Напоминание

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста


Автор: Крюкова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 253"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: рекомендации для родителей
Тема: Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 12.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи,

эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия

различных анализаторных систем, где слуховая система – является одной их таковых.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без него нельзя

научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое

восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке,

определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию

смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек

воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря

слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо

ориентировался в пространстве, слуховое восприятие, внимание и память нужно

целенаправленно развивать с раннего детства.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку

органов

слуха

ребёнка

к

восприятию

правильного

звука

и

к

правильному

артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на

первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и

речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития

слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным

свойствам – 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать

голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого,

следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать

составные части слова – 3 этап.

Остановимся подробно на 1 и 2 этапах.

1 этап – начнём с восприятия неречевых звуков. Игры на восприятие звука

должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке,

бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке,

шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов,

бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье

часов,

звук

работающей

стиральной

машины,

музыкальных

инструментов

(колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д.), голоса животных, птиц.

Цель

игр:

ознакомить

ребенка

с

особым

миром

звуков,

сделать

их

привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе

для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это

означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный

звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить

определенные

действия.

Дополнительная

чувственная

опора

становится

не

обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

2 этап – это игры для развития речевого слуха – умения ребенка различать

голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними,

ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей

речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух –

необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков,

правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую

действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо

иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные

предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими

звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с

совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая

форма

проявления

детской

активности,

которая:

стимулирует

познавательное

отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов,

расширяет

способность

к

различению

звучания

разных

предметов

и

дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику

кистей рук; формирует чувство ритма.

Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать

их на глазах у детей. Дети со временем с удовольствием и сами по мере сил примут

участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им

чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и

ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба,

издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но

и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так,

чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая

звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон,

вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в

помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в

этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он

воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо

ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети

следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное

звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов –

это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а

также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение

ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо

устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем

на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не

фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального

инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту,

понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения

к миру музыкальной культуры.

Приведем пример игры, которую можно изготовить дома из подручных

материалов «Шумовые коробочки». В эту игру можно играть с детьми от 2,5 лет.

Эта

игра

замечательно

развивает

слух

и

логику

ребенка,

учит

его

концентрировать свое внимание.

Для игры понадобятся парные «шумовые коробочки» (их довольно просто

сделать самостоятельно из подручных материалов, с различными наполнителями,

дающими разные звуки). Каждый наполнитель кладется в две парные коробочки.

Как играть.

Для начала познакомьте ребенка со всеми «шумовыми коробочками». Вместе

исследуйте звучание каждой из них, обратите внимание детей на то, что все коробочки

звучат по-разному. После того как ребенок познакомился со звучанием шумовых

коробочек, начинается собственно развивающая игра – позвените одной из коробочек

и предложите ребенку найти коробочку с точно таким же звуком.

Среди всех шумовых коробочек ребенок должен постараться найти коробочки с

одинаковым звучанием – найти пару по звуку. В процессе игры ребенок будет

прислушиваться к звучанию коробочек, учиться концентрировать свое внимание на

звуках (что очень важно как для развития слуха, так и для развития речи). Кроме

этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку требуется применить и

логическое мышление.

Изготовить шумовые коробочки очень просто!

В качестве «коробочек» можно использовать: контейнеры от киндер-сюрпризов;

небольшие пластмассовые баночки от питьевых йогуртов; любые коробочки

(желательно одинакового размера, чтобы ребенок не отвлекался на их отличия по

величине, а концентрировался только на звучании коробочек); можно использовать

баночки от детского питания или от детского теста для лепки. Но поскольку они часто

бывают прозрачными – их стенки можно закрыть полоской бумаги.

После того как коробочки подобраны, наполняем их шумовым наполнителем.

Можно использовать: мелкую крупу (гречка, рис и т.п.) – она дает приглушенный

мягкий звук (напоминает звучание классических маракасов); фасоль – дает тоже

глухой звук, но он будет более резким, чем у мелкой крупы; монетки – они дают

звонкий звук; пуговицы; рожки; бусины; зубочистки… Можно оставить две коробочки

пустыми – чтобы искать, какая коробочка «не звучит».

Другой вариант игры. «Составление рядов»

Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего найти самый

громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми

двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился

классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные.

Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными

коробочками

и

упорядочивают

относительно

них.

Число

коробочек

для

классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.

Готовые коробочки можно использовать также как маракасы в домашних

музыкальных занятиях.



В раздел образования