Проектная и исследовательская деятельность в сельской школе
Автор: Цыдыпова Бутит Манзаргашаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ Населённый пункт: с. Цокто-Хангил, Агинский район, Забайкальский край Наименование материала: Статья Тема: Проектная и исследовательская деятельность в сельской школе Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Автор: Цыдыпова Б.М. – учитель биологии
МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная им. Ч-Л. Базарона»
с. Цокто-Хангил Агинский район Забайкальский край
Целью своей педагогической деятельности считаю
– создание
необходимых
условий,
как
для
формирования
ключевых
компетенций
учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня
становится
использование
методов
и
методических
приемов,
которые
сформируют
у
школьников
навыки
самостоятельного
добывания
новых
знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать
выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам
освоить
такие
способы
действия,
которые
окажутся
необходимыми
в
их
будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть
объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и
склонности.
Все эти качества личности формируются при выполнении
учебных
проектов
и
исследований.
Таким
образом,
проектная
и
исследовательская
деятельность
учащихся
является
неотъемлемой
частью
учебного процесса. В основе проектной и исследовательской деятельности
учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации
образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность –
один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
в основной и старшей школе.
Исходя из этого на уроках биологии я, как учитель организовываю
проектную
и
исследовательскую
деятельность
учащихся,
нацеленную
на
комплексное,
совместное
усвоение
всех
компонентов
содержания
биологического образования. Первый компонент содержания образования –
знания.
Вторым
компонентом
содержания
биологического
образования
–
способы деятельности: репродуктивный, частично поисковый и творческий
уровень.
Цель проектной и исследовательской деятельности состоит в том, чтобы
создать условия, при которых учащиеся:
1.
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
2.
Учатся
пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения
познавательных и практических задач;
3.
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4.
Развивают
у
себя
исследовательские
умения
(умения
выявления
проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);
5.
Развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектной и исследовательской
деятельности:
В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в
логике
деятельности,
имеющей
личностный
смысл
для
ученика,
что
повышают его мотивацию в учении;
Индивидуальный
темп
работы
над
проектом
обеспечивает
выход
каждого ученика на свой уровень развития;
Комплексный
подход
к
разработке
учебных
проектов
способствует
сбалансированному
развитию
основных
физиологических
и
психических
функций ученика;
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Оценивая и анализируя теоретические и свои практические работы в
современном
представлении
о
компоненте
содержания
биологического
образования могу сделать следующие выводы:
1) Без усвоения школьниками школьных программных знаний и умений
по
биологии
невозможна
полноценная
проектно-исследовательская
деятельность учащихся на уроке.
2) На
уроках
необходимо
уделять
внимание
на
формированию
у
них
эмоционально-ценностного
отношения
к
процессу
познания.
Необходимо
стремиться
к
организации
комплексного
усвоения
учащимися
всех
компонентов содержания образования на уроках биологии.
Также
на
школьном
уровне
разработан
проект
«Школа-центр
исследовательской
деятельности
на
селе»
для
реализации
научно-
исследовательской
программы
«Степь
и
человек».
Идея
модели
–
гражданское
становление
и
развитие
личности
в
условиях
проектной
деятельности по научно- исследовательской программе «Степь и человек».
В связи с реализацией проекта особое внимание уделялась проектно-
исследовательской деятельности учащихся. Программа «Степь и человек»,
включая 6 разделов, была нацелена на изучение степной экосистемы во всем
ее многообразии: проблем природопользования в степной зоне Забайкалье, на
изучение школьниками связи здоровья человека с природой своего края и
отображение их в литературе, искусстве и местных ремеслах.
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельности
школьников
в
рамках
программы «Степь и человек» позволяет нашей школе находиться в режиме
развития, иметь достижения в оздоровлении и улучшении быта и уклада
жизни в школе и развитии творчества у учителей и учащихся. Позволяет
позитивно
мотивировать
весь
школьный
коллектив
на
использование
в
образовательном процессе проектную и исследовательскую деятельность.
Литература:
1. Белых С.Л. Организация исследовательской деятельности школьников //
Исследовательская работа школьников. – 2006.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2000.
3.
Материалы
сайта
Интернет-портал
«Исследовательская
деятельность
школьников».