Автор: Наталья Алексеевна Будылина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Карачева им. С. П. Лоскутова
Населённый пункт: г. Карачев
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе
Раздел: начальное образование
В последние десятилетия интерес российских педагогов и психологов к
изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими
изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и
непредсказуемость. Постоянно увеличивается число дезадаптированных
детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Понятия «адаптация» и
«дезадаптация» приобретают повышенную актуальность в процессах
воспитания, обучения, трудовой деятельности. Зачастую, придя в школу,
дети с неодинаковым успехом адаптируются к новой системе
социальных условий, плохо приспосабливаются к новым отношениям,
требованиям, режиму жизнедеятельности. Введение новых, более
сложных экспериментальных, педагогических программ, большая
нагрузка, ускоренное прохождение учебного материала усложняют
процесс адаптации младших школьников к школьному обучению.
Влияние неблагоприятных факторов может вызвать дезадаптацию.
Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения в
школе занимались Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. В. Вострокнутов, Ж.
М. Грозман, А. К. Мункоев, Р. В. Овчарова, А. Ю. Потанина, В. Г.
Степанов и др. Адаптированность определяется как некий уровень
приспособления человека. Он может проявляться через его социальный
статус, а также через удовлетворенность или неудовлетворенность
собой лично и своей собственной жизнью. Для человека может быть
характерна как гармония и адаптация, так и дисгармония и
дезадаптация. По результатам исследований было выявлено, что для
дезадаптации характерен психосоматический характер, протекающей в
трех формах: капитулятивно-депрессивной (нарушения поведения и
психосоматические заболевания), невротической (неврозы), агрессивно-
протестной [1]. Под адаптацией в широком смысле понимают —
приспособление к внутренним и внешним условиям [5]. Адаптация
ребенка к условиям обучения в школе — это довольно длительный
процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской
психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе, по
мнению М. Р. Битяновой, связывается с изменениями в окружении
младшего школьника, возникновением новой социальной роли [1].
Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и
социальных отношений довольно часто называют адаптированным.
Некоторые из педагогов включают еще один критерий — ребенок должен
привыкнуть к школе без существенных внутренних потерь, снижения
самооценки, настроения, ухудшения самочувствия. Это напрямую
связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным
развитием [2]. Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной,
эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций,
коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем.
Несформированность любой из данных сфер может являться одной из
причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7].
Результатом неудавшейся адаптации является психологическая
дезадаптация. Она может приводить к внешней или внутренней
дисгармонизации взаимодействия личности с обществом и самим собой,
проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушении
взаимоотношений и деятельности [6]. Дезадаптация может быть
школьной. Она выражается в образовании неадекватных механизмов
приспособления ребенка к условиям школы. Это могут быть
конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в
первом классе выявляются дети с данными проблемами.
Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие
специализированной коррекционной работы, влекут за собой отставание
в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной
деятельности, различные формы отклоняющегося поведения [7].
Существуют различные классификации форм школьной дезадаптации.
Р. В. Овчарова предложила следующую классификацию форм школьной
дезадаптации: неприспособленность к предметной стороне учебной
деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением;
неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз или
«фобия школы» — неумение разрешить противоречие между семейным
и школьным «мы». Р. В. Овчарова выделяет семейное влияние в
качестве главной причины школьной дезадаптации в младших классах.
По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не
чувствует переживания «мы», проецирует данные ощущения и на
учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую
социальную общность. Стремление к отчуждению на бессознательном
уровне, неприятие общественных норм и правил, ради сохранения
неизменного «я» составляет основу дезадаптации детей к школьному
обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством
«мы» [8]. Таким образом, проблема адаптации к условиям обучения в
общеобразовательной школе включает в себя два взаимосвязанных
процесса: адаптации и дезадаптации. В самом распространенном своем
значении школьная адаптация понимается как довольно длительный
процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской
психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе
связывается с изменениями в окружении младшего школьника,
возникновением новой социальной роли Школьная дезадаптация
выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления
ребенка к условиям школы. Это могут конфликтные отношения,
повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в первом классе
выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление
их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы
влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение
мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося
поведения Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с
детьми младшего школьного возраста по повышению адаптивных
свойств личности к школьному обучению являются: диагностическая
работа, коррекционно-развивающая работа и консультативно-
просветительская деятельность. Психологическая диагностика
выражается в виде углубленного психолого-педагогического изучения
учащихся, в течение всего этапа обучения, определение склонностей
личности, ее индивидуальных особенностей и потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление
механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации
[4]. Данное направление работы педагога-психолога ориентировано на
решение ряда задач: составление социально-психологического портрета
школьника; определение путей и форм оказания помощи детям,
испытывающим трудности в адаптации; выбор средств и форм
психологического сопровождения школьников [3]. В основу
коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
общеобразовательной школы входит создание психолого-педагогических
условий для полного психологического развития школьников. Целевой
компонент коррекционно-развивающей работы с детьми определяется
пониманием закономерностей психического развития ребенка как
активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с
взрослым. Психокоррекционная работа с младшими школьниками
отличается рядом специфических особенностей. Это связано с новым
социальным статусом ребенка: переход от дошкольника к ученику, смена
ведущей деятельности, расширение межличностных связей и изменение
социального окружения, формирование оптимального уровня активности
и произвольности и т. д. [8]. В основу консультативно-просветительской
деятельности, в контексте изучаемой проблемы, входит формирование у
обучающихся и их родителей, педагогов и руководителей потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий для полноценного личностного
развития обучающихся. Консультации необходимы для передачи
родителям и педагогам знаний о психологических особенностях
младшего школьника и вариантах решения конкретных проблем в
системах взаимодействия «ребенок-родитель», «ребенок-учитель» [4].
Таким образом, в последние десятилетия интерес российских педагогов
и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с
резкими изменениями в жизни общества, порождающими
неопределенность и непредсказуемость. Проблема адаптации к
условиям обучения в общеобразовательной школе является особенно
актуальной и включает в себя два взаимосвязанных процесса: адаптации
и дезадаптации. В самом распространенном своем значении школьная
адаптация понимается как довольно длительный процесс, который
требует напряжения сил детского организма и детской психики. Период
адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с
изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой
социальной роли. Школьная дезадаптация выражается в образовании
неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы.
Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие
специализированной коррекционной работы влекут за собой отставание
в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной
деятельности, различные формы отклоняющегося поведения.
Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с детьми
младшего школьного возраста по повышению адаптивных свойств
личности к школьному обучению являются: диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа и консультативно-просветительская
деятельность 1.2023).