Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность в сельской школе


Автор: Цыдыпова Бутит Манзаргашаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: с. Цокто-Хангил, Агинский район, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в сельской школе
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Автор: Цыдыпова Б.М. – учитель биологии МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная им. Ч-Л. Базарона» с. Цокто-Хангил Агинский район Забайкальский край Целью своей педагогической деятельности считаю – создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов и исследований. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектной и исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной и старшей школе. Исходя из этого на уроках биологии я, как учитель организовываю проектную и исследовательскую деятельность учащихся, нацеленную на комплексное, совместное усвоение всех компонентов содержания биологического образования. Первый компонент содержания образования – знания. Вторым компонентом содержания биологического образования –
способы деятельности: репродуктивный, частично поисковый и творческий уровень. Цель проектной и исследовательской деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5. Развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектной и исследовательской деятельности:  В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;  Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышают его мотивацию в учении;  Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;  Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;  Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Оценивая и анализируя теоретические и свои практические работы в современном представлении о компоненте содержания биологического образования могу сделать следующие выводы: 1) Без усвоения школьниками школьных программных знаний и умений по биологии невозможна полноценная проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке.
2) На уроках необходимо уделять внимание на формированию у них эмоционально-ценностного отношения к процессу познания. Необходимо стремиться к организации комплексного усвоения учащимися всех компонентов содержания образования на уроках биологии. Также на школьном уровне разработан проект «Школа-центр исследовательской деятельности на селе» для реализации научно- исследовательской программы «Степь и человек». Идея модели – гражданское становление и развитие личности в условиях проектной деятельности по научно- исследовательской программе «Степь и человек». В связи с реализацией проекта особое внимание уделялась проектно- исследовательской деятельности учащихся. Программа «Степь и человек», включая 6 разделов, была нацелена на изучение степной экосистемы во всем ее многообразии: проблем природопользования в степной зоне Забайкалье, на изучение школьниками связи здоровья человека с природой своего края и отображение их в литературе, искусстве и местных ремеслах. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках программы «Степь и человек» позволяет нашей школе находиться в режиме развития, иметь достижения в оздоровлении и улучшении быта и уклада жизни в школе и развитии творчества у учителей и учащихся. Позволяет позитивно мотивировать весь школьный коллектив на использование в образовательном процессе проектную и исследовательскую деятельность. Литература: 1. Белых С.Л. Организация исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. – 2006. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2000. 3. Материалы сайта Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников».


В раздел образования