Напоминание

"Формы внеурочной деятельности как один из методов образовательного процесса в области музыкального искусства"


Автор: Трусова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Формы внеурочной деятельности как один из методов образовательного процесса в области музыкального искусства"
Дата публикации: 30.01.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Трусова Л.В.,

преподаватель высшей категории

теоретических дисциплин

МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и

воспитания детей. Она организуется в свободное от уроков время с целью удовлетворения

потребности личности в познании, общении, практической деятельности.

Умело

организованные внеурочные занятия формируют и развивают личность ребёнка,

повышают

мотивацию

обучения,

развивают

самостоятельность

и

предоставляют

возможность в самореализации учащихся.

Внеурочная деятельность в нашей школе имеет следующие направления:

общешкольные классные часы разной тематики;

мероприятия, посвященные юбилейным датам;

конкурсы, фестивали;

НОУ;

проектная деятельность;

концерты.

Классный

час

-

это

одна

из

самых

распространённых

форм

работы

образовательного учреждения. Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа,

викторина, игра, праздник и т.п. Она достаточно хорошо всем известна.

В марте 2019 года был организован общешкольный классный час, посвящённый

455-летию со дня рождения У. Шекспира, в котором приняли участие ученики и

преподаватели художественного, хореографического и фортепианного отделений школы.

Эпоха Возрождения, в которой творил Шекспир, была представлена творческими

работами учениц художественного отделения и их преподавателем Нажиповой И.А.; с

особенностями старинных танцев познакомила всех хореографическая группа «Грация», а

её руководитель Рогова И.Д. рассказала о костюмах того времени.

Экономическое

положение Англии 15 века, музыкальные инструменты, звучавшие в ту далёкую эпоху и,

конечно, деятельность театра «Глобус» - осветила Трусова Л.В.

Ещё одна юбилейная дата и совсем другой подход к её освящению – 180-летия со

дня рождения П.И. Чайковского. По задумке автора, в гости в нашу школу приехали

«родственники» великого композитора во главе с «научным сотрудником» на пресс-

конференцию. Все роли «родственников» и «журналистов» талантливо исполняли

учащиеся 7 класса хореографического отделения. Информация о творчестве и жизненном

пути Чайковского была представлена в виде вопросов «журналистов» и воспоминаний

«родственников»,

а

также

слов

самого

композитора,

цитируемых

«научным

сотрудником». «Журналисты», представляя свой канал, задавали разные вопросы,

которые чередовались музыкальными номерами. По окончании все стали участниками

викторины, что внесло большое оживление среди слушателей – всем хотелось получить

приз.

Ещё одна, на мой взгляд, удачная находка, касается организации классного часа,

посвящённого юбилею С.С. Прокофьева. В основу праздника была положена его сказка

«Петя и волк». В целом ничего необычного. Учащимися фортепианного отделения были

выучены темы героев сказки. После небольшого вступительного слова о творчестве

композитора, была зачитана сказка с иллюстрацией музыкальных тем главных героев

учениками пианистами. Затем все с большим удовольствием посмотрели мультфильм

голливудской киностудии Уолта Диснея, с которой Прокофьев подписал контракт на

создание мультфильма. Кстати, у этого мультфильма в 2021 тоже юбилей – 85 лет. В

завершении праздника, слушателей разделили на команды и раздали им картинки с

изображением героев сказки. За ширмой юные пианисты в произвольном порядке

исполняли

музыкальные

темы,

а

слушатели

отгадывали

героя,

поднимая

соответствующую картинку с изображением. Такое взаимодействие с залом понравилось

и слушателям и исполнителям. После мероприятия изображения с полюбившимся героем

дети забрали с собой. Юные пианисты, исполнявшие темы героев сказки, как положено

для Дня рождения, отправились пить чай с тортом.

Следующая форма внеурочной деятельности – это школьные конкурсы и

фестивали. Они стимулируют детскую активность, развивают творчество, инициативу. На

теоретическом отделении организуются конкурсы по сольфеджио, очень интересным и

музыкальным получился фестиваль канонов, конкурс «По волнам музыкальной грамоты».

В 2018-2019 учебном году состоялся конкурс «Битва оркестров», где каждый класс по

сольфеджио представлял свой шумовой оркестр. Воспитанию всесторонне развитой,

активной личности,

расширению художественного и общекультурного кругозора,

способствует участие в коллективном музицировании. И пусть в классе совсем немного

учеников, всё равно нужно сыграть безошибочно свою партию, а иногда поменять

инструмент по ходу пьесы. Конкурс «Битва оркестров» проводился 30 мая 2019 г. и

получился ярким завершением учебного года.

Если

«Битва

оркестров»

проводилась

впервые,

то

конкурс

«По

волнам

музыкальной грамоты» организуется ежегодно с 2014 года. Формируются команды

непосредственно перед началом мероприятия и состоят из учеников разного возраста. В

командной

игре

юные

музыканты

выполняют

различные

творческие

задания,

демонстрируя свои знания в различных областях музыкального искусства. Обычно

заданий 10-12. Уровень сложности заданий разный, поскольку команды разновозрастные.

Вот некоторые из них: прочитай ребус, продолжи строчку, соедини стрелочками, блиц-

вопросы, убери лишнее, три кита, персонаж – инструмент («Петя и волк»), назови

профессию, узнай песенку, аппликатура, эрудит, викторина.

На каждом конкурсе «По волнам музыкальной грамоты» задания не повторяются.

Преподаватели, исполняющие роль членов жюри, отметили рост правильных ответов. Так,

занимательные задания в игровой форме помогают усваивать и закреплять теоретические

понятия.

Одной из важных задач школы является создание необходимых условий для

личностного развития каждого ребёнка, формирование активной жизненной позиции.

Поэтому необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой

формируются

базовые

знания,

умения

и

навыки,

с

деятельностью

творческой,

исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их

познавательной активностью.

В решении этих задач незаменимо участие детей в Научном обществе учащихся. В

школе НОУ работает с 2008 года, есть некоторые результаты. Но деятельность НОУ не

ограничивается подготовкой к научно-практическим конференциям отдельных учащихся.

В рамках НОУ успешно проводятся семинарские занятия «Моя любимая тема» с

учащимися музыкального и хореографического отделений. Преподаватель вешает листок

с темами сообщений на внутреннюю сторону двери, дети сами выбирают тему для

выступлений. Считаю данную форму работы очень важной. Ведь далеко не все дети будут

профессиональными

музыкантами

или

хореографами.

А

вот

опыт

публичного

выступления может пригодиться в любой сфере деятельности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее

место занимает проектная деятельность. Проектная деятельность

- это совместная учебно

- познавательная, творческая или игровая деятельность,

имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего

результата.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе

возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой

требуются интегрированные знания из различных областей. Так, в 2020-2021 учебном

году

был

запланирован

общешкольный

классный

час

для

музыкального

и

хореографического отделений на тему «Полька», который в итоге вылился в проект

«Приглашение к танцу». В его осуществлении приняли участие преподаватели и учащиеся

фортепианного отделения, подготовив различные Польки в концертном исполнении. А

также учащиеся 6 класса хореографического отделения, исполнив непосредственно танец

и подготовив рассказ о нём. Лучше понять танец и его характер помогает история, для

этого нужно отправиться на его Родину. В роли помощников ведущих, в мероприятии

приняли участие экскурсовод, историк танца, танцмейстер и даже шумовой оркестр. В

заключении все желающие могли поучаствовать в танце. Тема проекта явилась

актуальной и для учеников фортепианного отделения, и для учащихся хореографического

отделения.

С 2021-2022 учебного года в школе стартовал новый проект «Мы – артисты!». Цель

этого проекта: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса музыкального

образования

учащихся

через

приобщение

детей

к

театральному

искусству,

к

театрализованной деятельности.

В процессе обучения на теоретических дисциплинах

детям приходится осваивать огромное количество специальных музыкальных терминов,

понятий. Помочь учащимся в освоении музыкальной терминологии, создать творческую

атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей – вот главная задача проекта «Мы

– артисты!». Проект представляет собой сказку, где героями являются выразительные

средства музыки: мелодия, лад, мажор, минор, динамика, регистр, диапазон и т.д.

Теоретические понятия, ожившие в сказке, становятся понятными, осязаемыми, хорошо

запоминаются детьми без зубрёжки. Выступления солистов музыкального отделения

естественным образом вплетается в представление, становясь яркой иллюстрацией

теоретическим понятиям. Сама сказка небольшая по масштабу, имеет минимум декораций

и костюмов, что облегчает подготовку к проекту.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие

замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность

способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала.

Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои

внутренние конфликты.

В рамках проекта в 2021 – 2022 году была показана Сказка «В гостях у Додона»,

где в качестве персонажей были Лад (он же Додон), его дочь – Мелодия, помощники Лада

– Мажор и Минор, а также злая Какофония.

В 2022-2023 году по окончании I четверти ученики 2 и 3 класса пригласили всех

желающих на древний славянский праздник «Проводы мух и комаров». В сценарий

праздника были включены русские народные песни, выученные на уроках сольфеджио:

«Сел комарик на дубочек», «Комара муха женила», «Как у наших у ворот». Яркие

костюмы, декорации благотворно повлияли на игровые и исполнительские качества юных

актеров, вызвали живой интерес у зрителей.

В следующем учебном году планируется к постановке сказка, связанная понятием

«штрихи». Детей ждёт интересное мероприятие с показом «приключений» основных

музыкальных штрихов, и увлекательные задания связанные с понятиями «плавно»,

«отрывисто».

Таким образом, в процессе проектной деятельности наиболее эффективно

формируются

учебные

умения:

познавательные,

практические,

организационные.

Подобная работа создаёт пространство для творческого самовыражения детей.

И, наконец, концертная деятельность – наиболее широко используемая в школах

искусств. Публичное выступление вызывает у исполнителя особое психологическое

состояние,

определяющееся

эмоциональной

приподнятостью,

взволнованностью,

переживанием. Погасить чрезмерный уровень переживаний, нервозности юных артистов в

нашей

школе

практикуются

концерты

с

комментариями,

настраивающими

на

необходимый лад и слушателей и исполнителя. Ведущий, составляя сценарий, учитывает

характер концертных номеров и зрительскую аудиторию, для этого планируется концерт:

«Веселые загадки», путешествие в «Мир детства», в «Королевство музыки», в «Зоопарк»,

в «Страну игрушек», «На лесную поляну» т.д. Маленькие слушатели и их родители с

удовольствием отгадывают загадки, музыкальные инструменты, сказочных героев,

повторяют движения весёлых разминок и т.д. Ведь творческий контакт артиста со

зрительской аудиторией имеет большое значение, вызывая положительный настрой,

радость и в итоге интерес к занятиям. Часто в комментариях к концертным номерам

ведущий рассказывает интересные факты, связанные с исполняемым произведением. Это

могут быть страницы биографии композитора, первого исполнения или исполнителя. Если

в названии пьесы встречается незнакомое слово, то ведущий объясняет его. Например,

токката, ноктюрн, элегия и т.п., тем самым расширяя кругозор слушателей.

Внеурочная

работа

с

учащимися

является

важной

частью

всей

учебно-

воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием той

работы, которая проводится на уроках в теоретическом цикле. Внеурочная работа

помогает преподавателю показать учащимся музыкальный мир во всём его многообразии,

и что важно, открывает широкий простор для творчества, самостоятельности и

инициативы учеников.



В раздел образования