Напоминание

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей


Автор: Старостина Ирина Эргашевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №9
Населённый пункт: город Верхний Тагил , Свердловская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей
Дата публикации: 16.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Упражнения и игры для развития мелкой

моторики детей

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая

непосредственно связана с овладением предметными

действиями, развитием продуктивных видов деятельности,

письмом, речью ребенка - подчеркивают авторы: М. М. Кольцова, Н. Н.

Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А.

Рокотова, Е. К. Бережная). И с этим нельзя не согласиться.

Начинать работу по развитию мелкой моторики пальчиков рук

нужно с самого раннего возраста. Массировать пальчики (пальчиковая

гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с

корой головного мозга можно начинать прямо с самого рождения. В

раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять

простые игры и упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом,

не забывая также о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать

шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной частью

подготовки руки к письму.

Игры с сыпучими материалами: крупы, зёрна, бобовые, макароны,

песок.

• Пальчиковые игры-забавы. Пересыпаем, перекладываем из

чашечки в чашечку, щепотью, двумя пальчиками, пинцетом, различными

видами ложечек (большие, маленькие, пластмассовые, железные,

деревянные).

• Мешочки с крупами. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох,

фасоль, пшено и определяем на ощупь где какой мешочек – с какой

крупой.

• Игра с манкой или песком в песочнице.

• Различные шнуровки.

• Нанизывание бусин на шнурок

• Аппликация из салфеток

Игры с прищепками

• Рвать и мять бумагу

• Ловля предметов из воды с использованием различных

предметов (сачок, крючок, удочка и т. д)

• Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные

пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску

и рисует ими на бумаге.

• Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только

рисовать нужно всей ладошкой сразу.

• Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и

пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.

• Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками

• Рисование с помощью трафаретов

• Рисование мелом как на улице и дома так и на специальной доске.

• Лепка из пластилина, теста

• Застегивание и расстегивание пуговиц различной

величины (начинаем обучение с крупных пуговиц).

• Застегивание и расстегивание молний,

• Застегивание и расстегивание кнопок, липучки,

• Завязывание узелков, бантиков - шнурков

• Застегивание ремней

• Нанизывание на веревочку

• Заворачивание в фольгу предметы или игрушки

• Прикрепление магнитиков

• Приклеивание наклеек

• Нанизывание пуговиц на шнурок

• Игра с разноцветными перышками.

• Катание ребристого карандаша между ладошками, между двумя

пальчиками

• Су –Джок шарики и пружинки

• Резиновая груша. Нажимая на нее, получается струя воздуха,

которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть

в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

• Разминание пластилина, теста

• Нанизывание колец на стержень пирамидки

Развитие умения резать ножом.

• Резание ножницами по прямой, по контуру.

• Очищаем ядра орех от скорлупы

• Очищаем яйцо от скорлупы

• Цветной песок (рисуем простой контурный рисунок на листе бумаги и

смажем его клеем, после чего, захватывая пальцами песок, заполнить им

рисунок. Дать клею подсохнуть. В конце надо лишний песок с картинки

убрать).

• Аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на

полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик

на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например,

кошка, барашек, тучка).

• Штриховка.

• Оригами

• Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и

разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или

мамину.

• Плести косички

• Волчки.

• Вырезание ножницами.

• Бирюльки

• Палочки-бирюльки

• Чудесный мешочек

• Мозаика

• Наматывание на катушку ленточки (ниточку, шнурочек)

• Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена,

ракушки, мелкие камушки). Изготовление картин из мозаики на

пластилине.

• Открывание и закрывание баночек (раскручивать и закручивать

крышки)

Игры с крышками от пластиковых бутылок

- «Крышки рассыпались. Разложи их по цвету»

- «Крышки рассыпались. Разложи их по форме»

- «Чередование крышек по заданию»

- «Найди лишнюю крышку»

- «Найди пары одинаковых крышек»

• Рисование пальчиком на манке (вертикальные и горизонтальные

линии; кружочки, геометрические фигуры)

Игры с резинками для волос.

Игры с прищепками.

• Игра "Вышивальщица". Сетки + атласные ленты.

Упражнение с пипеткой (капать окрашенную воду пипеткой в

сосуд).

Упражнение с пинцетом (накладывать бусинок из чашечки в

чашечку)

• Болты и гайки (накрутить гайку на болт)

• Рисунки из фасоли (гороха. финиковых косточек)

Упражнение «Золушка» (сортировка зерен, косточек, фасоли на

группы).



В раздел образования