Автор: Старостина Ирина Эргашевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №9
Населённый пункт: город Верхний Тагил , Свердловская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей
Дата публикации: 16.01.2023
Раздел: дошкольное образование
Упражнения и игры для развития мелкой
моторики детей
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными
действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка - подчеркивают авторы: М. М. Кольцова, Н. Н.
Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А.
Рокотова, Е. К. Бережная). И с этим нельзя не согласиться.
Начинать работу по развитию мелкой моторики пальчиков рук
нужно с самого раннего возраста. Массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с
корой головного мозга можно начинать прямо с самого рождения. В
раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять
простые игры и упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом,
не забывая также о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки руки к письму.
• Игры с сыпучими материалами: крупы, зёрна, бобовые, макароны,
песок.
• Пальчиковые игры-забавы. Пересыпаем, перекладываем из
чашечки в чашечку, щепотью, двумя пальчиками, пинцетом, различными
видами ложечек (большие, маленькие, пластмассовые, железные,
деревянные).
• Мешочки с крупами. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох,
фасоль, пшено и определяем на ощупь где какой мешочек – с какой
крупой.
• Игра с манкой или песком в песочнице.
• Различные шнуровки.
• Нанизывание бусин на шнурок
• Аппликация из салфеток
• Игры с прищепками
• Рвать и мять бумагу
• Ловля предметов из воды с использованием различных
предметов (сачок, крючок, удочка и т. д)
• Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные
пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску
и рисует ими на бумаге.
• Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только
рисовать нужно всей ладошкой сразу.
• Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и
пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.
• Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками
• Рисование с помощью трафаретов
• Рисование мелом как на улице и дома так и на специальной доске.
• Лепка из пластилина, теста
• Застегивание и расстегивание пуговиц различной
величины (начинаем обучение с крупных пуговиц).
• Застегивание и расстегивание молний,
• Застегивание и расстегивание кнопок, липучки,
• Завязывание узелков, бантиков - шнурков
• Застегивание ремней
• Нанизывание на веревочку
• Заворачивание в фольгу предметы или игрушки
• Прикрепление магнитиков
• Приклеивание наклеек
• Нанизывание пуговиц на шнурок
• Игра с разноцветными перышками.
• Катание ребристого карандаша между ладошками, между двумя
пальчиками
• Су –Джок шарики и пружинки
• Резиновая груша. Нажимая на нее, получается струя воздуха,
которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть
в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
• Разминание пластилина, теста
• Нанизывание колец на стержень пирамидки
• Развитие умения резать ножом.
• Резание ножницами по прямой, по контуру.
• Очищаем ядра орех от скорлупы
• Очищаем яйцо от скорлупы
• Цветной песок (рисуем простой контурный рисунок на листе бумаги и
смажем его клеем, после чего, захватывая пальцами песок, заполнить им
рисунок. Дать клею подсохнуть. В конце надо лишний песок с картинки
убрать).
• Аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на
полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик
на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например,
кошка, барашек, тучка).
• Штриховка.
• Оригами
• Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и
разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или
мамину.
• Плести косички
• Волчки.
• Вырезание ножницами.
• Бирюльки
• Палочки-бирюльки
• Чудесный мешочек
• Мозаика
• Наматывание на катушку ленточки (ниточку, шнурочек)
• Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена,
ракушки, мелкие камушки). Изготовление картин из мозаики на
пластилине.
• Открывание и закрывание баночек (раскручивать и закручивать
крышки)
• Игры с крышками от пластиковых бутылок
- «Крышки рассыпались. Разложи их по цвету»
- «Крышки рассыпались. Разложи их по форме»
- «Чередование крышек по заданию»
- «Найди лишнюю крышку»
- «Найди пары одинаковых крышек»
• Рисование пальчиком на манке (вертикальные и горизонтальные
линии; кружочки, геометрические фигуры)
• Игры с резинками для волос.
• Игры с прищепками.
• Игра "Вышивальщица". Сетки + атласные ленты.
• Упражнение с пипеткой (капать окрашенную воду пипеткой в
сосуд).
• Упражнение с пинцетом (накладывать бусинок из чашечки в
чашечку)
• Болты и гайки (накрутить гайку на болт)
• Рисунки из фасоли (гороха. финиковых косточек)
• Упражнение «Золушка» (сортировка зерен, косточек, фасоли на
группы).