Напоминание

Теоретические основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)


Автор: Чеботаева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4
Населённый пункт: Мурманская область, г. Полярные Зори
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Теоретические основы теории решения

изобретательских задач

(ТРИЗ)
(реферат)
Выполнил:

Чеботаева Елена Александровна
Полярные Зори 2016
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………….. 3 Теоретические аспекты основных направлений работы по программе «РОСТОК» (ТРИЗ)…………………………………………………………. 5 Методы и приемы при воспитании творческой личности……………….. 7 Основные задачи программы ТРИЗ-РТВ…………………………………. 9 Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью……………………………………………………. 10 Использование приемов ТРИЗ – педагогики в развитии речи детей……. 13 ТРИЗ и методика математического развития ребенка……………………. 18 Практические советы тем, кто приступает к работе с детьми, используя для развития мышления и воображения элементы ТРИЗ…… 21 Литература …………………………………………………………………. 22 2

Введение
Возможности людские гораздо шире, чем их применение в наших противоестественных условиях. И они, наши чувства, знания, оставаясь невостребованными, отмирают. То, что не понадобилось в детстве, уже не перейдет в юность. Не появившееся в юности, не возникает в зрелые годы, не войдет в воспитание следующего поколения. Георгий Тараторкин. Жизнь человека постоянно ставит перед ним задачи. Вся жизнедеятельность человека составлена из цепочек таких задач. От умения решать жизненно важные задачи /противоречия/ зависит жизнь человека. Каждый решает жизненные задачи по – своему, в зависимости от характера, потребностей, образования. Иной не решает их вообще, подчиняясь течению жизни, жалея себя и ругая всех вокруг. Но красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего зависят от тех качеств личности, которые мы, взрослые, привили ребенку в детстве. Как же воспитать личность, умеющую легко разрешать жизненные задачи. Умение легко преодолевать трудности – противоречия – одна из черт талантливого мышления. Необходимой частью творческого человека является потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В дошкольной педагогике много говорится о воспитании воображения, творчества у детей, но в плане чисто теоретической, а не практической деятельности Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир. 3
Впервые с данной технологией я познакомилась в 1999 году. Изучая книгу А.М. Страунинг «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста», поняла: «в ТРИЗе не бывает плохих или неправильных ответов, принимается всё, потому что мы не знаем, что выберем для данного объекта». Впереди было много интересного! Посещала занятия коллег-педагогов, работающих по ТРИЗ. Прошла курсы повышения квалификации, посещала семинары, подбирала литературу, и за это благодарна судьбе, так как твердо для себя решила, что буду работать с этой технологией. С тех самых пор я и стала заниматься ТРИЗом и заражать своим интересом своих коллег. Использовала в работе только то, что понимала, что пробовала сама провести, что удавалось. Видела, как у коллег появлялся интерес и появлялось желание работать в данном направлении. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом использую на своих занятиях для развития у детей изобретательной смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Для себя сделала выводы: ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Он помогает сохранить в ребенке волшебника. С ним связана психологическая функция воображения, что почти каждый ребенок по своей сути волшебник. На занятиях дети не маленькие «роботы», они первооткрыватели, изобретатели, личности. На таких занятиях дети раскрепощены, с нима е т с я «психологическая перегрузка». В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. 4

Теоретические аспекты основных направлений работы по программе

«РОСТОК» (ТРИЗ)
Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления. Одним из первых попытался сформулировать, что это такое Дж.Гилфорд. Он писал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем особенностей:  оригинальностью, необычностью высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.  семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.  образная адаптивная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. Что же мешает быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только отсутствие развитых способностей, незнание методов решения творческих задач; недостатки или что – то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству, как таковому? На данные вопросы дают ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием особенно у детей, на пути к творческому мышлению могут выступать:  склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках. 5
 боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться для них глупым или смешным в своих суждениях и поступках.  завышенная оценка значимости своих собственных идей, иногда то, что придумал или создал ребенок, нравится ему больше, чем мысли, высказанные другими детьми, причем настолько, что у ребенка возникает желание свое никому не показывать, ни с кем не делиться и оставить при себе.  высокоразвитая тревожность. Ребенок, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе. Чтобы ликвидировать эти препятствия и добиться максимальной эффективности, существуют основополагающие принципы стимулирования творческой активности. 6

Методы и приемы при воспитании творческой личности.
Потому, как дети получают информацию методы и приемы можно разделить на наглядные и словесные. Точно классифицировать эти методы трудно, так же, как и отделить их друг от друга, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей чувств, отношений, суждений, оценок, практических и творческих действий. И. Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию наиболее полно раскрывающую методы, необходимые для воспитания творческой личности. В классификацию входят пять методов.  информационно-рецептивный - получение знаний путем непосредственного восприятия;  репродуктивный-передача в готовом виде знаний, накопленных человечеством, упражнение, усвоение навыков и приемов;  метод проблемного изложения - разрешение какой-либо проблемы путем постановки задач их решений, выводов;  эвристический - поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач.  исследовательский - организация поисков творческой деятельности по решению проблем. Другой подход предложил Ю.К.Бабанский. Он распределил методы на три группы в зависимости от характера деятельности целом. П е р ва я гру п п а - методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: наглядные, словесные, практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые, самостоятельная работа. Вторая группа - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, стимулирования мотивации и интереса к обучению; стимулирования и мотивации долга и самоконтроля. 7
Третья группа - методы контроля и самоконтроля. Имеет место в детском саду и самостоятельная работа детей, но без решения сложных проблемных задач, требующих длительного времени, постановки опытов. Особую группу, специфичную для детского сада, представляют игровые приемы, которые могут применяться внутри различных методов. ТРИЗ – наука, которая включает в себя гораздо больше, чем решение изобретательских задач. Основной постулат ТРИЗ: системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач. ТРИЗ – это система воспитания и развития мышления человека. В настоящее время главная цель ТРИЗ – каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. Личность воспитывается личностью. И воспитать творческую личность может только творческий педагог. Немаловажно – владение методами и приемами, позволяющими раскрыться творческому потенциалу ребенка и приобрести не только знания, но и умение им пользоваться в жизни. 8

Основные задачи программы ТРИЗ-РТВ.
1. Воспитывать качества творческой личности. 2. Развивать у детей способность грамотно действовать во всех сферах человеческой действительности, в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой. 3. Воспитать элементарную лексическую грамотность, умение понять инструкцию, задачу, проблему и решить ее с максимальной степенью идеальности. Соблюдать правила безопасности и нормы общественной жизни, что возможно только при глубоком понимании происходящих процессов и явлений. 4. Развивать чувство уверенности, базирующееся на создании с пониманием достоинств и недостатков в себе самом, в окружающих. 5. Формировать навыки творческой работы, включающие следующие компоненты:  развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации;  оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения;  беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени;  интеллектуальная творческая инициатива-направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности;  широта категоризации - отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придания им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей;  гибкость - способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации. 9

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной

речевой деятельностью.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка
,
тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, его личность в целом. В 5-6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными у таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношения к сверстникам, а иногда и к взрослым. Часто на занятиях по развитию речи дети охотно отвечают на вопросы воспитателя, с желанием выполняют задания по звукопроизношению, подбору синонимов, антонимов однокоренных слов, однако любой нестандартный вопрос приводит детей в смятение. В быту могут поддержать разговор с незнакомым взрослым на знакомую тему лишь 2-3 ребенка. У каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не мог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить «рассказ в картинках». Исходя из всего этого, я поставила себе цель: поиск приемов и методов для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Работу начала с изучения и сопоставления современных методик и технологий по развитию речи. Провела речевой мониторинг детей группы с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребенка. По результатам проведенного мониторинга определила сильные и слабые стороны развития дошкольников, их исходный уровень речевого развития и спланировала свою педагогическую деятельность. Важным методическим моментом является речевая активность самого педагога и организация речевой среды. Поэтому я стала ежедневно читать детские произведения, 10
стихи и сказки. Прошла курсовую подготовку по развитию речи дошкольников и авторские курсы Л.В. Ворошниной. В группе создала развивающую речевую среду: разнообразные виды театров; подобрала необходимую (познавательную_ литературу, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио теку, картотеки художественного слова, собираю материал для игротеки «Говори и рассказывай» и т.д.. Дополнила предметную среду и изменила жизненное пространство в групповой комнате, свободной самостоятельной деятельностью и творчеством детей в соответствии с выбором деятельности (совместной со сверстниками). С и с т е мат и ч е с ка я р еч е ва я р а б от а в о с п и т ы ва е т в д е т я х любознательность, чуткость к слову. В общении с детьми использую лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Организация коммуникативной деятельности детей такая, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в какой-то роли. Приучаю детей слушать собеседника, учитывая разный речевой уровень воспитанников. Постоянно применяю игровые приемы обучения и индивидуальное общение. При этом похвала, поощрение - очень помогает развивать речевую активность. Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным, совершал что-то приятное, полезное использую мотивы, как «научи меня, пожалуйста» - этот мотив побуждает детей рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. «Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?» - дети любят делиться впечатлениями от увиденного или пережитого им события. Повседневно организую ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Происходит эта работа в совместных играх. Эффективным методом развития диалога между сверстниками и взрослыми являются дидактические игры; 11
настольные, речевые, ТРИЗ. Например: «Повторюшки», «Бывает ли так?», «Кто к нам пришел?», «Подскажи словечко», «Шутилки» (веселые стихи- диалоги или нелепицы) и т.д.. К активному речевому высказыванию побуждают иллюстрации, набор картин (по теме), персонажи пальчикового, кукольного, плоскостного театра, героев сказок на фланелеграфе, ковролине и другое. Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм; непринужденное общение способствует развитию диалогической речи. В начале и конце учебного года провожу мониторинг воспитанников по составленной мною диагностической карте: Фамилия Имя ребенка Умение слушать Речь воспита теля и де тей Участие в общем разговоре Куль тура поведе ния во время диалог а Использо вание различны х Форм (вопрос, Ответ) Темы и содержа ние разговоров Сочине ние нелепиц небылиц Придумыва ние рассказа, сказки по предло женной схеме Используемые методы помогают успешно решать многие речевые проблемы. Дети охотно вступают в диалог с взрослыми, умеют сочинять небольшие рассказы из опыта, творческие рассказы и сказки. У детей ярко выражена потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками, они словоохотливы и любознательны. Вся проделанная мной работа побудила меня более детально изучить методику ТРИЗ, которая помогает не только развитию творческого мышления, но и речевой активности детей.
Использование приемов ТРИЗ – педагогики в развитии речи детей
12
Данная тема мною выбрана не случайно. Из практики мы знаем, что речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:  у дошкольников небольшой опыт монологической речи;  бедный активный словарь;  дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Сегодня ТРИЗ – педагогика позволяет решать задачи развития речи проблемным методом. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг. Как можно использовать методы ТРИЗ для развития речи дошкольников? В работе с детьми я использую следующие методы.
Метод проб и ошибок.
Этот метод поиска нового («А что, если делать так? А может быть так?»). Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество. Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет
метод

фокальных

объектов,
изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе объектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным. Предлагаю детям назвать одно существительное, затем подобрать как можно больше признаков к данному существительному. Поочередно признаки этих объектов переносятся на другие, оказывающиеся как бы в фокусе внимания (фокальные). Веер 13
неожиданных признаков позволяет создавать необычные объекты. Постепенно добавляем два - три существительных (см. таблицу). Солнце стул Желтое Окрашен в желтый цвет Лучистое Когда сядешь, сразу успокоишься, будто тебя солнышко погладило своими лучами. Жаркое Когда холодно, сядешь на стул и станет тепло. Светящееся Может комнату осветить Елка Машина Пушистая Пушистая машина, как мягкая игрушка Зеленая Зеленая, чтобы в траве не было видно Со звездочкой Со звездочкой, чтобы в темноте освещала дорогу Разноцветная Меняет цвета по погоде, утром- красная, днем- желтая, вечером- синяя, в траве - зеленая С игрушками Захотел взял машину и поиграл с ней
Метод

мозгового

штурма
(далее МШ). Это не столько метод активации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. При этом используется личный опыт детей. На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия:  каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы;  принимаются абсолютно идеи, даже если они кажутся абсурдными; 14
 из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально;  результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование. МШ может быть использован как основной метод при организации занятия. В этом случае детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушивают их ответы. Самые оригинальные и неожиданные решения поощряют. Я применяю МШ в работе со старшими дошкольниками. Результат можно признать положительным, но для стимулирования творческой активности детей необходимо соблюдать некоторые правила:  целесообразно работать с небольшой подгруппой (от 2 до 7 чел.);  детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, так как исключается критика, как сверстников, так и взрослого.
Например:
изменяем концовку сказки. Прочитали сказку «Теремок» и спросили детей: «Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, чтобы в нем мог жить медведь?» Диана: «Надо, чтобы кто-то из зверей побежал к доброй фее, попросил ее взмахнуть волшебной палочкой и увеличить теремок.»
Метод

каталога.
Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. Привожу примерный перечень вопросов для детей 3-4 лет.  О ком сочиняем сказку?  Жил-был кто?  С кем он дружил?  Пришел злой (добрый) ….кто?  Кто помог друзьям спастись? С детьми 3-4 лет работу провожу с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки. 15
В зависимости от возраста детей вопросы становятся все подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой. Для успешного решения задач по развитию связной речи, использую
систему

творческих заданий:
 учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки и действия предметов. Например: круглый, резиновый, прыгает (мяч);  птица, но не летает (петух); холодный, пушистый, белый (снег); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса).  приемы фантазирования. На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, задумывались над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? Ответы детей: «Они плывут на Север, к Снежной Королеве, на море, на остров. Они отправились на море, там жарко, поэтому тают, попали под горячее солнышко. Мечтают о жизни, о доме, поиграть в игрушки с детьми. Могут рассказать небесную сказку». «Оживляем ветер». Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер у ветра? О чем спорят ветер с солнцем? Ответ детей: «Мама у ветра – теплый ветер, его друзья-небо, пурга, горы, лес, ураган. Характер у ветра теплый, холодный, ласковый, добрый. С солнцем они спорят о том, кто из них горячее, холоднее, сильнее».
Прием эмпатии.
Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик? О чем думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?»
Схемы



пиктограммы
использую при заучивании стихотворений и потешек. Вместе разбираем эти схемы. Опираясь на них, дети сами вспоминают стихотворения и учат друг друга. Таким образом, запоминается большое количество текстов. Цель – не просто развивать фантазию ребенка, а научить его мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ активизирует детей, 16
раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения. У дошкольников формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Данная методика направлена прежде всего на то, чтобы помочь ребенку решать реальные проблемы, находить выход из различных нестандартных ситуаций. Суть творческих задач, применяемых для активизации мыслительной деятельности дошкольников, заключается не только в использовании определенных правил и алгоритмов теории решения изобретательских задач, сколько в формировании поискового мышления и умения найти выход из затруднительной ситуации, возникающей перед ребенком в реальной жизни.
ТРИЗ и методика математического развития ребенка.
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка – характерная особенность современной методики математического развития. Важнейшая цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, 17
составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимание того, каким образом его получить.
Целями адаптирования
элементов ТРИЗ к математическому развитию детей могут быть:  коррекция и активизация умственных процессов;  совершенствование познавательных процессов и создание потребности в умственной деятельности;  развитие творческого потенциала. Для их достижения используются такие методы и приемы ТРИЗ, как выделение и разрешение проблемных ситуаций, конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы, организация проведение логических ТРИЗ - упражнений и специальных ТРИЗ - игр, организация рефлексии детской деятельности.
Выделение и разрешение проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации можно выделить из любимых произведений детской литературы, мультфильмов, художественных фильмов, учебного Интернета, сказок, рассказов и даже сюжетных игр. Для математического развития детей применяются ТРИЗ – упражнения:
«Поиск общих признаков»:
взять два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, и найти для них как можно больше общих признаков.
«Поиск

аналогов»:
назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.
«Третий лишний»:
взять три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; найти в первом и втором (или первом и третьим, или втором и третьим) объектах такие общие признаки, которых нет в третьем (или втором, или первом) «лишнем» объекте. «Поиск противоположного объекта»: назвать объект и как можно больше объектов, ему противоположных. 18

Использование специальных ТРИЗ –игр.
В целях математического развития детей рекомендуется проводить игры «Хорошо- плохо», «Что во что входит», «Фокусировка», «Выбери троих», «Точка зрения», «Да - нет», «Маленькие человечки» и т.д. .
Ориентация рефлексии детской деятельности.
Рефлексия требует от всех субъектов процесса математического развития ребенка выбора некоторого списка унифицированных межсферовых критериев. Одним из возможных списков можно считать уровни творчества, впервые охарактеризованные в ТРИЗе:  изменение в части системы;  одной из частей системы;  всей системы;  создание новой системы;  построение принципа создания новых систем. С помощью данного списка критериев педагогу и детям легко определить качественную характеристику деятельности в следующем сппектре:  репродуктивная;  компиляционная;  процедурная;  целостная;  вариативная;  конструктивная;  новаторская. Итак, рассмотренные возможности ТРИЗ - направления в математическом развитии доступны и интересны дошкольнику. Оставаясь едиными по форме, упражнения, игры, алгоритмы ТРИЗ наполняются содержанием различной степени сложности в зависимости от особенностей детей и возможностей педагога. Использовать рассмотренные элементы ТРИЗ можно в различной игровой форме: 19
 как интеллектуальная разминка;  проверка на усвоение математических понятий и терминов;  для работы с основными понятиями и темами элементарной математики;  для совершенствования психических процессов, обеспечивающих успешное математическое развитие ребенка Результатом ТРИЗ – направления в математическом развитии ребенка является постепенная выработка навыков в применении системного подхода.
Практические советы тем, кто приступает к работе с детьми, используя

для развития мышления и воображения элементы ТРИЗ
С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести элементы теории в повседневную жизнь, в рамки воспитания? Что необходимо для работы? 20
Усвойте, как закон 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвангом, основателем и Президентом общества «За мир через культуру». 1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своем здоровье. 8. Не теряй веру в себя. 9. Старайся мыслить позитивно. 10.Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением. Каждый день работы с детьми ПОИСК. Педагог не должен раскрывать истину, он должен находить. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, факте, событии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г.С. Альтшуллер, И. М. Вертким. Как стать еретиком. Петрозаводск, «Кареия», 1991 г., стрII 2.В.Ф. Богат «Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет», Ярославль: Академия развития, 2006. 21
3. «Одаренные дети». Пер. с англ. (Общ.ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого) М.,Прогресс, 1991. 4. С. Гин «Занятия по триз в детском саду», М. 2008 г. 5. Б. Л. Злотин, А.В. Зусман. К творческой педагогике. Журнал ТРИЗ, № 2, 1991 г.,стр. 13. 6.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др./- МП. Г. стр. 105 7. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления. – М.:ТЦ Сфера, 2008. 8. А. М. Страунинг, Росток I ТОМ «Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск 1999 г. 9. А. М. Страунинг, Росток II ТОМ «Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск 1999 г. 22


В раздел образования