Напоминание

Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства.


Автор: Светлана Львовна Оглоблина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Клишевская СОШ №12(до№33)
Населённый пункт: г. Раменское мос. область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства.
Дата публикации: 19.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства.

Определение понятия метода воспитания.

Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции,

решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с

детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить,

как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т. д.

— словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания.

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников,

направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию

процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону

воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-

таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод

воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка.[10 с.56 ]

И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания — это совокупность способов и приемов

воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся,

для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Классификация методов воспитания.

Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по

какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной классификации

методов по какому-то одному основанию, тем самым стимулирует и корректирует их

поведение, развитие.

Многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между

ними и другими категориями затрудняет их классификацию.

Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют

такую систему:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод

примера.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений,

установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе

чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь,

убеждения человека отражаются на его поведении.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение,

приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С.

Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав

условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать

такие условия.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют

поведение,

воздействуют

на

мотивы

деятельности

воспитуемых,

потому

что

общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление

одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы

(беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов

воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты

воспитания в приемлемой форме обсуждать с учениками,

то можно получить

значительный эффект и стимулировать их

.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который

помогает

ребенку

подготовиться

к

взаимодействию

в

социуме.

Это

передача

накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в

любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный

пример.

Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети

склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает,

что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в

меру.

При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать

психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При

чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под

названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только

взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Средства воспитания:

1. В очень широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение,

все социальные институты и создания цивилизации.

2.Средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно,

специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть

обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для

педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические

приборы и приспособления вроде компьютера, роботов.



В раздел образования