Напоминание

Применение метода проектов в ДОУ


Автор: Золотова Анна Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение метода проектов в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение метода проектов ДОУ

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе

ДОУ

принципа

компетентностно-

и

личностно

-

ориентированного

образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного

образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих

данный принцип, является метод проектов.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов

детского

сада

и

родителей.

Проект

предполагает

решение

задач

познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и

развития коммуникативных навыков общения.

Метод

проектов

способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

способ

взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность

по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие

свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами

развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи

исследовательской

деятельности специфичны

для

каждого

возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

формирование

начальных

предпосылок

поисковой

деятельности

(практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной

беседы

в

процессе

совместной

исследовательской

деятельности.

Выделены три этапа в проектной у дошкольного возраста, и представляют

одну из технологий деятельности, включающую в себя исследовательских,

поисковых, методов, творческих.

Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация возможна с 3,5–

5 лет. На этом дети в проекте «на ролях», действия по предложению

взрослого или путём ему, что не природе ребёнка; в этом ещё потребность и

положительное отношение к и ему.

Второй этап – развивающий, он для детей 5–6 лет, уже опыт совместной

деятельности, могут согласовывать действия, друг помощь. Ребёнок уже

реже обращается к с просьбами, организует деятельность со сверстниками. У

развиваются и самооценка, они достаточно объективно как поступки, так и

сверстников. В этом дети проблему, цель, выбрать необходимые для

результата деятельности. Они не только проявляют участвовать в проектах,

взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он для 6–7 лет. очень на этом развивать и

творческую активность детей, условия для определения детьми цели и

предстоящей деятельности, способов над проектом и организовать её.

Этапы проектной деятельности

1 этап «Выбор темы»

Задача педагога – вместе с выбор темы для глубокого изучения, составить

план деятельности. Один из введения в тему связан с моделей «трёх

вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? с детьми, педагогом, не

только развитию ребёнка в познания интересов, оценке имеющихся и новых

знаний в раскованной атмосфере, но развитию речи и речевого аппарата.

Сбор информации и воспитательно-образовательной в проекта. Задача

создать для познавательной деятельности детей.

2 этап «Реализация проекта»

Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит

различные

виды

(творческую,

экспериментальную,

продуктивную).

применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему

развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным

обсуждением,

помогает

обнаруживать

всё

проблемы,

операций

и

сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.

3 этап «Презентация»

Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе

продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта.

Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе,

чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед

сверстниками,

ребёнок

приобретает

владения

эмоциональной

и

невербальными средствами (жесты, и т.д.).

4 этап «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере

нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития

исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах

к и к окончанию проекта.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

виды проектов:

Исследовательские- предполагает получение ответа на вопрос о том, почему

существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения

современного знания.

Творческие – в ходе проектной деятельности создается новый творческий

продукт(оформление результата в виде детского праздника,

спектакль,

сказка, постановка).

Нормативные – проектная деятельность подразумевает проект по созданию

свода правил, по которым должны жить дети в детском саду (правила

оформляются в виде книжки)

По продолжительности они бывают:

-краткосрочными

-среднесрочные

-долгосрочные

Последовательность работы педагога над проектом:

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов

ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и

родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения

проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной

части проекта),

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск

материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.

д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет

книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у

ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и

потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию

ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Работа родителей в реализации проекта:

Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители

являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в

организации

развивающей

среды.

В

ходе

проектной

деятельности

развиваются

и

детско-родительские

отношения.

Ребёнок

оказывается

интересен родителям, поскольку он вдвигает различные идеи, открывая

новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется

богатым содержанием.

Зачем же проекты?

- помогают самостоятельную деятельность детей;

- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;

-способствуют развитию способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать

Метод проектов - один из методов, педагогический из стен детского

учреждения в мир, и среду, процесс освоения окружающего мира.

Вовлечение родителей в этот имеет большую ценность:

становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и

папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все умения;

-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;

-развивается более понимание обучения дошкольного возраста;

-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;

У педагогов появляется понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и

папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с

детьми. В совместного обучения возникает к и сотрудникам детского сада;

обучаются деятельности, можно с удовольствием заниматься с дома.

Вывод: Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания.

Развивать

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки,

что

позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного

обучения.



В раздел образования