Напоминание

"Прямая речь"


Автор: Финогенова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ "Школы-интерната №25 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Вихоревка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прямая речь"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка

Тема: Прямая речь.

Тема

Прямая речь.

Цель темы

Создать условия для ознакомления учащимися с новым грамматическим понятием по теме «Прямая

речь».

Планируемый

результат

Предметные умения

УУД

Обучающиеся

Знают, что такое прямая речь.

Умеют находить прямую речь в

тексте и различать от обычных

предложений.

Личностные:

формируется учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу и способам решения новой частной

задачи;

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: учатся проводить сравнение;

Коммуникативные:

учатся использовать речь для регуляции

своего действия; задавать вопросы.

Тип урока

Изучение нового материала.

Ресурсы

Учебник «Русский язык» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, 4 класс (1 часть).

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Настройтесь на

работу, проверьте свои рабочие места ,чтобы на партах у вас лежали учебники и

тетради по русскому языку.

Прочитайте китайскую мудрость.

Я слышу — и забываю,

Я вижу — и запоминаю,

Я делаю — и понимаю.

Как вы понимаете эту мудрость?

Верно, если мы сами сделаем, то мы это поймем.

Ответы учащихся.

Актуализация знаний

УЗ №1 Расстоновка недостающих знаков препинания.

УЗУ: Создать условия для актуализации знаний о основах в предложениях и знаках

препинания.

УЗу: Сейчас мы с вами вспомним основу предложения и повторим, какие знаки

препинания мы можем вставить в предложение.

ПЗ: Прочитайте предложения на карточках, которые я вам раздала. Расставьте

недостающие знаки препинания. Подчеркните основы в предложениях.

ОРД: Работаем самостоятельно на карточках.

СУЗ: 1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2. Распевают синицы звонко отстукивает клювом дятел.

3. Скоро солнце получше пригреет землю почернеют дороги обнажатся на полях

проталины зажурчат ручейки пожалуют грачи.

КВ: Внешний контроль учителя. Проверим вместе.

ИВ: Какие знаки препинания были пропущены?

УЗ №2 Составление схемы предложений.

УЗУ: Создать условия для актуализации знаний о том, как составить схемы

предложений.

УЗу: Сейчас мы с вами вспомним, как составлять схемы предложений.

ПЗ: Составьте схемы предложений.

ОРД: Работаем самостоятельно на карточках.

СУЗ: 1.На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2. Распевают синицы звонко отстукивает клювом дятел.

Запятые.

Учащиеся составляют

3. Скоро солнце получше пригреет землю почернеют дороги обнажатся на полях

проталины зажурчат ручейки пожалуют грачи.

КВ: Внешний контроль учителя. Посмотрите на доску и сравните ваши схемы с

моими.

ИВ: Молодцы! Вы справились.

схемы.

Постановка цели

урока

УЗ Постановка цели урока.

УЗУ: Создать условия для постановки цели урока учащимися.

УЗу: Определим цель нашего урока.

ПЗ: Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела.

ОРД: Работаем устно.

СУЗ: Кто уже знает, что такое прямая речь?

(Если кто-то знает, то может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке

проверим, так ли это. Если нет ответа, тогда вопрос к классу: что же сегодня мы

узнаем? Какую цель поставим?

Послушайте два предложения. Чем они различаются?

1) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится

явным.

2) Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится

явным».

Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы?

Вот и мы сегодня дожны с вами выяснить, где же есть прямая речь.

КВ: Внешний контроль учителя.

ИВ: Цель нашего урока узнать, что такое прямая речь и как она оформляется на

письме.

Не знаем.

Ответы учащихся.

Второе.

Восприятие

УЗ №1 Нахождение прямой речи и слов автора.

УЗУ: Создать условия для восприятия учащимися, где находится прямая речь и

слова автора.

УЗу: Мы с вами узнаем, что такое прямая речь, но для начала выполним задание.

ПЗ: Посмотрите на доску, прочитайте.

ОРД: Работаем устно, вместе.

СУЗ: Как взмолвится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!»

Кто автор этого стихотворного отрывка?

Из какой сказки эти строки?

Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно?

Прочитаем определение с доски.

Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

Прочитайте в предложениях только прямую речь.

Почему эта речь получила такое название?

Что ещё есть в предложениях с прямой речью?

Такие слова называются словами автора.

КВ: Внешний контроль учителя.

ИВ: Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью?

УЗ №2 Работа над определением.

УЗУ: Создать условия для восприятия учащимися понятия «прямой речи».

УЗу: Сейчас мы с вами поработаем с определением.

ПЗ: Прочитайте определение в рамке на странице 84. Назовите ключевые слова.

ОРД: Работаем устно.

СУЗ: Какие сокращения вводятся для них?

Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

Как выделена прямая речь в отрывке?

Как взмолвится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!»

Запишите этот отрывок к себе в тетрадь.

Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь?

Сравните свой вывод с авторским в рамке в учебнике на странице 85.

Александр Сергеевич

Пушкин.

Сказка о золотой рыбке и

рыбаке.

Золотой рыбке.

Передача чужой речи.

Часть, в которой назван

тот, кто говорит, автор этой

прямой речи.

Из слов автора и прямой

речи.

Буквы А (слова автора) и П

(прямая речь).

Кавычками.

Чтобы легко было узнать

говорящего,

определить

границы прямой речи.

Двоеточие.

О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится?

Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный,

восклицательный, многоточие?

Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение?

КВ: Внешний контроль учителя.

ИВ: Итак, что такое прямая речь? Какие знаки должны быть в предложениях с

прямой речью?

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

О знаках в конце прямой

речи.

От

содержания

прямой

речи, цели высказывания,

интонации.

Нет,

точка

стоит

после

последних кавычек, а все

остальные

знаки

перед

кавычками.

Прямая

речь

это

передача

чужой

речи

точно,

дословно.

Знаки:

кавычки, двоеточие.

Осмысление

УЗ № Нахождение прямой речи.

УЗУ: Создать условия для формирования умения находить прямую речь на основе

выявленных признаков.

УЗу: Сейчас мы с вами выполним задание для того чтобы понять, как найти прямую

речь.

ПЗ: Найдите прямую речь. Откройте учебник на странице 84, упр. 84.

ОРД: Работаем в парах. Обсудите и выявите признаки как оформляется прямая речь

на письме.

СУЗ: 1) Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешить ты целое царство».

Ищут

прямую

речь

в

отрывках.

2) Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

КВ: Взаимоконтроль.

ИВ: Посмотрим верные ли выводы вы сделали, прочитаем про знаки препинания на

странице 85.

Закрепление

УЗ № Расстановка знаков препинания в предложениях.

УЗУ: Создать условия для закрепления

УЗу: Для того чтобы закрепить наши знания про прямую речь, мы выполним

следющее задание.

ПЗ: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

ОРД: Откройте учебник на странице 85, упр. 85. Работаем самостоятельно у себя в

тетрадях.

СУЗ: 1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Тайное всегда становится

явным.) 2. Мишка бежал рядом и кричал (Жми на педаль!) 3. Борис Сергеевич начал

играть а Мишка тихонько запел (Как на тоненький ледок выпал беленький снежок...)

КВ:

Внешний

контроль

учителя,

взаимоконтроль.

Поменяйтесь

тетрадями,

выполните взаимопроверку по образцу.

ИВ: Для чего мы с вами выполняли это задание?

Мы

выполняли

это

задание, чтобы закрепить

полученные знания.

Подведение итогов

урока

УЗ Подведение итогов урока.

УЗУ: Создать условия для подведения итогов урока учащимися.

УЗу: Подведем итоги нашего урока.

ОРД: Работаем устно.

ПЗ: Посмотрите на доску. Закончите предложение.

СУЗ: Сегодня на уроке я узнал(а)...

КВ: Внешний контроль учителя.

ИВ: Молодцы! Вы сегодня все хорошо постарались.

Ответы учащихся.

Организация

домашнего

задания

Правила с. 84, 85, с. 85 — 86, упр. 85 (предложения № 4-5).



В раздел образования