Напоминание

Плюсы и минусы дистанционного образования


Автор: Станишевская Ольга Михайловна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Высшая школа экономики
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Плюсы и минусы дистанционного образования
Раздел: полное образование





Назад




.О.М.Станишевская Плюсы и минусы дистанционного обучения иностранному языку. Сегодня перед традиционным российским образованием стоит проблема информатизации учебного процесса. Впервые применять дистанционное обучение стали американцы . В середине 1960х годов они решили использовать местные телеканалы для трансляции учебных курсов для работников некоторых корпораций. Проект был настолько успешен, что вскоре учебные программы посредством спутниковой связи начали транслировать не только США, но и Европа, Китай, Австралия. Развитие дистанционного образования в России началось в мае 1997 года ,когда начался новый эксперимент в сфере образования. В последние годы правительства многих стран, включая Россию, объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета.[4] Дистанционные учебные программы занимают значимое место в образовательном пространстве. Никого уже не удивляет, что с помощью интернета можно выучить иностранный язык. Растущая популярность такого вида обучения обусловлена его доступностью и простотой адаптации к учебному процессу. Учить английский дистанционно намного удобнее и легче по сравнению с традиционными методами обучения иностранному языку. Самая современная методика дистанционного обучения иностранным языкам ,как правило, проходит по трем направлениям или по совмещению этих трех вариантов. Первое-создание папки с материалами, которая должна быть получена учащимися для изучения. Это могут быть диски отправленные по почте или другая форма материала, отправленная онлайн. Проверка знаний в этом случае производиться с выполнением рефератов, которые экзаменующийся отправляет с помощью e-mail или чат-экзаменов или когда формируется группа учащихся ,которых преподаватели экзаменуют способом «вопрос-ответ». Второе- использование технологии телекоммуникаций ,то есть, студент может присутствовать на лекции и изучать материалы с помощью каналов кабельного или спутникового телевидения. Третье- использование интернета. Создается единый портал , через который учащийся может воспользоваться онлайн библиотекой, участвовать в вебинарах, видеоконференциях и различных форумах. Промежуточная аттестация в такой форме обучения проходит также через интернет. Занятия проходят в классах виртуально, но обучающиеся могут видеть друг друга и общаться между собой и преподавателем. Изучать иностранный язык дома
или в офисе вы можете по любому курсу, который вы сами отобрали с системой дистанционного изучения иностранного языка. Такая система включает в себя программы для индивидуального прослушивания и повторение слов и фраз, изучая которые вырабатываются навыки общения. Или программы с синхронным переводом : загруженные файлы имеют две параллельно движущиеся колонки, которые озвучиваются и помогают запомнить слово и его перевод. Некоторые программы разработаны в виде видеоклипов- носители языка разыгрывают сценки, что помогает быстрее запомнить иностранные слова. Преимущества дистанционного обучения: 1.уникальная доступность; наибольший выигрыш дает дистанционное образование в удаленных от центральных районов городах, где другие возможности обучения практически отсутствуют[8] 2.один из немногих способов получения интересующего образования для людей, которые по состоянию здоровья не способны учиться на очной форме обучения [9] 3.низкие затраты на обучение, что связано с малой потребностью в аудиториях и преподавателях, по сравнению с очной формой обучения 4.нет необходимости тратить деньги на поездку, чтобы сдать сессию 5.гибкость учебного графика-учащийся сам может выбрать объем материала, способ и место получения новых знаний параллельно с получением другого образования и работой[1] 6.возможность выбора своего темпа обучения; поскольку в дистанционном образовании отсутствует ограничение по времени, то срок обучения можно как сократить, так и увеличить 7.позволяет самостоятельно выбрать способ изучения материала, что весьма удобно, так как каждый по-своему усваивает информацию 8.дистанционное применение ИКТ повышает не только общеобразовательный ,но и технический уровень учащегося, так как ему приходится осваивать используемые информационные технологии, тем самым получая дополнительные знания и умения[10] 9.регулярность обновления программного обеспечения и способов связи создает среду комфортного получения новых знаний и возможность адаптации способов получения этих знаний в удобное для себя время и место
10.все материалы: учебники, лабораторные работы отправляются через интернет, а лекции проходят с помощью вебинаров, онлайн конференций и чат-занятий 11. проводить обучение большого количества человек; ограничений в наборе не существует[8] 12.доступность электронных библиотек[3] 13.возможность для творчества; делает процесс обучения более творческим, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося 14.создание единой образовательной среды 15.решение проблемы смущения 16. документирование процесса обучения-отдельно взятые уроки могут быть записаны и воспроизведены в любой момент времени, когда у учащегося возникнет необходимость вспомнить, уточнить или освежить пройденный материал 17.изучение иностранного языка в режиме реального времени в значительной степени позволяет экономить средства на обучение за счет отсутствия затрат на оборудование (проекторы, камеры) аренду помещений 18.быстрый обмен информацией 19. использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминающимся 20.возможность учиться в зарубежных вузах 21.модульный принцип, который положен в основу дистанционного образования; учебная программа составляется для каждого обучаемого индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов- модулей, отвечающих индивидуальным потребностям учащихся[6] 22.мобильность; возможность всегда иметь при себе переносной компьютер с учебным материалом, лекциями и заданиями позволяет незамедлительно применять полученные теоретические знания на практике 23.поэтапная оплата( возможность оплачивать не весь курс сразу, а поэтапно)
24.возможность поступления в вуз и начать обучение в любой момент, не дожидаясь традиционного летнего приема 25.гарантия социального равноправия; возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых Анализируя плюсы дистанционного образования можно отметить и его недостатки: 1.ограничение или полное отсутствие получения корректирующей информации непосредственно от преподавателя по ходу занятия «да»-«нет» 2.обучение в виртуальной группе исключает индивидуальный подход к каждому учащемуся, что снижает усвоение учебного материала 3.обучающие электронные программы и курсы не всегда доступно разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов 4.низкие затраты на учебный процесс не позволяют установить стоимость за обучение , позволяющие получить вузу прибыль 5.из-за погодных условий возможны нарушения качества связи[8] 6.нет должного контроля во время сессии: кто-то может сдать экзамен вместо обучающегося 7.отсутствие или недостаток практических занятий 8.ни один дистанционный вуз пока не выдает диплом государственного образца 9.недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых при постоянном обновлении учебных программ 10. внедрение обучающей системы требует наличия собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения[2]
11.наличие сильной мотивации; уметь планировать свое время и помнить распорядке дня ,суметь каждый день хотя бы час уделять повторению правил, беседе или переводу[5] 12.отсутствие личного психо-эмоционального общения с преподавателем снижает стрессоустойчивость обучаемого[6] При обучении иностранным языкам используются разные технологии, которые часто комбинируются. Это кейс-технологии ( на основе бумажных носителей), телевизионно-спутниковая( используется меньше всего из-за малой интерактивности) и сетевая (интернет-обучение). Самой распространенной и популярной технологией при обучении иностранным языкам является сетевая, которая предполагает различные формы проведения занятий: а) чат-занятия проводятся синхронно в одно и тоже время; б)веб- занятия-для них используются специальные веб-форумы, которые работают с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. Веб-занятия более длительны, чем чат- занятия , наглядны и асинхронны по своему взаимодействию между преподавателем и учащимся; в) телеконференции( или видеоконференции) проводятся на основе списков рассылки с использованием e-mail[7]. В настоящее время дистанционное обучение –это принципиально новое, современное и стремительно развивающееся направление в целом и изучения иностранных языков в частности. Существует несколько вариантов проведения уроков в режиме онлайн: 1.дистанционные групповые занятия посредством вебинара 2. индивидуальные занятия через Scype Дистанционные групповые занятия исключают индивидуальный подход к каждому учащемуся и это их основной недостаток. Индивидуальные занятия по иностранному языку дистанционно-это уроки с личным интернет- репетитором по Scype. В основе их проведения лежит использование различных сервисных программ, позволяющих поддерживать аудио- и видео- общения в режиме реального времени. Среди современных программ подобного рода лидирующее положение занимает компьютерная программа по Scype.
Нет сомнения ,что дистанционная форма обучения иностранным языкам будет все сильнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства с иллюзией погружения в аутентичную языковую среду. Станишевская Ольга Михайловна, РФ, 123181 г.Москва улица маршала Катукова 21-1-70; преподаватель английского языка НИУ ВШЭ МИЭМ кафедра английского языка для экономических и математических дисциплин; улица Таллинская 34, рабочиий тел. 84956211173 , домашний тел.84957507223, мобильный тел.89032885057; e-mail stin17@yandex Список литературы: 1. Андреев.А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании №4. 2 2.Колобаева Н.А., Вяткина И.В., Гарифуллина Н.К., Хайруллина Э.Р. Информационно-коммуникативные технологии как способ интенсификации образовательного процесса бакалавров в технологическом университете // Вестник Казанского технологического университета-2014.Т.17.№11.с.224-228 3.Курзякова А.А. Положительное влияние дистанционного образования на студентов// Materials of the XI International scientific and practical conference, «Science and Civilization».-2015.-Volume10.Pedagogical Science, Sheffield. Science and education LTD.-c.7-9 4.Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ// Право и образование . 2000 №1(2) – с.42-54 5.Палат Е.С. ,Моисеев М.П., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Палат -М.,”Академия” 2006 6.Спивакова В.В. Специфика дистанционной формы обучения в образовательном процессе// Известия Российского государственного университета имени А.И.Герцена.-Аспирантские тетради.-№36(77)-СПб., 2008.-c.391-394 7. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии// Компьютерра. -2002-№36 с. 26-30 8.Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики// Открытое образование -2002 №2 с.30-35
9.Khairullina E.R. , Valeeva A.S., Valeeva G.K.,Valeeve M.S., Leifa A.V., Burdukovskaya E.A., Shaidullina A .R. Features of the programs applied bachelor degree in secondary and higher vocational education // Asian Social Science 2015.T.11.№4.с.213-217 10. Torkunova J.V.,Khairullina E.R.,Komelina V.A.,Volkova N.V., Ponomarev K.N. The peculiarities of qualitative information, analytical maintenance innovative and educational ability technological projection in higher educational institution // Life Science Journal.2014.T.11 №SPEC.ISSUE 8.c. 498-503


В раздел образования