Напоминание

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе


Автор: Наталья Алексеевна Будылина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Карачева им. С. П. Лоскутова
Населённый пункт: г. Карачев
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе
Раздел: начальное образование





Назад




В последние десятилетия интерес российских педагогов и психологов к

изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими

изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и

непредсказуемость. Постоянно увеличивается число дезадаптированных

детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью,

эмоциональной неустойчивостью. Понятия «адаптация» и

«дезадаптация» приобретают повышенную актуальность в процессах

воспитания, обучения, трудовой деятельности. Зачастую, придя в школу,

дети с неодинаковым успехом адаптируются к новой системе

социальных условий, плохо приспосабливаются к новым отношениям,

требованиям, режиму жизнедеятельности. Введение новых, более

сложных экспериментальных, педагогических программ, большая

нагрузка, ускоренное прохождение учебного материала усложняют

процесс адаптации младших школьников к школьному обучению.

Влияние неблагоприятных факторов может вызвать дезадаптацию.

Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения в

школе занимались Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. В. Вострокнутов, Ж.

М. Грозман, А. К. Мункоев, Р. В. Овчарова, А. Ю. Потанина, В. Г.

Степанов и др. Адаптированность определяется как некий уровень

приспособления человека. Он может проявляться через его социальный

статус, а также через удовлетворенность или неудовлетворенность

собой лично и своей собственной жизнью. Для человека может быть

характерна как гармония и адаптация, так и дисгармония и

дезадаптация. По результатам исследований было выявлено, что для

дезадаптации характерен психосоматический характер, протекающей в

трех формах: капитулятивно-депрессивной (нарушения поведения и

психосоматические заболевания), невротической (неврозы), агрессивно-

протестной [1]. Под адаптацией в широком смысле понимают —

приспособление к внутренним и внешним условиям [5]. Адаптация

ребенка к условиям обучения в школе — это довольно длительный

процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской

психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе, по

мнению М. Р. Битяновой, связывается с изменениями в окружении

младшего школьника, возникновением новой социальной роли [1].

Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и

социальных отношений довольно часто называют адаптированным.

Некоторые из педагогов включают еще один критерий — ребенок должен

привыкнуть к школе без существенных внутренних потерь, снижения

самооценки, настроения, ухудшения самочувствия. Это напрямую

связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным

развитием [2]. Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной,

эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций,

коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем.

Несформированность любой из данных сфер может являться одной из

причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7].

Результатом неудавшейся адаптации является психологическая

дезадаптация. Она может приводить к внешней или внутренней

дисгармонизации взаимодействия личности с обществом и самим собой,

проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушении

взаимоотношений и деятельности [6]. Дезадаптация может быть

школьной. Она выражается в образовании неадекватных механизмов

приспособления ребенка к условиям школы. Это могут быть

конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в

первом классе выявляются дети с данными проблемами.

Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие

специализированной коррекционной работы, влекут за собой отставание

в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной

деятельности, различные формы отклоняющегося поведения [7].

Существуют различные классификации форм школьной дезадаптации.

Р. В. Овчарова предложила следующую классификацию форм школьной

дезадаптации: неприспособленность к предметной стороне учебной

деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением;

неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз или

«фобия школы» — неумение разрешить противоречие между семейным

и школьным «мы». Р. В. Овчарова выделяет семейное влияние в

качестве главной причины школьной дезадаптации в младших классах.

По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не

чувствует переживания «мы», проецирует данные ощущения и на

учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую

социальную общность. Стремление к отчуждению на бессознательном

уровне, неприятие общественных норм и правил, ради сохранения

неизменного «я» составляет основу дезадаптации детей к школьному

обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством

«мы» [8]. Таким образом, проблема адаптации к условиям обучения в

общеобразовательной школе включает в себя два взаимосвязанных

процесса: адаптации и дезадаптации. В самом распространенном своем

значении школьная адаптация понимается как довольно длительный

процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской

психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе

связывается с изменениями в окружении младшего школьника,

возникновением новой социальной роли Школьная дезадаптация

выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления

ребенка к условиям школы. Это могут конфликтные отношения,

повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в первом классе

выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление

их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы

влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение

мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося

поведения Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с

детьми младшего школьного возраста по повышению адаптивных

свойств личности к школьному обучению являются: диагностическая

работа, коррекционно-развивающая работа и консультативно-

просветительская деятельность. Психологическая диагностика

выражается в виде углубленного психолого-педагогического изучения

учащихся, в течение всего этапа обучения, определение склонностей

личности, ее индивидуальных особенностей и потенциальных

возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление

механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации

[4]. Данное направление работы педагога-психолога ориентировано на

решение ряда задач: составление социально-психологического портрета

школьника; определение путей и форм оказания помощи детям,

испытывающим трудности в адаптации; выбор средств и форм

психологического сопровождения школьников [3]. В основу

коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога

общеобразовательной школы входит создание психолого-педагогических

условий для полного психологического развития школьников. Целевой

компонент коррекционно-развивающей работы с детьми определяется

пониманием закономерностей психического развития ребенка как

активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с

взрослым. Психокоррекционная работа с младшими школьниками

отличается рядом специфических особенностей. Это связано с новым

социальным статусом ребенка: переход от дошкольника к ученику, смена

ведущей деятельности, расширение межличностных связей и изменение

социального окружения, формирование оптимального уровня активности

и произвольности и т. д. [8]. В основу консультативно-просветительской

деятельности, в контексте изучаемой проблемы, входит формирование у

обучающихся и их родителей, педагогов и руководителей потребности в

психологических знаниях, желания использовать их в интересах

собственного развития; создание условий для полноценного личностного

развития обучающихся. Консультации необходимы для передачи

родителям и педагогам знаний о психологических особенностях

младшего школьника и вариантах решения конкретных проблем в

системах взаимодействия «ребенок-родитель», «ребенок-учитель» [4].

Таким образом, в последние десятилетия интерес российских педагогов

и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с

резкими изменениями в жизни общества, порождающими

неопределенность и непредсказуемость. Проблема адаптации к

условиям обучения в общеобразовательной школе является особенно

актуальной и включает в себя два взаимосвязанных процесса: адаптации

и дезадаптации. В самом распространенном своем значении школьная

адаптация понимается как довольно длительный процесс, который

требует напряжения сил детского организма и детской психики. Период

адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с

изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой

социальной роли. Школьная дезадаптация выражается в образовании

неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы.

Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие

специализированной коррекционной работы влекут за собой отставание

в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной

деятельности, различные формы отклоняющегося поведения.

Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с детьми

младшего школьного возраста по повышению адаптивных свойств

личности к школьному обучению являются: диагностическая работа,

коррекционно-развивающая работа и консультативно-просветительская

деятельность 1.2023).



В раздел образования