Напоминание

"Метод ассоциативного восприятия при изучении иностранного языка"


Автор: Терентьева Наталья Викторвна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Колпашево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Метод ассоциативного восприятия при изучении иностранного языка"
Дата публикации: 28.01.2023
Раздел: полное образование





Назад




Слайд1

- Добрый день, уважаемые колпашевцы, коллеги, ученики! Поздравляю вас с

наступившим новым годом, с новым настроением!

- Давайте ответим на вопрос «Какое у вас настроение» по-немецки! У кого всё

отлично поднимает большой палец вверх и произносит «Gut!» Слайд2

- Итак, давайте попробуем!? (щелчок)

- Wie ist die Laune? Gut!!?? (зал отвечает хором и показывает жест «всё отлично!»)

(щелчок)

- Спасибо! На этой позитивной ноте я и начну свой мастер-класс!

Жизнь современного человека представлена уникальными возможностями, где

могут пригодиться иностранные языки, но возникает трудность запоминания слов.

Чаще всего мы сталкиваемся уже в школе с проблемой заучивания иностранных

слов.. так ведь это!?

Слайд3

В книге рекордов Гиннесса есть факты, например,величайшим в истории полиглотам

считался итальянец Меццофанти. В настоящее время самым выдающимся

полиглотом является Джордж Генри Шмидт владеет 19 языками и из-за недостатка

времени не может толком доучить еще 12 языков.

- Как видим человеческие возможности безграничны…

Моя задача как учителя – научить приёмам быстрого запоминания слов. Вопрос

«Как!?»

- Сегодня на своем мастер-классе я представляю вашему вниманию одну

интересную технологию, которая очень помогает на уроках немецкого языка, но

вообще может быть использована буквально для любого предмета. Да и в жизни

пригодится.

- Скажите пожалуйста, когда у вас нет под рукой блокнота и карандаша как можно

записать в памяти и запомнить номера телефонов, факсы, дни рождения и.т.д?

Можно номера соотнести с памятными датами:

Например: номер 5-22-07…мне запомнить легко..

5 - начало всех номеров..

22 - число рождения моей дочери

07 –год её рождения..

-Давайте попробуем все вместе…я называю номер телефона, а вы объясните как вам

легче и почему его запомнить:

5-16-17?

5-26-91….

Некоторые приемы этой техники мы знаем еще с детства.

- Назовите поговорку, которая помогает запомнить цвета радуги! (к залу).

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Слайд 4 (радуга) + муз.

- Правильно. Правда ведь, мы знаем ее с детских лет?

Итак, данные примеры служат примером

мнемотехники

Слайд 5 (понятие)

Мнемотехника позволяет запомнить информацию, причем любую: номера

телефонов или даты, мы в этом с вами убедились! имена и фамилии, иностранные

слова. А все потому, что мнемотехнические способы строятся на вполне очевидном

факте: человеку сложно запомнить ничего незначащие для него буквы, цифры и

прочие символы. Гораздо проще сохранить в памяти яркие картинки.

Слайд

6

(слова Плутарха)

Приемы мнемотехники известны еще со времен античности, и одно было ясно

всегда: их знание и использование значительно облегчает запоминание любого

материала и улучшает память.

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является

запоминание слов. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и

уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, мы с

учениками используем алгоритм запоминания (жест рукой)

Слайд7 (алгоритм)

………………(ПОМОЛЧИМ 5 СЕК)

Говоря простым языком, мнемотехника превращает цифры и буквы в некие образы,

ассоциации с которыми врезаются в нашу память.

Мнемотехника представлена разными методами.

Слайд 8 (методы)

-Сегодня к вашему вниманию я представлю некоторые из них

- У меня сегодня есть помощники фокус-группа…Пожалуйста!

- Давайте с вами познакомимся..Ich heisse Natalja..Und Sie? (Фокус-

гр.называют по-немецки свои имена).

- Уважаемые участники фокус-группы (6 человека) приглашаю вас в путешествие в

Германию!

Слайд9

(звук самолета, аэропорт)

( щелчок )

- Наш самолет совершил посадку в аэропорту Берлина.

Слайд 10 (аэропорт)

-Давайте поздороваемся по-немецки! Guten Tag! (участники фокус - гр.здороваются).

- А сейчас выберите себе собеседника из группы и поздоровайтесь с ним по-

немецки, пожалуйста!

Слайд 11 (река + А.М.)

-Спасибо, Молодцы! Таким образом, я вас поделила на 2 группы.

- Итак, нам нужно добраться до гостиницы и сходить куда-то пообедать. Первая

группа будет по карте прокладывать маршрут и подбирать транспортные средства.

А

вторая

группа

должна

сделать

заказ

в

кафе,

выбрав

соответствия

из

представленных слов и картинок,

ориентируясь при этом на имеющиеся у вас

знания.

- Приступайте, пожалуйста, к работе.

- Ну а пока наши туристы добираются до гостиницы и выбирают меню, мы с вами

отправляемся

на

познавательную

экскурсию.

В

русском

языке

много

заимствованных немецких слов. Назовите какие вы знаете!

(зал называет….давайте я вам помогу)

Слайд 12 (слова)

Kur (лечение) + Ort (место)=Курорт

Wunder (чудо) +Kind (ребёнок) =Вундеркинд

Gast (гость) +Arbeiter (рабочий) =Гастарбайтер

-Теперь произнося русские давно знакомые слова, у вас в памяти будут возникать и

эти яркие образы, отсылающие к значению слова на немецком языке.

Создание яркого образа – главное в образовании ассоциаций. Этот метод является

одним из ключевых в мнемотехнике.

Ассоциации могут быть и необычными, нестандартными, неожиданными.

Небольшой пример: Слайд 13(видео с детьми)

Слайд 14 - Давайте обратимся к еще одному из самых популярных методов

мнемотехники – рифмизации. Поднимите руку те, кто учил немецкий язык. Давайте

проверим ваши знания – вспомним тему «семья».А кто учил английский-

присоединяйтесь, так как слова из темы «Семья» на обоих языках звучат похоже.

Напоминаю, мы говорим о методе рифмизации.

Пирожки готовит дома,

Это бабушка, die ... (Oma).

Играет вместе с нами в фанты,

Это тётушка, die ... (Tante).

Снова слушает оркестр,

Моя сестичка, die ...(Schwester)

- Я использую этот метод при закреплениии зученного материала.

Слайд 15 - Как дела у наших фокус-групп?

- Готовы представить результаты своего труда? (выходят, представляют)

- Что получилось с маршрутом, удалось отыскать знакомые слова? (вывешивают

ватман, зачитывают слова по транскрипции, прошу догадаться о значении)

- Как вы догадались о значении данных слов? (они звучат как в русском почти)

-Как вы думаете, как называется данный метод? (речевая догадка)

- Сработал ли метод речевой догадки у второй группы?

- Расскажите каким образом вы выбирали эти слова (видели раньше, звучат похоже

на русские, когда-то слышали)

- Вывод: то есть вы активно задействовали самые разные виды памяти: звуковую,

зрительную, а в итоге в голове возникал образ.

- Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете

к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет

вашим лучшим помощником.

- Благодарю фокус-группы за работу. Ну и завершим рефлексией.

Слайд 16 (звук самолёта)

-Итак, мы снова в пути…Прошу вас на столе взять фото самолёта и поднять вверх-

если вам понравилось наше путешествие,было всё понятно и метод мнемотехники

вам может в жизни пригодиться, то поднимите его на максимальную высоту !

- Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Слайд 17

- А что может произойти с человеком, который не пользуется своей памятью?

Память начнет отмирать за ненадобностью.

- И как же быть?!

В жизни есть рецепт один..ты его запомни!

Нужно ум свой - знаньями кормить..а иначе - невозможно…

Планы на день не пиши, и покупки в магазине - ты в уме своём держи!

Помни, знай и применяй методы простые: с мнемотехникой дружи, ассоциируй и

твори!

Счастлив может быть лишь тот, кто долго с память живёт!

Так желаю, вам друзья, к свету знаний потянуться!

-Прошу участников фокус –групп выйти и попрощаться по-немецки: Bis Bald! (друг

другу, с залом хором: Bis Bald!) Слайд 18 (спасибо за внимание) + музыка

Методы мнемотехники

- Метод ассоциаций

- Метод непроизвольного запоминания

- Речевая догадка

- Использование слов или фраз- подсказок

- Метод связок

- Рифмизация

- Создание квази-слов

- Метод взаимодействия всех ощущений.

- Метод «Что меня окружает?»

Методы мнемотехники

- Метод ассоциаций

- Метод непроизвольного запоминания

- Речевая догадка

- Использование слов или фраз- подсказок

- Метод связок

- Рифмизация

- Создание квази-слов

- Метод взаимодействия всех ощущений.

- Метод «Что меня окружает?»



В раздел образования