Автор: Цветкова Екатерина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36
Населённый пункт: г. Томмот
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение русскому языку в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
Каждый учитель свой педагогический опыт осмысливает в новых условиях, в
условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения.
Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном
образовании. Метапредметные образовательные функции русского языка определяют
универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование
личности ребенка в процессе обучения. От успешности в его изучении зависит не только
освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном
потоке информации, адекватно ее оценивать, грамотно использовать, принимать
обоснованные решения, ясно и четко выражать собственные мысли.
В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от
объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором
каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной
деятельности. Поменялась моя роль на уроке: от источника информации я перешла в
разряд проводника информации.
Считаю одним из ведущих методов обучения системно–деятельностный подход,
при котором ученики являются главными «действующими героями» на уроке, ведут
самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания,
достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт
коммуникативного воздействия. Главный принцип деятельностного подхода - научить
учиться - был определен ещё Л.Н.Толстым: «Если ученик в школе не научился сам
творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,
которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих
сведений».
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации,
является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется
исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок
получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе
такой систематической работы на уроке формируются познавательные, коммуникативные
действия.
С целью формирования универсальных учебных действий я применяю такие
педагогические
технологии
как
технология
перспективно-проблемного
обучения;
модульные
технологии;
информационно-коммуникативные
технологи,
технология
развития критического мышления.
В своей практике использую различные методы обучения: словесные, которые
дают
возможность
задать
высокий
уровень
теоретических
знаний;
наглядные
(демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать
ребят с наглядно-образным мышлением, практические (исследовательские задачи),
которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для
творчества. На мой взгляд, проблемно–поисковые методы более приемлемы для развития
самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей
учащихся.
Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести
любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и
соответственно получить нужную нам информацию, оживить любой материал и
упростить восприятие, быстро ознакомиться с наиболее важной информацией, проводить
физкультурные минутки. Динамичная и продуманная подача любых разработанных
материалов в презентации подымает интерес учащихся.
Часто использую презентации, которые содержат различные видеофрагменты и
озвучиваются профессиональными дикторами.
Использование аудиосредств в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд,
играет важную роль, мы можем помочь ученику понять внутренний мир писателя,
передать состояние героя. На уроке о жизни и творчестве Л.Н.Толстого говорю не только
о том, что будущий писатель усиленно занимался игрой на фортепиано, но и знакомлю с
«Патетической сонатой Бетховена», которую так любил писатель слушать в детстве.
Работа с аудиотекстами позволяет развивать слуховую память, что в дальнейшем
поможет ученикам написать изложение. Фрагменты фильмов, используемые на уроках
литературы, способствует эмоциональному восприятию и пониманию идейного замысла
писателя.
Информационная культура - важная составляющая общей личностной
культуры. Главная цель – показать детям, что в сети Интернет есть сайты с интересным
познавательным содержанием о семье, традициях, культуре. Электронная техника на
уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса
обучения, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Переход на ФГОС требует от учителя принципиальных изменений в работе.
Учитель не даёт готовое, он перестаёт быть единственным носителем знаний, он лишь
проводник в мире информации. ФГОС дают возможность учащимся на уроках и во время
внеурочной деятельности делать свой выбор, аргументировать свою точку зрения, нести
ответственность за этот выбор. Научить учиться – вот главный принцип работы учителя в
современной школе.