Автор: Лочмелис Ирина Станиславовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУДО "Детский центр искусств" г.Ухты
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая рабработка
Тема: Использование игровых технологий в процессе обучения
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Применение игровых технологий в процессе музыкального обучения
«ЛЮБИМЫЕ БАСОВЫЕ ЗВУКИ КАРА-БАСА БАРА-БАСА»
Технология: Игровая
Возраст детей: дошкольная группа
Автор: Лочмелис Ирина Станиславовна МУДО «Детский Центр Искусств» г.
Ухты
Аннотация:
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся
актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь
ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения,
которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка
является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира. Этим обосновано
преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой
специфический сплав педагогических технологий и специальных методов
музыкального обучения и воспитания. Понятие технология - искусство,
мастерство, умение, совокупность психолого-педагогических установок,
определяющий набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
обучения с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителей. Это продуманная во всех деталях модель педагогической
деятельности (Монаков, Лихачев). Путь к музыке должен быть оправдан с
точки зрения природы человека, исходить из него. Поэтому в своей работе я
опиралась на несколько технологий: игровую, здоровьесберегающую и
информационную (использование компьютерных, аудио- и видео-средств).
Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на
пути его исторического развития – от глубокой древности до современности.
Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением.
Она развивала способности ребёнка, сообразительность, наблюдательность,
ловкость, все это требовалось ему в быту. Великий педагог А.С. Макаренко
высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значении как у
взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко). Поэтому на роль игры в жизни
дошкольника и нужно опираться. Что же такое игровые технологии?
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.
Это в первую очередь различные педагогические игры, обладающие
существенным признаком: четко поставленной целью и прогнозируемым
педагогическим результатом. Педагог ставит перед собой профессиональную
задачу.
После этого разрабатывается
методический путь достижения
результата через образы, звуки, игрушки, картинки, театр. При этом
применяются все функции игровых технологий.
1
1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания,
восприятие
информации,
развитие
умений
и
навыков,
обостряет
мыслительную функцию, т.е. игра таит в себе богатые обучающие
возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как
внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается
чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на
уроке, превращение урока в интересное необычное событие, увлекательное
приключение, а порой сказочный мир.
4)
Коммуникативная
функция
заключается
в
создании
атмосферы
объединения коллектива учащихся, установления новых эмоционально-
коммуникативных отношений,
5)
Релаксационная
функция
–
снятие
эмоционального
напряжения,
вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки
своего физиологического состояния для эффективной деятельности, а также
перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных
качеств, для активизации резервных возможностей личности.
Я считаю не менее важным на своих уроках сохранение и укрепление
здоровья
детей:
рационально
использование
некоторых
видов
здоровьесберегающих
технологий-
психогимнастику,
игры-массажи,
пальчиковые
игры,
ритмопластику,
логоритмику.
Актуальность
их
использования в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что
они играют очень важную роль и в общем развитии ребёнка.
Уровень
развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают
серьезные трудности. «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Академик
И.П.Павлов
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой
моторики
у
детей
способствует
формированию
интеллектуальных
способностей,
речевой
деятельности,
стимулирует
развитие
других
психических функций – мышления, памяти, внимания.
Направлена на
развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого
интонирования,
предвосхищает сознание, его реактивность и точность
реакции
(ввиду
быстроты
смены
движений).
Пальчиковые
игры,
римтопластика, логоритмика
пронизаны идеей координации, которая
выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует
развитие моторики, ловкости, воспитывает ансамблевую слаженность.
И
самое главное, способствуют сохранению психического и физического
развития ребенка.
2
Цель сказки:
Игровое знакомство с элементами музыкальной грамоты и нотной записи:
ноты малой октавы, басовый ключ.
Задачи:
Образовательные:
создать
игровую
проблемную
ситуацию
для
понимания
детьми
необходимости записывать басовые звуки нотами.
- научить ребёнка понимать нотную запись в басовом ключе, ассоциировать с
клавишами на фортепиано, закрепить материал,
продолжить формирование практических навыков (игра штрихом non legato)
Проверить домашнее задание в ходе игры (3 задания дракона Септима).
Применить полученные знания (исполнение аккомпанемента по нотам)
Развивающие:
–
развивать
образное
музыкальное,
ассоциативное
мышление,
художественное и слуховое воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды
деятельности
Воспитательные:
– воспитывать интерес к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие;
– воспитывать умение работать в коллективе.
Использованиеинновационных
технологий
на
практике
позволяет
добиться следующих результатов:
удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения,
приподнятого настроения и гармоничного самоощущения: дети активны и
раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-
творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе
игрового,
радостного
и
естественного
общения
с
музыкой,
без
лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи
осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи развития и
воспитания.
Опираясь на вышесказанное, я смогла воплотить в жизнь идею урока в
формате сказки, которую я придумала, исходя из звучания имени Кара-Бас
Бара-Бас – «бас - басовые звуки». Сказку иллюстрируют сами ребята, а
помощь наглядного дидактического материала, видеоматериалов, слайдов по
данной теме визуализирует его, делает образным и помогает запоминанию.
Очень удобным по ходу сюжета получилось вставить и проверку домашнего
задания, и психогимнастику, и логоритмические, ритмопластические и
пальчиковые упражнения. Считаю возможным использование сказки на
уроке с одним-двумя детьми, с возможностью наполнения ее другими
материалами по выбору педагога.
3
Ожидаемые результаты:
Предметные: сформированы понятия размещения нот басового ключа
на нотоносце, проявлен интерес к использованию первых музыкально-
актёрских навыков; овладели начальными навыками звукоизвлечения,
простейшего аккомпанемента квинтами. Умеют использовать упражнения
ритмопластики,
логоритмики,
психогимнастики
в
практической
деятельности.
Метапредметные: сформировано умение работать в группе, приобретен
социальный опыт.
Личностные: сформирована мотивация и познавательная активность к
занятиям элементарной нотной грамотой, игре на фортепиано. Развивается
образное музыкальное и ассоциативное мышление, художественное и
слуховое воображение. Проявлен интерес к активной творческой работе на
уроке, готовность к получению новых знаний.
Содержание.
Сказка
начинается приветствием: психогимнастикой «Ключик» и
логоритмическим упражнением « Солнышко», которые создают настрой на
урок и психологический комфорт между детьми.
«Ребята, сегодня нам предстоит путешествие в сказку! Ко мне обратился
один известный сказочный персонаж и попросил о встрече. Давайте
посмотрим видео, и вы узнаете, кто это! Смотрим отрывок-песню этого
персонажа из фильма «Буратино». Дети узнают Кара Баса Бара Баса.
Рассказываю продолжение сказки «Буратино»: после того, как все
артисты кукольного театра ушли с Буратино и папой Карло, остался Кара-Бас
Бара Бас один-одинёшенек. Только со своей плеткой, которой он нещадно
бил бедных артистов. А плётка эта, о семи хвостах, была заколдованной! Как
только её хозяин задумался и понял, каким злым, жадным и ужасным он был,
он заплакал, и его слёзы, слёзы раскаяния, упали на плётку, и превратилась
она в семь прекрасных звуков. Низких, бархатных и очень теплых. И звуки
эти своими песнями стали помогать Кара-Басу стать лучше и добрее, учили
его хорошему отношению ко всем окружающим.
Он скоро придёт. Нам надо подготовиться. Чувствую, нам предстоит
дальняя дорога. Давайте сделаем самомассаж лица, чтобы не замерзнуть и
упражнение-разминку «Выше-ниже» (ритмопластика под музыку Этюда
Лемуана).
Раздается стук: это к нам пожаловал сеньор Кара-Бас Бара-Бас (дети
сами играют-сочиняют его приход, исходя из его характеристики, в низком
регистре). «Я пришел к вам сказать, как я сердит! Вы до сих пор не расселили
мои любимые басовые звуки, их в ноты не превратили!» Ребята, а про какие
басовые звуки он говорит? Если не отвечают, подвожу наводящим вопросом
4
Давайте вспомним, каким голосом пел Кара-Бас? Низким! Тогда как мы
назовем эти звуки?– они низкие! Смотрим слайд, видим там ноты
скрипичного ключа в окружении Буратино, Мальвины, птичек, зайчиков
«Видишь, Кара Бас, весь нотный стан в королевстве Скрипичного ключа уже
заселен, нет свободных линеек!».
«Ну, это не беда! Нужно попасть в Зазеркалье, в королевство моего
большого друга - Басового ключа. Надеюсь, у него места для моих звуков
хватит! А беда моя вот в чём: вход туда сторожит огромный Дракон, никого
не пропускает! Задает он музыкальные вопросы да загадки, а я не могу на
них ответить. И, хотя я люблю музыку, но в музыкальной школе-то не
учился. Сможете мне помочь?» Конечно сможем, правда, ребята? Что ж,
тогда идём поскорее. Я касаюсь себя волшебной палочкой и превращаюсь в
Фею музыки. Рассказываю детям о Волшебном Зеркале, которое открывает
нам вход в Зазеркалье, страну Басового Ключа. Ставлю его на ноту первой
октавы, спрашиваю: «Ребята, а на какой ноте оно стоит, где наш вход в
Зазеркалье?» Дети отвечают. «До». Попадаем в Зазеркалье, волшебный мир,
где все отражается! И становится всё наоборот! - Ой! Смотрите, какой
огромный дракон! Да это же наш Септим! Какой он здесь грозный да
важный! Он поет: «Я - Дракон, Я – Септим. Я Септим - Непобедим!»
ученик (желающий) играет и все поют б.7 в малой октаве от «До».
«Пока не исполните 3 моих задания, да не отгадаете загадку, не впущу
вас в Зазеркалье!» Ну что, нужно выполнять! Но я же - Фея, я помогу вам!
«Вот 1-е задание: штрихом нон легато сыграйте-ка мне песенку про б.2
и м.2 «Плачут щечки». Ребята играют друг за другом по фразе и поют.
«Вот 2-е задание: Какие вы знаете итальянские слова, обозначающие
музыкальные оттенки? Как можете их показать?»
Зовём дирижера. Я касаюсь себя волшебной палочкой и становлюсь
дирижером. Играем в игру «Ветер», называя по ходу сюжета динамические
оттенки.
«А вот и третье задание: Что такое ритмическая партитура? Какую игру
с ней вы мне покажете?»
Ритмическая игра «Сон».Раздаю слова (Вес-на, Солнышко, Ручеёчки, Снег).
Ребята прохлопывают ритм, находят нужные ритмические карточки и
расставляют на партитуре собственных инструментов, как им хочется.
Проговаривают сначала ритмослогами, затем словами. Проверяю умение
быть внимательными при непрерывной работе по кругу при выполнении
команды «сон».
«А теперь отгадайте загадку: «Кто самый первый входит в дом, а все за
ним идут хвостом?» Ответ: ключ.
Дракон - Да!!! Вы молодцы, ребята! Что-ж, получите выходной-входной
билет, покиньте королевство Скрипичного ключа! Добро пожаловать в
королевство Басового ключа! Сейчас, только поставлю штамп. Ох, потерял!
Помогите! Скорей нарисуйте мне его на билете (помогают правильно
написать
скрипичный
ключ,
Септим
обводит
его
часть
красным
5
фломастером, переворачивает и подаёт детям как Входной билет в
Зазеркалье).
Проходим сквозь зеркало. Начинаем спускаться по ступенькам. И видим
другой нотный стан, а на нём сам Скрипичный ключ отразился, за ноту «До»
зацепился и в басовый превратился!(Анимация на Ключ). Вот чудеса! И мы
прибыли как раз к нему, в королевство Басового ключа (Показываю руками:
1 5, 2-4 , раскрываем по типу Носа). Вторая линейка на верхнем нотном стане
соответствует четвёртой нижнего нотного стана, на ней и живет Басовый
ключ!
Начинают
отражаться
нотки
скрипичного
ключа
(чтобы
не
перепутали, ставим Домик с забором, повторяем Основное правило записи
нот на нотном стане). Дети сами пишут и играют нотки до «До» малой
октавы. Один ученик – на магнитной доске, другой -на тренажере, а двое
детей показывают на фортепиано.
Первый Удивительный Момент: один ученик играет от «До» скрипичного
ключа до «Соль» 1 октавы, второй вниз, до «Фа» малой. Видим – расстояние
одинаковое! Сколько ступенек мы сыграли? – пять! Какой интервал
получился?- квинта! Ассоциируем с положением ключей на нотных станах,
убеждаемся в точности «отражения»! А про 2-й Удивительный момент – на
следующем уроке.
Басовый ключ открывает нам великую тайну - показывает, где живет
его любимая дочка, нотка – «Фа». От неё, как и от «Соль» в скрипичном
ключе, нам будет удобно читать нотки во время игры на фортепиано.
Подвожу к мысли, что теперь и аккомпанемент, и мелодии мы сможем
записывать и узнавать ноты на нотном стане и в басовом ключе.
Применяем на практике полученные сегодня знания: ребята играют и
называют нотки на линеечках подряд и интервал Квинту. Затем дети по
нотам играют аккомпанемент в виде квинты, а я - мелодию. Каждый играет
по предложению. Песенка басовых ноток: «Мы пришли к вам звуками, вы
нас записали! Вместе музыке послужим – стали мы друзьями!»
Рефлексия: ( с лат. обращение назад; анализ.собственного состояния,
мыслей по завершению деятельности.Что я чувствовал, узнал, понял.
Самоконтроль, самооценка, осмысление событий).
Вот такой приём позволил мне провести рефлексию, не выходя из
сказки, незаметно для маленьких детей: «Ну что, сеньор Кара-Бас Бара-Бас,
теперь вы довольны? «Ох, что-то стар я стал, быстро всё забываю.
Напомните-ка мне, после нашего сказочного путешествия, какие теперь
музыкальные ключи вы знаете?».
А для нот какого регистра мы пользуемся скрипичным ключом? А басовым?
Вы запомнили, на какой линеечке стоят эти ключи и какие нотки они
показывают?
Какие нотки вы видите ? (Включить на Слайде 10 анимацию).
Ну вот и сказки нашей конец, и каждый, кто в ней побывал-молодец!
6
«А чтоб всё, что вы узнали – не забыть, задание домашнее нужно
получить: на пальчиках ваших покажите дома нотки, их пойте, запоминайте,
играть учитесь, да на урок не забудьте – за продолженьем воротитесь!
А теперь, когда славно поработали, - повеселитесь!». Пальчиковая игра
«Жили – были».
«ДО-свидания»- каждый ученик играет на любых нотках.
7