Автор: Терентьева Наталья Викторвна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Колпашево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Метод ассоциативного восприятия при изучении иностранного языка"
Раздел: полное образование
Слайд1
- Добрый день, уважаемые колпашевцы, коллеги, ученики! Поздравляю вас с
наступившим новым годом, с новым настроением!
- Давайте ответим на вопрос «Какое у вас настроение» по-немецки! У кого всё
отлично поднимает большой палец вверх и произносит «Gut!» Слайд2
- Итак, давайте попробуем!? (щелчок)
- Wie ist die Laune? Gut!!?? (зал отвечает хором и показывает жест «всё отлично!»)
(щелчок)
- Спасибо! На этой позитивной ноте я и начну свой мастер-класс!
Жизнь современного человека представлена уникальными возможностями, где
могут пригодиться иностранные языки, но возникает трудность запоминания слов.
Чаще всего мы сталкиваемся уже в школе с проблемой заучивания иностранных
слов.. так ведь это!?
Слайд3
В книге рекордов Гиннесса есть факты, например,величайшим в истории полиглотам
считался итальянец Меццофанти. В настоящее время самым выдающимся
полиглотом является Джордж Генри Шмидт владеет 19 языками и из-за недостатка
времени не может толком доучить еще 12 языков.
- Как видим человеческие возможности безграничны…
Моя задача как учителя – научить приёмам быстрого запоминания слов. Вопрос
«Как!?»
- Сегодня на своем мастер-классе я представляю вашему вниманию одну
интересную технологию, которая очень помогает на уроках немецкого языка, но
вообще может быть использована буквально для любого предмета. Да и в жизни
пригодится.
- Скажите пожалуйста, когда у вас нет под рукой блокнота и карандаша как можно
записать в памяти и запомнить номера телефонов, факсы, дни рождения и.т.д?
Можно номера соотнести с памятными датами:
Например: номер 5-22-07…мне запомнить легко..
5 - начало всех номеров..
22 - число рождения моей дочери
07 –год её рождения..
-Давайте попробуем все вместе…я называю номер телефона, а вы объясните как вам
легче и почему его запомнить:
5-16-17?
5-26-91….
Некоторые приемы этой техники мы знаем еще с детства.
- Назовите поговорку, которая помогает запомнить цвета радуги! (к залу).
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Слайд 4 (радуга) + муз.
- Правильно. Правда ведь, мы знаем ее с детских лет?
Итак, данные примеры служат примером
мнемотехники
Слайд 5 (понятие)
Мнемотехника позволяет запомнить информацию, причем любую: номера
телефонов или даты, мы в этом с вами убедились! имена и фамилии, иностранные
слова. А все потому, что мнемотехнические способы строятся на вполне очевидном
факте: человеку сложно запомнить ничего незначащие для него буквы, цифры и
прочие символы. Гораздо проще сохранить в памяти яркие картинки.
Слайд
6
(слова Плутарха)
Приемы мнемотехники известны еще со времен античности, и одно было ясно
всегда: их знание и использование значительно облегчает запоминание любого
материала и улучшает память.
Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является
запоминание слов. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и
уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, мы с
учениками используем алгоритм запоминания (жест рукой)
Слайд7 (алгоритм)
………………(ПОМОЛЧИМ 5 СЕК)
Говоря простым языком, мнемотехника превращает цифры и буквы в некие образы,
ассоциации с которыми врезаются в нашу память.
Мнемотехника представлена разными методами.
Слайд 8 (методы)
-Сегодня к вашему вниманию я представлю некоторые из них
- У меня сегодня есть помощники фокус-группа…Пожалуйста!
- Давайте с вами познакомимся..Ich heisse Natalja..Und Sie? (Фокус-
гр.называют по-немецки свои имена).
- Уважаемые участники фокус-группы (6 человека) приглашаю вас в путешествие в
Германию!
Слайд9
(звук самолета, аэропорт)
( щелчок )
- Наш самолет совершил посадку в аэропорту Берлина.
Слайд 10 (аэропорт)
-Давайте поздороваемся по-немецки! Guten Tag! (участники фокус - гр.здороваются).
- А сейчас выберите себе собеседника из группы и поздоровайтесь с ним по-
немецки, пожалуйста!
Слайд 11 (река + А.М.)
-Спасибо, Молодцы! Таким образом, я вас поделила на 2 группы.
- Итак, нам нужно добраться до гостиницы и сходить куда-то пообедать. Первая
группа будет по карте прокладывать маршрут и подбирать транспортные средства.
А
вторая
группа
должна
сделать
заказ
в
кафе,
выбрав
соответствия
из
представленных слов и картинок,
ориентируясь при этом на имеющиеся у вас
знания.
- Приступайте, пожалуйста, к работе.
- Ну а пока наши туристы добираются до гостиницы и выбирают меню, мы с вами
отправляемся
на
познавательную
экскурсию.
В
русском
языке
много
заимствованных немецких слов. Назовите какие вы знаете!
(зал называет….давайте я вам помогу)
Слайд 12 (слова)
Kur (лечение) + Ort (место)=Курорт
Wunder (чудо) +Kind (ребёнок) =Вундеркинд
Gast (гость) +Arbeiter (рабочий) =Гастарбайтер
-Теперь произнося русские давно знакомые слова, у вас в памяти будут возникать и
эти яркие образы, отсылающие к значению слова на немецком языке.
Создание яркого образа – главное в образовании ассоциаций. Этот метод является
одним из ключевых в мнемотехнике.
Ассоциации могут быть и необычными, нестандартными, неожиданными.
Небольшой пример: Слайд 13(видео с детьми)
Слайд 14 - Давайте обратимся к еще одному из самых популярных методов
мнемотехники – рифмизации. Поднимите руку те, кто учил немецкий язык. Давайте
проверим ваши знания – вспомним тему «семья».А кто учил английский-
присоединяйтесь, так как слова из темы «Семья» на обоих языках звучат похоже.
Напоминаю, мы говорим о методе рифмизации.
Пирожки готовит дома,
Это бабушка, die ... (Oma).
Играет вместе с нами в фанты,
Это тётушка, die ... (Tante).
Снова слушает оркестр,
Моя сестичка, die ...(Schwester)
- Я использую этот метод при закреплениии зученного материала.
Слайд 15 - Как дела у наших фокус-групп?
- Готовы представить результаты своего труда? (выходят, представляют)
- Что получилось с маршрутом, удалось отыскать знакомые слова? (вывешивают
ватман, зачитывают слова по транскрипции, прошу догадаться о значении)
- Как вы догадались о значении данных слов? (они звучат как в русском почти)
-Как вы думаете, как называется данный метод? (речевая догадка)
- Сработал ли метод речевой догадки у второй группы?
- Расскажите каким образом вы выбирали эти слова (видели раньше, звучат похоже
на русские, когда-то слышали)
- Вывод: то есть вы активно задействовали самые разные виды памяти: звуковую,
зрительную, а в итоге в голове возникал образ.
- Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете
к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет
вашим лучшим помощником.
- Благодарю фокус-группы за работу. Ну и завершим рефлексией.
Слайд 16 (звук самолёта)
-Итак, мы снова в пути…Прошу вас на столе взять фото самолёта и поднять вверх-
если вам понравилось наше путешествие,было всё понятно и метод мнемотехники
вам может в жизни пригодиться, то поднимите его на максимальную высоту !
- Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Слайд 17
- А что может произойти с человеком, который не пользуется своей памятью?
Память начнет отмирать за ненадобностью.
- И как же быть?!
В жизни есть рецепт один..ты его запомни!
Нужно ум свой - знаньями кормить..а иначе - невозможно…
Планы на день не пиши, и покупки в магазине - ты в уме своём держи!
Помни, знай и применяй методы простые: с мнемотехникой дружи, ассоциируй и
твори!
Счастлив может быть лишь тот, кто долго с память живёт!
Так желаю, вам друзья, к свету знаний потянуться!
-Прошу участников фокус –групп выйти и попрощаться по-немецки: Bis Bald! (друг
другу, с залом хором: Bis Bald!) Слайд 18 (спасибо за внимание) + музыка
Методы мнемотехники
- Метод ассоциаций
- Метод непроизвольного запоминания
- Речевая догадка
- Использование слов или фраз- подсказок
- Метод связок
- Рифмизация
- Создание квази-слов
- Метод взаимодействия всех ощущений.
- Метод «Что меня окружает?»
Методы мнемотехники
- Метод ассоциаций
- Метод непроизвольного запоминания
- Речевая догадка
- Использование слов или фраз- подсказок
- Метод связок
- Рифмизация
- Создание квази-слов
- Метод взаимодействия всех ощущений.
- Метод «Что меня окружает?»