Автор: Степанова Светлана Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ Богандинская СОШ №2
Населённый пункт: Тюменская обл, р-н Тюменский, рп Богандинский
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие функциональной грамотности на уроках технологии через метод проектов"
Дата публикации: 24.01.2023
Раздел: среднее образование
«
Развитие функциональной грамотности
на уроках технологии через метод проектов
»
Выполнила: учитель технологии МАОУ
Богандинской СОШ № 2
Степанова Светлана Владимировна
«Чайная церемония»
•
«Сегодня
изучите
обряд
чайной
церемонии», - сказал учитель и дал своим
ученикам
свиток,
в
котором
были
описаны тонкости чайной церемонии.
•
Ученики
погрузились
в
чтение,
а
учитель ушел в парк и сидел там весь
день.
•
Ученики успели обсудить и выучить
все, что было записано на свитке.
•
Наконец,
учитель
вернулся
и
спросил
учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» - это
значит, прополощи чайник кипятком, - с
гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, - это
значит, положи чай в чайник» - добавил
второй.
- «Струя греет чайник, - это значит,
кипящей
водой
залей
чайник»
-
подхватил третий.
Так
ученики
один
за
другим
рассказали
учителю
все
подробности
чайной
церемонии.
Только
последний
ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по
всем
правилам
чайной
церемонии
и
напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, - похвалил
учитель
последнего
ученика.
-
Ты
порадовал меня вкусным чаем, и тем, что
постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том,
что понял».
-
Учитель,
но
этот
ученик
вообще
ничего не говорил, - заметил кто-то.
-
Практические
дела
всегда
говорят
громче, чем слова, - ответил учитель.
Притча
«Чайная
церемония»
-
о
знаниях
и
применении
их
на
деле.
Скажите,
пожалуйста,
говоря
современным языком, как называется
умения
применять
знания
в
жизни?
(«функциональная
грамотность
школьников».)
Функциональная
грамотность
-
это
уровень
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающий
нормальное
функционирование личности в системе
социальных
отношений,
который
считается
минимально
необходимым
для осуществления жизнедеятельности
личности
в
конкретной
культурной
среде.
Проект – одна из форм исследовательской
работы; совокупность приемов, операций,
которые
помогают
овладеть
определенной
областью
практических
или теоретических знаний в той или иной
деятельности;
совокупность
документов
(расчетов, чертежей, и др.) для создания
какого-либо
продукта
(сооружения,
изделия и т.д.)
Основные направления формирования
функциональной грамотности,
разрабатываемые в рамках проекта,
включают в себя:
математическую;
читательскую;
естественнонаучную;
финансовую;
информационную;
социальную грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Функциональная
грамотность
направлена
на
творческое,
открытое
мышление,
нахождение
нестандартных
путей
решения
поставленных
задач,
опираясь на имеющиеся знания и умение
добывать
недостающую
информацию
самостоятельно.
Функциональная грамотность и работа над
проектами имеют очень много точек соприкосновения:
компетентностный подход
(познавательных и коммуникативных)
развитие критического
(нестандартного мышления);
групповая форма работы;
взаимообучение;
самооценивание,
взаимооценивание результатов деятельности;
площадка
для
развития
индивидуальных
способностей учащихся;
формирование
личности
умеющей
самостоятельно
принимать
решения,
инициативных
и
изобретательных людях.
Выполняя
проект,
школьник
должен
продумать
мельчайшие
особенности
изделия
своего
проекта,
для
этого
выполнить
эскиз
изделия,
а
также
оформить
чертежную
документацию.
Подобрать
необходимые
материалы и инструменты для выполнения
поставленной
задачи,
оптимальную
технологию
изготовления,
выполнить
практическую
часть
проекта
и
оформить
пояснительную
записку
проекта.
В
заключение
подготовить
варианты
презентации
готового
изделия.
Всё
это
формирует умения и навыки функциональной
грамотности.
Примером
применения
читательской
грамотности
в
работе
над
проектом
является
«Поисковый
этап»,
где
учащиеся
должны
найти
нужную
информацию.
А
для
этого
необходимо
работать с источниками добывая из них
информацию.
Примеры креативного мышления
можно проследит в проекте на
«Конструкторском этапе», где учащимся
нужно предложить варианты изделия.
Вот здесь каждый учащийся может
включить свои творческие способности.
Задание 1:
Предложите различные варианты
«Доски разделочной», представив свои
идеи в форме рисунков, аппликации.
Задание 2:
Предложите
варианты
росписи «Доски
разделочной»,
представив свои
идеи в форме
рисунков и
аппликации.
Задание на финансовую грамотность:
Разделочные доски
Для подарка мамам и бабушкам на
8
Марта
ребята
изготавливают
декоративные
разделочные
доски.
В
мастерской
есть
один
лист
фанеры
размером
600×1525
мм.
Хватит
ли
материала
для
изготовления
14
досок?
Высчитайте
и
начертите
схему
экономного распила.
Разделочные доски
И практически на всех этапах учащиеся
применяют информационные технологии.
Под термином «информационная
грамотность» будем понимать набор
умений и навыков школьника,
позволяющий ему находить информацию,
критически ее оценивать, выбирать
нужную информацию, использовать ее,
создавать новую
информацию и
Обмениваться
информацией.
Использование на уроках технологии
проектного метода помогают учащимся
сформировать
различные
навыки
современного
успешного
человека,
т.е.
функционально грамотную личность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!