Напоминание

Использование игровых технологий в процессе обучения


Автор: Лочмелис Ирина Станиславовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУДО "Детский центр искусств" г.Ухты
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая рабработка
Тема: Использование игровых технологий в процессе обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Применение игровых технологий в процессе музыкального обучения

«ЛЮБИМЫЕ БАСОВЫЕ ЗВУКИ КАРА-БАСА БАРА-БАСА»

Технология: Игровая

Возраст детей: дошкольная группа

Автор: Лочмелис Ирина Станиславовна МУДО «Детский Центр Искусств» г.

Ухты

Аннотация:

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся

актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь

ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения,

которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка

является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира. Этим обосновано

преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой

специфический сплав педагогических технологий и специальных методов

музыкального обучения и воспитания. Понятие технология - искусство,

мастерство, умение, совокупность психолого-педагогических установок,

определяющий набор и компоновку форм, методов, способов, приемов

обучения с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и

учителей. Это продуманная во всех деталях модель педагогической

деятельности (Монаков, Лихачев). Путь к музыке должен быть оправдан с

точки зрения природы человека, исходить из него. Поэтому в своей работе я

опиралась на несколько технологий: игровую, здоровьесберегающую и

информационную (использование компьютерных, аудио- и видео-средств).

Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на

пути его исторического развития – от глубокой древности до современности.

Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением.

Она развивала способности ребёнка, сообразительность, наблюдательность,

ловкость, все это требовалось ему в быту. Великий педагог А.С. Макаренко

высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значении как у

взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко). Поэтому на роль игры в жизни

дошкольника и нужно опираться. Что же такое игровые технологии?

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра –

это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

Это в первую очередь различные педагогические игры, обладающие

существенным признаком: четко поставленной целью и прогнозируемым

педагогическим результатом. Педагог ставит перед собой профессиональную

задачу.

После этого разрабатывается

методический путь достижения

результата через образы, звуки, игрушки, картинки, театр. При этом

применяются все функции игровых технологий.

1

1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания,

восприятие

информации,

развитие

умений

и

навыков,

обостряет

мыслительную функцию, т.е. игра таит в себе богатые обучающие

возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как

внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается

чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на

уроке, превращение урока в интересное необычное событие, увлекательное

приключение, а порой сказочный мир.

4)

Коммуникативная

функция

заключается

в

создании

атмосферы

объединения коллектива учащихся, установления новых эмоционально-

коммуникативных отношений,

5)

Релаксационная

функция

снятие

эмоционального

напряжения,

вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки

своего физиологического состояния для эффективной деятельности, а также

перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных

качеств, для активизации резервных возможностей личности.

Я считаю не менее важным на своих уроках сохранение и укрепление

здоровья

детей:

рационально

использование

некоторых

видов

здоровьесберегающих

технологий-

психогимнастику,

игры-массажи,

пальчиковые

игры,

ритмопластику,

логоритмику.

Актуальность

их

использования в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что

они играют очень важную роль и в общем развитии ребёнка.

Уровень

развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают

серьезные трудности. «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова

учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Академик

И.П.Павлов

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой

моторики

у

детей

способствует

формированию

интеллектуальных

способностей,

речевой

деятельности,

стимулирует

развитие

других

психических функций – мышления, памяти, внимания.

Направлена на

развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого

интонирования,

предвосхищает сознание, его реактивность и точность

реакции

(ввиду

быстроты

смены

движений).

Пальчиковые

игры,

римтопластика, логоритмика

пронизаны идеей координации, которая

выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует

развитие моторики, ловкости, воспитывает ансамблевую слаженность.

И

самое главное, способствуют сохранению психического и физического

развития ребенка.

2

Цель сказки:

Игровое знакомство с элементами музыкальной грамоты и нотной записи:

ноты малой октавы, басовый ключ.

Задачи:

Образовательные:

создать

игровую

проблемную

ситуацию

для

понимания

детьми

необходимости записывать басовые звуки нотами.

- научить ребёнка понимать нотную запись в басовом ключе, ассоциировать с

клавишами на фортепиано, закрепить материал,

продолжить формирование практических навыков (игра штрихом non legato)

Проверить домашнее задание в ходе игры (3 задания дракона Септима).

Применить полученные знания (исполнение аккомпанемента по нотам)

Развивающие:

развивать

образное

музыкальное,

ассоциативное

мышление,

художественное и слуховое воображение;

– развивать творческую активность учащегося через различные виды

деятельности

Воспитательные:

– воспитывать интерес к музыке;

– воспитывать усидчивость и трудолюбие;

– воспитывать умение работать в коллективе.

Использованиеинновационных

технологий

на

практике

позволяет

добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения,

приподнятого настроения и гармоничного самоощущения: дети активны и

раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-

творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе

игрового,

радостного

и

естественного

общения

с

музыкой,

без

лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи

осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи развития и

воспитания.

Опираясь на вышесказанное, я смогла воплотить в жизнь идею урока в

формате сказки, которую я придумала, исходя из звучания имени Кара-Бас

Бара-Бас – «бас - басовые звуки». Сказку иллюстрируют сами ребята, а

помощь наглядного дидактического материала, видеоматериалов, слайдов по

данной теме визуализирует его, делает образным и помогает запоминанию.

Очень удобным по ходу сюжета получилось вставить и проверку домашнего

задания, и психогимнастику, и логоритмические, ритмопластические и

пальчиковые упражнения. Считаю возможным использование сказки на

уроке с одним-двумя детьми, с возможностью наполнения ее другими

материалами по выбору педагога.

3

Ожидаемые результаты:

Предметные: сформированы понятия размещения нот басового ключа

на нотоносце, проявлен интерес к использованию первых музыкально-

актёрских навыков; овладели начальными навыками звукоизвлечения,

простейшего аккомпанемента квинтами. Умеют использовать упражнения

ритмопластики,

логоритмики,

психогимнастики

в

практической

деятельности.

Метапредметные: сформировано умение работать в группе, приобретен

социальный опыт.

Личностные: сформирована мотивация и познавательная активность к

занятиям элементарной нотной грамотой, игре на фортепиано. Развивается

образное музыкальное и ассоциативное мышление, художественное и

слуховое воображение. Проявлен интерес к активной творческой работе на

уроке, готовность к получению новых знаний.

Содержание.

Сказка

начинается приветствием: психогимнастикой «Ключик» и

логоритмическим упражнением « Солнышко», которые создают настрой на

урок и психологический комфорт между детьми.

«Ребята, сегодня нам предстоит путешествие в сказку! Ко мне обратился

один известный сказочный персонаж и попросил о встрече. Давайте

посмотрим видео, и вы узнаете, кто это! Смотрим отрывок-песню этого

персонажа из фильма «Буратино». Дети узнают Кара Баса Бара Баса.

Рассказываю продолжение сказки «Буратино»: после того, как все

артисты кукольного театра ушли с Буратино и папой Карло, остался Кара-Бас

Бара Бас один-одинёшенек. Только со своей плеткой, которой он нещадно

бил бедных артистов. А плётка эта, о семи хвостах, была заколдованной! Как

только её хозяин задумался и понял, каким злым, жадным и ужасным он был,

он заплакал, и его слёзы, слёзы раскаяния, упали на плётку, и превратилась

она в семь прекрасных звуков. Низких, бархатных и очень теплых. И звуки

эти своими песнями стали помогать Кара-Басу стать лучше и добрее, учили

его хорошему отношению ко всем окружающим.

Он скоро придёт. Нам надо подготовиться. Чувствую, нам предстоит

дальняя дорога. Давайте сделаем самомассаж лица, чтобы не замерзнуть и

упражнение-разминку «Выше-ниже» (ритмопластика под музыку Этюда

Лемуана).

Раздается стук: это к нам пожаловал сеньор Кара-Бас Бара-Бас (дети

сами играют-сочиняют его приход, исходя из его характеристики, в низком

регистре). «Я пришел к вам сказать, как я сердит! Вы до сих пор не расселили

мои любимые басовые звуки, их в ноты не превратили!» Ребята, а про какие

басовые звуки он говорит? Если не отвечают, подвожу наводящим вопросом

4

Давайте вспомним, каким голосом пел Кара-Бас? Низким! Тогда как мы

назовем эти звуки?– они низкие! Смотрим слайд, видим там ноты

скрипичного ключа в окружении Буратино, Мальвины, птичек, зайчиков

«Видишь, Кара Бас, весь нотный стан в королевстве Скрипичного ключа уже

заселен, нет свободных линеек!».

«Ну, это не беда! Нужно попасть в Зазеркалье, в королевство моего

большого друга - Басового ключа. Надеюсь, у него места для моих звуков

хватит! А беда моя вот в чём: вход туда сторожит огромный Дракон, никого

не пропускает! Задает он музыкальные вопросы да загадки, а я не могу на

них ответить. И, хотя я люблю музыку, но в музыкальной школе-то не

учился. Сможете мне помочь?» Конечно сможем, правда, ребята? Что ж,

тогда идём поскорее. Я касаюсь себя волшебной палочкой и превращаюсь в

Фею музыки. Рассказываю детям о Волшебном Зеркале, которое открывает

нам вход в Зазеркалье, страну Басового Ключа. Ставлю его на ноту первой

октавы, спрашиваю: «Ребята, а на какой ноте оно стоит, где наш вход в

Зазеркалье?» Дети отвечают. «До». Попадаем в Зазеркалье, волшебный мир,

где все отражается! И становится всё наоборот! - Ой! Смотрите, какой

огромный дракон! Да это же наш Септим! Какой он здесь грозный да

важный! Он поет: «Я - Дракон, Я – Септим. Я Септим - Непобедим!»

ученик (желающий) играет и все поют б.7 в малой октаве от «До».

«Пока не исполните 3 моих задания, да не отгадаете загадку, не впущу

вас в Зазеркалье!» Ну что, нужно выполнять! Но я же - Фея, я помогу вам!

«Вот 1-е задание: штрихом нон легато сыграйте-ка мне песенку про б.2

и м.2 «Плачут щечки». Ребята играют друг за другом по фразе и поют.

«Вот 2-е задание: Какие вы знаете итальянские слова, обозначающие

музыкальные оттенки? Как можете их показать?»

Зовём дирижера. Я касаюсь себя волшебной палочкой и становлюсь

дирижером. Играем в игру «Ветер», называя по ходу сюжета динамические

оттенки.

«А вот и третье задание: Что такое ритмическая партитура? Какую игру

с ней вы мне покажете?»

Ритмическая игра «Сон».Раздаю слова (Вес-на, Солнышко, Ручеёчки, Снег).

Ребята прохлопывают ритм, находят нужные ритмические карточки и

расставляют на партитуре собственных инструментов, как им хочется.

Проговаривают сначала ритмослогами, затем словами. Проверяю умение

быть внимательными при непрерывной работе по кругу при выполнении

команды «сон».

«А теперь отгадайте загадку: «Кто самый первый входит в дом, а все за

ним идут хвостом?» Ответ: ключ.

Дракон - Да!!! Вы молодцы, ребята! Что-ж, получите выходной-входной

билет, покиньте королевство Скрипичного ключа! Добро пожаловать в

королевство Басового ключа! Сейчас, только поставлю штамп. Ох, потерял!

Помогите! Скорей нарисуйте мне его на билете (помогают правильно

написать

скрипичный

ключ,

Септим

обводит

его

часть

красным

5

фломастером, переворачивает и подаёт детям как Входной билет в

Зазеркалье).

Проходим сквозь зеркало. Начинаем спускаться по ступенькам. И видим

другой нотный стан, а на нём сам Скрипичный ключ отразился, за ноту «До»

зацепился и в басовый превратился!(Анимация на Ключ). Вот чудеса! И мы

прибыли как раз к нему, в королевство Басового ключа (Показываю руками:

1 5, 2-4 , раскрываем по типу Носа). Вторая линейка на верхнем нотном стане

соответствует четвёртой нижнего нотного стана, на ней и живет Басовый

ключ!

Начинают

отражаться

нотки

скрипичного

ключа

(чтобы

не

перепутали, ставим Домик с забором, повторяем Основное правило записи

нот на нотном стане). Дети сами пишут и играют нотки до «До» малой

октавы. Один ученик – на магнитной доске, другой -на тренажере, а двое

детей показывают на фортепиано.

Первый Удивительный Момент: один ученик играет от «До» скрипичного

ключа до «Соль» 1 октавы, второй вниз, до «Фа» малой. Видим – расстояние

одинаковое! Сколько ступенек мы сыграли? – пять! Какой интервал

получился?- квинта! Ассоциируем с положением ключей на нотных станах,

убеждаемся в точности «отражения»! А про 2-й Удивительный момент – на

следующем уроке.

Басовый ключ открывает нам великую тайну - показывает, где живет

его любимая дочка, нотка – «Фа». От неё, как и от «Соль» в скрипичном

ключе, нам будет удобно читать нотки во время игры на фортепиано.

Подвожу к мысли, что теперь и аккомпанемент, и мелодии мы сможем

записывать и узнавать ноты на нотном стане и в басовом ключе.

Применяем на практике полученные сегодня знания: ребята играют и

называют нотки на линеечках подряд и интервал Квинту. Затем дети по

нотам играют аккомпанемент в виде квинты, а я - мелодию. Каждый играет

по предложению. Песенка басовых ноток: «Мы пришли к вам звуками, вы

нас записали! Вместе музыке послужим – стали мы друзьями!»

Рефлексия: ( с лат. обращение назад; анализ.собственного состояния,

мыслей по завершению деятельности.Что я чувствовал, узнал, понял.

Самоконтроль, самооценка, осмысление событий).

Вот такой приём позволил мне провести рефлексию, не выходя из

сказки, незаметно для маленьких детей: «Ну что, сеньор Кара-Бас Бара-Бас,

теперь вы довольны? «Ох, что-то стар я стал, быстро всё забываю.

Напомните-ка мне, после нашего сказочного путешествия, какие теперь

музыкальные ключи вы знаете?».

А для нот какого регистра мы пользуемся скрипичным ключом? А басовым?

Вы запомнили, на какой линеечке стоят эти ключи и какие нотки они

показывают?

Какие нотки вы видите ? (Включить на Слайде 10 анимацию).

Ну вот и сказки нашей конец, и каждый, кто в ней побывал-молодец!

6

«А чтоб всё, что вы узнали – не забыть, задание домашнее нужно

получить: на пальчиках ваших покажите дома нотки, их пойте, запоминайте,

играть учитесь, да на урок не забудьте – за продолженьем воротитесь!

А теперь, когда славно поработали, - повеселитесь!». Пальчиковая игра

«Жили – были».

«ДО-свидания»- каждый ученик играет на любых нотках.

7



В раздел образования