Автор: Александра Леонидовна Салтыкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" г. Ижевска
Населённый пункт: Удмуртская республика, г.Ижевск
Наименование материала: семинар по читательской грамотности
Тема: Читательская грамотность как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Раздел: среднее образование
Что такое
«читательская грамотность»?
Чит
умен
ие
Микроумения по ФГОС ООО
Действия
поиск
указывать, какая информация (о чем)
требуется для решения поставленной
задачи деятельности
характеризовать\оценивать источник в
соответствии с задачей
информационного поиска;
Постановка цели на этапе
предтекстовой деятельности З-
Х-У, кластер предположения
извле
чение
извлекать информацию по заданному
вопросу из статистического источника,
исторического источника,
художественной литературы;
выделять главные и второстепенные
признаки,
давать определение понятиям;
выделять признаки по заданным
критериям;
Ответы на поставленные
вопросы
Работа с ключевыми словами
Работа с понятиями
Работа с пониманием текстовых
связей : объект-признаки;
причина-следствие; сравнение
двух объектов/двух текстов
Предъ
явлен
ие
•
излагать полученную информацию в
контексте решаемой задачи
Пересказ, план, аннотация,
составление карты
понятий/ментальной карты,
иллюстрация
Оценка читательской грамотности
(мониторинг формирования ФГ)
1.
2.
3.
4.
Задачи читательской грамотности:
1.
Научить школьников находить информацию, заданной в явном виде
2.
Сформировать умения по использованию информации текста для решения
поставленной задачи.
3.
Осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма
информации
4.
Развивать умение формулировать выводы
5.
Повышать уровень читательской грамотности учащихся , осуществлять
интерпретацию и обобщение информации и адаптировать свой опыт к новым
условиям
6.
Производить анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры
текста.
7.
Привлекать к активному участию родительской общественности в повышении
уровня читательской грамотности детей
8.
Повысить заинтересованность учителей-предметников в работе по
формированию навыка осмысленного чтения.
Приёмы работы с текстом
Этапы
Работа с текстом
Приёмы
I этап
Работа с текстом до
чтения
1)
Антиципация
2)
Постановка целей урока
- Прогноз по названию,
- прогноз по ключевым словам,
- мозговой штурм,
- ориентация предвосхищения,
- глоссарий,
- батарея вопросов,
- ментальная карта и т.п.
II этап
Работа с текстом во
время чтения
1) Первичное чтение текста.
2) Перечитывание текста.
3) Анализ текста
4) Беседа по содержанию текста.
5) Выразительное чтение.
- Чтение с пометками (ИНСЕРТ),
- чтение со СТОПом,
- чтение – суммирование в парах,
- чтение про себя с вопросами,
- комментированное чтение,
- диалог с автором,
- выделение ключевых слов,
- двойной дневник,
- таблица З-Х-У (Знаю-Хочу узнать -Узнал)
- сюжетная таблица, таблица – синтез и т.п.
III этап
Работа с текстом
после чтения
1) Концептуальная (смысловая) беседа
по тексту.
2) Знакомство с писателем.
3) Соотнесение видения художника с
читательским представлением (работа с
иллюстрациями).
4) Творческие задания
- Синквейн,
- фишбоун,
- кубик Блума и ромашка вопросов Блума,
- кластер,
- толстые и тонкие вопросы,
- стратегия 3-2-1,
- РАФТ,
- различные виды таблиц и графических организаторов
(ассоциативный куст, круги Эйлера, диаграмма Венна,
денотатный граф и т.п.)
Примеры работы внеурочной деятельности
•
Общешкольные мероприятия
«Литературный бал»
•
Курсы внеурочной
деятельности «Смысловое
чтение», «Любительский
театр», «Работа с текстом»
•
Проектные технологии и
ИКТ(видеоролик о книге,
рекламный ролик,
видеофильм, виртуальные
экскурсии)
•
Читательский месяц
•
Предметные декады рус. яз и
литературы(игры, конкурсы,
мероприятия, викторины)
•
Библиотечный урок
•
Флэшмоб («Перемена для
чтения»)
•
Создание книжки-малышки
•
Инсценировка
•
Выставка книг
•
Родительские собрания «Роль
книги в интеллектуальном
развитии ребёнка»
Примеры работы внеклассной деятельности
•
Читательский дневник
•
Семейное чтение «Мама,
папа, я –читающая семья»
•
Посещение библиотек
•
Тотальный диктант
•
Факультативы или кружки
(«Несплошные тексты вокруг
нас», «Инфографика как текст
будущего»)
•
Конкурс чтецов
•
Всероссийский конкурс
«Живая классика»
•
Театральные постановки
•
Просмотр спектаклей, фильмов по
книгам, посещение театров
•
Поэтический дебют (стихи
собственного сочинения)»Проба
пера»
•
Творческая разработка по книге
(«Герой нашего времени»)
•
Акция «Почитай-ка» (класс
формирует список интересных
книг)
•
Интеллектуальные квесты (по
сюжету литературных
произведений любого писателя)
Сегодня в основе грамотности лежит
читательская деятельность, от умений и
навыков чтения зависит, насколько
успешно человек сможет жить в
информационном обществе.