность. У человека,

испытывающего страх, глаза действительно становятся большими - расширяются зрачки,

широко раскрываются веки).

- Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали вёдра и убежали

домой). Показываем детям

картинка-

схем

а «Печка»

(

Приложение

).

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

- Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда схоронилась мышка? (под печку) Как вы понимаете слово «схоронилась»? Какими

словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась,

затаилась).

- Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился.

Показываем детям

четвёртую

схему (

Приложение

).

- Перечислите кому и кто именно: Бабушке – медведище (обратить внимание на ту

форму слова, которая употреблена в сказке). Почему медведище сказано в сказке?

(потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке).

- Внучке – волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке – лиса, значит

лисище, а мышке – кто привиделся? (Котище)

Показываем детям

пятую

схему (

Приложение

).

- Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)

- Как вы думаете, что он испытал? (страх)

- Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)

- Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят).

- Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои

испугались того, чего нет на самом деле). Произнесём эти слова все вместе с насмешкой.

6) Театрализованная физкультминутка.

- А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.

Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратились!

Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (трё-ё-х, плё-ё-х), у внучки (трёх,

плёх), у курочки (трёх-трёх, плёх-плёх), у мышки (трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх).

Воды набрали и домой пошагали.

Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратились!

- Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами.

7) Повторное рассказывание сказки с установкой на пересказ.

- Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то, как

я буду менять интонацию голоса, мимику лица, потому что потом вы будете её

пересказывать с помощью схем-подсказок.

8) Пересказы детей по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

III. Итог занятия. Анализ пересказа детьми. Рефлексия.

- Легко ли вам было пересказывать по схемам-подсказкам? В чём они вам помогли?

- Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

- Чей пересказ был интересным?

- Кто из детей сумел передать чувства страха героев сказки?

- Скажите, эта сказка смешная или грустная? Почему вы так решили? (ответы детей).

- Чему вас научила эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался,

нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх).

- Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадёте в такую

ситуацию.

- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас

было сегодня и прикрепите его к нашей яблоньке, так, чтобы оно больше не упало и

никого не испугало. (звучит музыка).

Приложение

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3

Схема 4

Картинка- схема «Печка»

Схема 5



В раздел образования