Автор: Клименко Елена Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ "Малодербетовская СОШ им.К.Д.Убушиевой"
Населённый пункт: с.Малые Дербеты
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: "Помощь детям с различными нарушениями речи"
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации "Помощь детям с
различными нарушениями речи"
Во взаимодействии с дошкольниками, у которых тяжелые речевые нарушения, самым
эффективным приемом является игровой. В игре с ребенком высоких результатов можно
добиться
значительно
быстрее.
При
использовании
игровых
методов
в
процессе
коррекционно-образовательной
работы,
эффективность
исправления
нарушения
речи
возрастает почти на 50%. В своей логопедической практике использую представленные ниже
игры и приемы.
Дифференциация звуков на слух.
(Ребенок выполняет действия молча.)
1. Подними карточку (геометрические цветные фигуры, флажки, фишки т.д.). Логопед
произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях.
Ребенок должен поднять карточку если звук находится в том месте слова, которое заранее
определено логопедом.
2. Найди картинку. Ребенок должен найти картинку, соответствующую звуку. (Л – гудит
пароход, Ш – шипит змея и т.д.). Далее – при произнесении логопедом слов, ребенок
поднимает нужную карточку, если услышит заданный звук в слогах или словах.
3. Движение на заданный звук. Ребенок выполняет определенное движение на заданный звук.
(звук С – хлопни, З – топни и т.д.)
4. Бабочка прилетела. Перед ребенком находится схема – позиция звука в слове (звук в
начале, середине и в конце слова). В руках ребенок держит бабочку или мелкую игрушку из
киндер сюрприза. По заданию логопеда ребенок определяет позицию заданного звука в слове
и кладет бабочку на схему слова.
Дифференциация звуков в произношении.
Изолированные звуки
1. Узнай звук по артикуляции.
2. Узнай звуки по символам.
3. Узнай звук по цветовому сигналу.
4. Хлопни в ладоши. Логопед произносит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши если
услышит заданный звук в словах. Усложнение: звонкий звук - хлопнуть, глухой – топнуть.
5. Исправь логопеда. Логопед преднамеренно ошибается, ребенок должен исправить ошибки.
6. Звукоподражание. Логопед читает чистоговорки, а ребенок должен на заданный логопедом
звук совершить определенное действие – встать, сесть, подпрыгнуть, хлопнуть, присесть и
т.д.
Дифференциация в слогах.
1. Повтори цепочку слогов. (са-ша-са, зы-жи-зы и т.д.)
2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. При предъявлении символа «Комарик»,
ребенок произносит звук «З-» с любым гласным звуком (зу, зо и т.д.).
3. Хлопнуть по количеству слогов в слове.
4. Закончи слово. Логопед произносит слово, недоговаривая последний слог. Ребенок должен
закончить слово.
Дифференциация в словах.
1. Придумай слово на заданные символы.
2. Придумай слово на цветовой сигнал звука.
3. Замени звук в слове. Ребенок заменят в произнесенном логопедом слоге один звук.
4. Придумываем слова с заданным звуком. Использую фишки, победил тот, кто придумает
больше слов.
5. Четвертый лишний. Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему он
так считает.
6. Звуковой лабиринт, лото.