Напоминание

"Развитие функциональной грамотности на уроках технологии через метод проектов"


Автор: Степанова Светлана Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ Богандинская СОШ №2
Населённый пункт: Тюменская обл, р-н Тюменский, рп Богандинский
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие функциональной грамотности на уроках технологии через метод проектов"
Дата публикации: 24.01.2023
Раздел: среднее образование





Назад




«

Развитие функциональной грамотности

на уроках технологии через метод проектов

»

Выполнила: учитель технологии МАОУ

Богандинской СОШ № 2

Степанова Светлана Владимировна

«Чайная церемония»

«Сегодня

изучите

обряд

чайной

церемонии», - сказал учитель и дал своим

ученикам

свиток,

в

котором

были

описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики

погрузились

в

чтение,

а

учитель ушел в парк и сидел там весь

день.

Ученики успели обсудить и выучить

все, что было записано на свитке.

Наконец,

учитель

вернулся

и

спросил

учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это

значит, прополощи чайник кипятком, - с

гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это

значит, положи чай в чайник» - добавил

второй.

- «Струя греет чайник, - это значит,

кипящей

водой

залей

чайник»

-

подхватил третий.

Так

ученики

один

за

другим

рассказали

учителю

все

подробности

чайной

церемонии.

Только

последний

ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по

всем

правилам

чайной

церемонии

и

напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил

учитель

последнего

ученика.

-

Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что

постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том,

что понял».

-

Учитель,

но

этот

ученик

вообще

ничего не говорил, - заметил кто-то.

-

Практические

дела

всегда

говорят

громче, чем слова, - ответил учитель.

Притча

«Чайная

церемония»

-

о

знаниях

и

применении

их

на

деле.

Скажите,

пожалуйста,

говоря

современным языком, как называется

умения

применять

знания

в

жизни?

(«функциональная

грамотность

школьников».)

Функциональная

грамотность

-

это

уровень

знаний,

умений

и

навыков,

обеспечивающий

нормальное

функционирование личности в системе

социальных

отношений,

который

считается

минимально

необходимым

для осуществления жизнедеятельности

личности

в

конкретной

культурной

среде.

Проект – одна из форм исследовательской

работы; совокупность приемов, операций,

которые

помогают

овладеть

определенной

областью

практических

или теоретических знаний в той или иной

деятельности;

совокупность

документов

(расчетов, чертежей, и др.) для создания

какого-либо

продукта

(сооружения,

изделия и т.д.)

Основные направления формирования

функциональной грамотности,

разрабатываемые в рамках проекта,

включают в себя:

математическую;

читательскую;

естественнонаучную;

финансовую;

информационную;

социальную грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Функциональная

грамотность

направлена

на

творческое,

открытое

мышление,

нахождение

нестандартных

путей

решения

поставленных

задач,

опираясь на имеющиеся знания и умение

добывать

недостающую

информацию

самостоятельно.

Функциональная грамотность и работа над

проектами имеют очень много точек соприкосновения:

компетентностный подход

(познавательных и коммуникативных)

развитие критического

(нестандартного мышления);

групповая форма работы;

взаимообучение;

самооценивание,

взаимооценивание результатов деятельности;

площадка

для

развития

индивидуальных

способностей учащихся;

формирование

личности

умеющей

самостоятельно

принимать

решения,

инициативных

и

изобретательных людях.

Выполняя

проект,

школьник

должен

продумать

мельчайшие

особенности

изделия

своего

проекта,

для

этого

выполнить

эскиз

изделия,

а

также

оформить

чертежную

документацию.

Подобрать

необходимые

материалы и инструменты для выполнения

поставленной

задачи,

оптимальную

технологию

изготовления,

выполнить

практическую

часть

проекта

и

оформить

пояснительную

записку

проекта.

В

заключение

подготовить

варианты

презентации

готового

изделия.

Всё

это

формирует умения и навыки функциональной

грамотности.

Примером

применения

читательской

грамотности

в

работе

над

проектом

является

«Поисковый

этап»,

где

учащиеся

должны

найти

нужную

информацию.

А

для

этого

необходимо

работать с источниками добывая из них

информацию.

Примеры креативного мышления

можно проследит в проекте на

«Конструкторском этапе», где учащимся

нужно предложить варианты изделия.

Вот здесь каждый учащийся может

включить свои творческие способности.

Задание 1:

Предложите различные варианты

«Доски разделочной», представив свои

идеи в форме рисунков, аппликации.

Задание 2:

Предложите

варианты

росписи «Доски

разделочной»,

представив свои

идеи в форме

рисунков и

аппликации.

Задание на финансовую грамотность:

Разделочные доски

Для подарка мамам и бабушкам на

8

Марта

ребята

изготавливают

декоративные

разделочные

доски.

В

мастерской

есть

один

лист

фанеры

размером

600×1525

мм.

Хватит

ли

материала

для

изготовления

14

досок?

Высчитайте

и

начертите

схему

экономного распила.

Разделочные доски

И практически на всех этапах учащиеся

применяют информационные технологии.

Под термином «информационная

грамотность» будем понимать набор

умений и навыков школьника,

позволяющий ему находить информацию,

критически ее оценивать, выбирать

нужную информацию, использовать ее,

создавать новую

информацию и

Обмениваться

информацией.

Использование на уроках технологии

проектного метода помогают учащимся

сформировать

различные

навыки

современного

успешного

человека,

т.е.

функционально грамотную личность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования