Автор: Павлюк Алсу Рифатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №25 "Семицветик"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическая сюжетно-ролевая игра «Экологическая экспедиция» в подготовительной группе
Дата публикации: 11.01.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска
детский сад № 25 «Семицветик»
Экологическая сюжетно-ролевая игра
«Экологическая экспедиция» в подготовительной
группе
Подготовила:
Павлюк А.Р.
Нижневартовск
Цель:
- формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения
знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую
деятельность.
Задачи:
- систематизировать знания детей о лесе, реке, животном и растительном
мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе; обогащать
словарный запас детей;
- формировать социально-активную позицию (доброту, заботу, отзывчивость,
сочувствие, сопереживание, дружеские взаимоотношения); воспитывать
интерес и бережное отношение к природе;
- расширять представления детей о работе спасательных служб;
- воспитывать культуру экологического мышления (не ломать ветки
деревьев, не рвать цветы, не сорить).
Словарная работа: планета, авария, ликвидация, химические предприятия,
экологическая экспедиция, репортаж, исследование.
Предварительная работа: экологические сюжетно-ролевые игры, походы в
сопки, беседы о правилах поведения в природе, об экологически чистых
видах транспорта, чтение произведений о природе М. Пришвина, В. Бианки,
Е. Чарушина.
Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания
ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения
знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для
саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.
Оборудование: средства индивидуальной защиты (шапочки, маски,
перчатки, экипировка спасателей, рюкзаки на каждого, ширма, 2 хлопушки,
пылесос, деревья, макет реки, дикие животные – игрушки; рыбы, птицы
(пласт.); наборы для игр «Ветеринарная лечебница», «Спасатели»,
«Лаборатория», «Журналисты», «Повара»;
Видеопроектор, запись «Звуки природы», видеоролик «Полёт вертолёта».
карта - схема земли, краски, кисточки (или восковые карандаши).
Предполагаемые роли:
ветеринары;
спасатели;
ученые;
повара;
журналисты;
Центр /координатор – воспитатель.
Примерные игровые действия:
• управление воздушным шаром;
• спасение животных;
• выбор объекта исследований;
• создание лаборатории;
• изучение экологической обстановки (пробы воды,
почвы и т. д.);
• проведение опытной работы;
• фотографирование, съемки промежуточных результатов;
• занесение результатов исследований в журнал;
• подведение итогов исследований;
• работы по исправлению экологической ситуации;
• видеосъёмка, фотографирование нарушений;
• приготовление еды.
Ход игры
(Координатор и командир общаются только по рации)
Центр координирования - воспитатель, сидит за столом, выполняет работу
координатора, затем смотрит на часы, берет рацию и по громкоговорящей
связи говорит: Внимание отряда спасателей! Вас ожидает транспортное
средство для совершения очередной экологической экспедиции, просьба -
занять свои места. Спасатели друг за другом садятся.
Ц: Все участники экспедиции готовы к полету? Командиру - доложить центру
координирования!
Командир: К экологической экспедиции готовы.
Ц: К полету приступить!
Командир: Есть приступить к полету!
(Музыка)
В центре слышится звук факса, координатор читает сообщение, берет рацию,
сообщает:
Воспитатель (Ц) : Внимание! на северо –западе области прошел сильный
ураган, поломаны многие деревья, необходимо оказать помощь по разбору
завалов и восстановлению деревьев.
Командир: Пока мы летим, объясняю задачу, после прибытия на место, нам
нужно выяснить, что же произошло. Спасателям провести спасательные
действия, экологам взять пробы воды и провести исследования,
ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным, поварам
приготовить обед для всех, а журналисты должны снять фильм о нашем
путешествии. Задача ясна?
Спасатели прибывают на место, перевязывают поломанные ветки,
ликвидируют завалы.
Командир – центру, задание выполнено, летим дальше. Всем занять свои
места! (Все садятся)
Ц: принято!
Лопнуть шарик
Ц–читает сообщение факса и передает его команде. Внимание! Принято
сообщение: в центральном районе, на химическом предприятии произошла
авария - выброс вредных веществ, необходимо немедленно прибыть в зону
поражения и ликвидировать аварию.
Командир: Вас понял, направляемся в центр (звучит тревожная быстрая
музыка). Шар опускается.
Командир: всем надеть средства индивидуальной защиты! (все надевают
средства индивидуальной защиты - шапочки, маски, перчатки)
Повторный взрыв. Из-за ширмы направленно хлопает шар (так, чтобы все
«вредные вещества» упали перед ширмой)
Ц: включаю очистительную установку (координатор демонстративно
подключает к розетке пылесос) - приступить к ликвидации аварии!
Командир: есть приступить к ликвидации аварии! (командир нажимает
кнопку на пылесосе). Дети встают вдоль шланга пылесоса и собирают мусор
пылесосом.
Командир - центру: Авария ликвидирована!
Всем занять свои места. Возвращаемся в центр. Звучит музыка.
Команду встречает координатор, благодарит их за работу
2часть
Ц: Ребята, вы сегодня проделали очень важную и нужную работу (чем
занимались в экспедиции) дети перечисляют все, чем занимались. А как вы
считаете, что было самым важным? (Своевременная помощь, слаженность
в работе)
Так что же такое – ЭКОЛОГИЯ? (ответы детей)
Ц: правильно, экология -это природа, все что нас окружает- леса, поля, реки
и моря, птицы, бабочки, цветы… и пусть вокруг нас будут только яркие
краски, и никогда не будет черной, ведь черная краска- это цвет беды. А
теперь, давайте раскрасим нашу планету яркими красками! В какой цвет мы
раскрасим моря? (синим, горы (коричневым, леса и равнины (зеленым). А
каким цветом закрасим пустыню? (желтым). Дети раскрашивают
приготовленную карту земли.
Звучит тихая музыка.
По окончанию игры дети показывают, какой яркой и красивой должна быть
наша планета.