Напоминание

Читательская грамотность как средство формирования функциональной грамотности учащихся


Автор: Александра Леонидовна Салтыкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" г. Ижевска
Населённый пункт: Удмуртская республика, г.Ижевск
Наименование материала: семинар по читательской грамотности
Тема: Читательская грамотность как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Что такое

«читательская грамотность»?

Чит

умен

ие

Микроумения по ФГОС ООО

Действия

поиск

указывать, какая информация (о чем)

требуется для решения поставленной

задачи деятельности

характеризовать\оценивать источник в

соответствии с задачей

информационного поиска;

Постановка цели на этапе

предтекстовой деятельности З-

Х-У, кластер предположения

извле

чение

извлекать информацию по заданному

вопросу из статистического источника,

исторического источника,

художественной литературы;

выделять главные и второстепенные

признаки,

давать определение понятиям;

выделять признаки по заданным

критериям;

Ответы на поставленные

вопросы

Работа с ключевыми словами

Работа с понятиями

Работа с пониманием текстовых

связей : объект-признаки;

причина-следствие; сравнение

двух объектов/двух текстов

Предъ

явлен

ие

излагать полученную информацию в

контексте решаемой задачи

Пересказ, план, аннотация,

составление карты

понятий/ментальной карты,

иллюстрация

Оценка читательской грамотности

(мониторинг формирования ФГ)

1.

2.

3.

4.

Задачи читательской грамотности:

1.

Научить школьников находить информацию, заданной в явном виде

2.

Сформировать умения по использованию информации текста для решения

поставленной задачи.

3.

Осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма

информации

4.

Развивать умение формулировать выводы

5.

Повышать уровень читательской грамотности учащихся , осуществлять

интерпретацию и обобщение информации и адаптировать свой опыт к новым

условиям

6.

Производить анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры

текста.

7.

Привлекать к активному участию родительской общественности в повышении

уровня читательской грамотности детей

8.

Повысить заинтересованность учителей-предметников в работе по

формированию навыка осмысленного чтения.

Приёмы работы с текстом

Этапы

Работа с текстом

Приёмы

I этап

Работа с текстом до

чтения

1)

Антиципация

2)

Постановка целей урока

- Прогноз по названию,

- прогноз по ключевым словам,

- мозговой штурм,

- ориентация предвосхищения,

- глоссарий,

- батарея вопросов,

- ментальная карта и т.п.

II этап

Работа с текстом во

время чтения

1) Первичное чтение текста.

2) Перечитывание текста.

3) Анализ текста

4) Беседа по содержанию текста.

5) Выразительное чтение.

- Чтение с пометками (ИНСЕРТ),

- чтение со СТОПом,

- чтение – суммирование в парах,

- чтение про себя с вопросами,

- комментированное чтение,

- диалог с автором,

- выделение ключевых слов,

- двойной дневник,

- таблица З-Х-У (Знаю-Хочу узнать -Узнал)

- сюжетная таблица, таблица – синтез и т.п.

III этап

Работа с текстом

после чтения

1) Концептуальная (смысловая) беседа

по тексту.

2) Знакомство с писателем.

3) Соотнесение видения художника с

читательским представлением (работа с

иллюстрациями).

4) Творческие задания

- Синквейн,

- фишбоун,

- кубик Блума и ромашка вопросов Блума,

- кластер,

- толстые и тонкие вопросы,

- стратегия 3-2-1,

- РАФТ,

- различные виды таблиц и графических организаторов

(ассоциативный куст, круги Эйлера, диаграмма Венна,

денотатный граф и т.п.)

Примеры работы внеурочной деятельности

Общешкольные мероприятия

«Литературный бал»

Курсы внеурочной

деятельности «Смысловое

чтение», «Любительский

театр», «Работа с текстом»

Проектные технологии и

ИКТ(видеоролик о книге,

рекламный ролик,

видеофильм, виртуальные

экскурсии)

Читательский месяц

Предметные декады рус. яз и

литературы(игры, конкурсы,

мероприятия, викторины)

Библиотечный урок

Флэшмоб («Перемена для

чтения»)

Создание книжки-малышки

Инсценировка

Выставка книг

Родительские собрания «Роль

книги в интеллектуальном

развитии ребёнка»

Примеры работы внеклассной деятельности

Читательский дневник

Семейное чтение «Мама,

папа, я –читающая семья»

Посещение библиотек

Тотальный диктант

Факультативы или кружки

(«Несплошные тексты вокруг

нас», «Инфографика как текст

будущего»)

Конкурс чтецов

Всероссийский конкурс

«Живая классика»

Театральные постановки

Просмотр спектаклей, фильмов по

книгам, посещение театров

Поэтический дебют (стихи

собственного сочинения)»Проба

пера»

Творческая разработка по книге

(«Герой нашего времени»)

Акция «Почитай-ка» (класс

формирует список интересных

книг)

Интеллектуальные квесты (по

сюжету литературных

произведений любого писателя)

Сегодня в основе грамотности лежит

читательская деятельность, от умений и

навыков чтения зависит, насколько

успешно человек сможет жить в

информационном обществе.



В раздел образования