Автор: Боргоякова Инна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Усть-Чульский детский сад "Елочка"
Населённый пункт: село Усть-Чуль
Наименование материала: конспект занятий
Тема: "Зимушка -зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
на тему: «Зимушка-зима»
.
Цель: Развитие связной речи. Расширять кругозор детей и познавательный
интерес
Задачи:
1. Образовательная: Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой
природы. Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка:
красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная,
прозрачная, загадочная). Вовлекать детей в речевое и игровое
взаимодействие.
2. Развивающая: Развивать память, логическое мышление, внимание,
творческое воображение.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
4.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материалы, оборудование:
Снежинки, разрезные картинки, мольберт, бумага для рисования, акварель,
кисточки «белка» № 4, ватные палочки, стакан - непроливайка, клеенка,
салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент)
Ход занятия:
Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех
видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе
утро!».
1.
Приветствие:
Доброе утро, солнцу и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам, И каждый
становится добрым, доверчивым зимний лес». Пусть доброе утро длится до
вечера!
Воспитатель: Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся — тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени
года – зиме.
-Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (три)
-Назовите эти месяцы? (декабрь, январь, февраль)
-А какой сейчас месяц? (январь)
В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? (белый,
пушистый, липкий и т.д)
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Первый
снег»:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
2.
Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая
— волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Это же письмо от Зимушки-Зимы.
Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и
находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего
родного края и нравится ли вам зимушка-зима. Посылаю я к вам свою
снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите
свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном
сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а
вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она.
Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке выполняем задания).
Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки- Зимы!
(сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них
задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
1).Игра «Добавь слово»:
-Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим
словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами,
похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки)
На деревья на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)
На снегу-то посмотри, с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)
Воспитатель: Какие явления природы можно наблюдать зимой? (снегопад,
метель, вьюгу…)
Тропинки запорошило – это как вы понимаете? (замело
снегом) «Пороша», «запорошило»- эти слова дети повторяют хором
и индивидуально.
Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная,
холодная и т.д.)
3. Составление рассказа по таблице о зиме (детьми)
Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь, (шагаем)
С ним я крепко подружусь.( хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос, (показали руку, нос)
Значит надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и шагать. (прыжки и шагаем.)
4.
Загадывание загадок о зиме:
Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-
Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных.
Кто знает их больше?
Слушайте внимательно.
Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно — белую… (Метель)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?
Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.
Слушайте следующую загадку.
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми
питается медведь.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили, морковку.
(Снеговик)
С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
4.
Игра со снежком:
Дети стоят полукругом. На задание воспитателя дети отвечают на
вопросы:
- Снежинка, какая она? (белая пушистая, красивая и т.д.)
-Сосулька.
-Снег.
-Ночь.
-День.
-Снеговик.
-Солнце.
-Небо.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием.
Посмотрим, что же еще в сундуке лежит?
Воспитатель: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-
Зимы. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол
частички разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на
подгруппы).
6. Д/и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не
похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку.
Кто справился первый, помогает другому.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этими
заданием. Где наш волшебный сундук?
Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка- Зима просит вас помочь
ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья,
чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя,
чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку
снегом.
Физминутка:
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре (Загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Гладят руки)
И совсем со всем не сладкий. (Грозить платьем)
Раз - подбросить
Два - поймай
Три - уронит и сломает
А теперь мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое
время превратимся в маленьких волшебников.
7.
Целевая установка на рисование:
Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство. (Рисуем снежинки
небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа
рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка»)
Подведение итогов:
Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе
проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку
снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и
ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни
елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.
-Так для чего нужен снег зимой?