Автор: Ланцева Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с №16 "Рябинка" муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Мелеуз , Республика Башкортостан
Наименование материала: Из педагогического опыта работы
Тема: "Нетрадиционные приемы работы в развитие детского творчества"
Раздел: дошкольное образование
Из педагогического опыта
работы воспитателя
МАДОУ Д/с №16 «Рябинка
муниципального района
Мелеузовский район РБ
Ланцевой Натальи Анатольевны
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский
« Нетрадиционные приемы работы
в развитии детского творчества»
Ланцева Наталья Анатольевна
Стаж педагогической
работы 15 лет.
Я – натура увлекательная. Безумно люблю мастерить… и основываясь на
своем опыте, стараюсь максимально создавать условия для творческой
деятельности детей.
Творческие личности нужны были во все времена, так как благодаря им
осуществляется прогресс человечества. Безусловно, решение данной
проблемы начинается в дошкольном возрасте. Стремление к творчеству
креативность, не может появиться само по себе, оно формируется и
развивается в результате длительной систематической работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, принятый 17.10.2013 года, нацелен на
главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве,
развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
Сейчас, в связи с реализацией и введением ФГОС ДО, в детских садах нам,
педагогам, предоставляется больше возможностей для развития творческих
и проектных возможностей, саморазвития. И только при очень сильном
желании можно добиться наибольших высот.
Актуальность
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. На занятиях с использованием
нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о
разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете,
форме , размере предметов и их частей, у них развивается воображение,
мышление, речь.
В ходе моей работы я столкнулась с проблемой, с помощью
традиционных техник, дети не могли, боялись начинать работу, потому
что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям
не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Цель
моей работы: побудить детей к деятельности, заставить их поверить в
то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и
творить чудеса.
Моя технология НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК И ПРИЕМОВ
РАБОТЫ направлена на решение эмоционального благополучия и
развития у детей творческих способностей.
Задачи
1.Познакомить с новыми видами художественной деятельности;
2. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их
свойствах, способах их применения;
3. Развивать фантазию, творчество, конструктивное мышление,
самостоятельность;
4. Развивать мелкую моторику рук, формировать навык самоконтроля;
5. Формировать эстетический вкус.
В дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику. От развития
мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных
центров головного мозга. («Истоки способностей и дарований детей- на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»-утверждал В.А.
Сухомлинский.)
.
В своей работе использую различные пособия.( О.В.Карповой,
М.Ю.Юрловой, Е. Румянцевой, Малышевой,но предпочтение отдаю
методическим разработкам Лыковой) и применяю современные
информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы,
эффективно использую возможности интернет поддержки образовательного
процесса.
Работу провожу с детьми разного возрастного периода, учитывая
интересы, области познания, сотрудничаю с родителями при организации
работы.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем,
что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как
хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Виды нетрадиционных техник в ДОУ :
- младший возраст-рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля,
тычок жесткой полусухой кистью, пластинография.
- средний дошкольный возраст-т оттиск поролоном. Восковые мелки и
акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, волшебные веревочки,
объемная аппликация «петельками», пластилиновая мозайка.
- старший дошкольный возраст кляксография с трубочкой, монотопия
пейзажная, печать по трафарету, монотопия предметная, кляксография
обычная,
тестопластика ( лепка из соленого теста),торцевание, обрывная
аппликация, квилинг, оригами, аппликация из салфеток, аппликации из
ткани, крупы из засушенных растений.
Если вы считаете, что работа с нетрадиционными материалами – это
отпавшая «советская» необходимость, вы совершенно неправы.
Конечно, примитивная поделка, изготовленная детьми, не подойдет для
многолетней «эксплуатации» и не сможет стать достойным украшением
интерьера. Хотя многие люди (в том числе и дети), достигшие
профессиональных высот в этом ремесле, создают из подручных материалов
стильные, уникальные вещи. И этот факт нам хорошо известен.
Например из обычного соленого теста мы совместно с детьми сделали в
уголок родного края карту Башкирии, в изготовление которой каждый
ребенок вложил частичку своего творчества.
Следовательно, приучая ребенка к работе с нетрадиционными материалами,
вы не только развлекаете его. Одновременно дети получают азы прекрасных,
востребованных нынче профессий флориста, декоратора, дизайнера и даже
модельера. Ведь любой подручный материал заставляет малыша делать
очень важную умственную работу – напрягать и развивать воображение.
В итоге это и прекрасная игрушка и повод для особой гордости –я сам
сделал!
Нетрадиционная техника выполнения работ удовлетворяет безграничную
детскую любознательность. Ведь здесь есть и новизна, и поиск, и
возможность постоянно самосовершенствоваться. Вспомните сколько
радости нам в детстве дарили самодельные игрушки.
Когда мы с детьми начали осваивать новый вид техники – оригами, в их
глазах было разочарование, неудовлетворение результатом своей работы.
Ведь неправильно сложенному листу бумаги не вернешь первоначальный
вид. Но мы нашли выход, от результата которого в глазах детей появилась
искорка, а дети пришли в восторг от своих получившихся работ.
Новый вектор в искусстве , который мы с детьми осваиваем –
ИСКУССТВО ОСИБОРИ
Искусство ОСИБОРИ- это оригами из полотенец. Эта техники произошла от
оригами – искусства складывания бумаги. Миниатюрные композиции из
полотенец причудливых форм являются чудесным украшением и
оригинальным подарком. Идея, безусловно, нравится детям, да и взрослые
оценят.
Процесс создания оригами из этого самого ОСИБОРИ обещает быть
занимательным, ровно как и результат. В отличии от складывания бумаги,
оригами из полотенец не такое уж и сложное занятие: техника заключается в
нескольких простых движениях и массе различных видов складок, которые и
позволяют создать даже сложные модели.
Проведенные мастер –классы для коллег. родителей и детей других групп не
оставили их равнодушными к этой технике, было много азарта и позитива.
. Сегодня я хочу поделиться с Вами очень необычной и простой в
исполнении одной из идей изготовления очаровательного четвероного друга
из самого обыкновенного небольшого по размеру полотенца.
Для изготовления собачки из полотенца нам понадобится: небольшое
прямоугольное полотенце (цвет полотенца может быть совершенно разным,
тут все зависит от того, какого окраса вам бы хотелось сделать «домашнего
питомца»), небольшой отрезок цветного фетра (для ушек), несколько тонких
резинок, глазки, а также носик и язычок, которые можно так же вырезать из
фетра или же приобрести пластиковые в отделе для рукоделия.
Полотенце сверните в аккуратные трубочки с двух сторон. Затем сложите
полотенце пополам и зафиксируйте по центру, тем самым отделив «лапки»
от головы. Из верхней части необходимо сформировать очаровательную
мордочку, сделать это нужно также при помощи тонкой резинки.
Из фетра вырежьте фигурку, которая будет чем-то напоминать форму
косточки, она и будет являться ушками будущей собачки. Проденьте лоскут
из фетра насквозь
Теперь пришейте или приклейте при помощи двустороннего скотча глазки,
носик и язычок.
Для украшения поделки повяжите на шею собачки из полотенца аккуратный
ошейник или украсьте ярким бантом.
Собачка из полотенца готова. Пусть она станет вам символом благополучия
и удачи.
Если вы идете в гости и не знаете , что подарить, купите полотенце сверните
его в виде забавной фигурки, которая станет прекрасным подарком по
любому случаю, как для взрослых, так и для детей, коллег по работе и
друзей.
Вывод: Техника ОСИБОРИ – это новое направление в оригами, которое
вызывает 100% интерес как у детей, так и у взрослых.
Вывод: Внедрение нетрадиционных техник в образовательный процесс
детского сада –это на сегодняшний день один из основных путей
обеспечивающий детям радость творчества и всестороннее развитие.
У детей обогащаются знания и представления о предметах, материалах,
их свойствах, способах их применения; повышает уровень детей в
художественном творчестве; развивает мелкую моторику рук;
воспитывает уверенность в собственных силах .
Используя в работе инновационные технологии, я вместе с воспитанниками и
в тесном контакте с родителями принимаем активное участие в
разнообразных конкурсах, открытых мероприятиях ДОУ , района и города.
Мои воспитанники неоднократно были победителями и участниками в
конкурсах рисунков, они отличаются хорошими знаниями,
любознательностью, умением дружить.
Когда я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, то хочется
верить, что отдавая себя, вкладывая немного своей души и своего сердца в
каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше.