Автор: Кревега Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Спб Училище олимпийского резерва №1
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья-выступление
Тема: "Общение бех конфликтов"
Раздел: среднее профессиональное
Классный час «ОБЩЕНИЕ. КОНФЛИКТ. ТЕСТЫ»
Заранее подготовлены распечатанные тесты для всех детей.
Тестирование анонимное, ребята не подписывают тест, проходят тесты для себя, личной корректировки.
После тестирования тренируемся в доброжелательном общении: ребята делают друг другу замечания в тактичной форме. Например :
«Говори тише», «Убери ноги с прохода», «Верни долг», «Не бери мои вещи» и т.д.
Учимся давать советы, тренируемся. Например: «Тебе надо изменить прическу», «Не сплетничай», «Мне не нравятся твои духи», «Тебе не
идут короткие брюки» и т.д.
Учимся давать советы, делать замечания в тактичной, доброжелательной форме. И отвечать тоже.
Переменчивая погода, стресс на работе, переутомление – все это влияет не только на самочувствие и
настроение человека, но и на качество его взаимодействия с окружающими людьми. Общение – самая
важная и в прямом смысле неотъемлемая составляющая человеческого существования. И очень жаль,
когда под влиянием эмоций и ежедневной суеты возникают переживания, формирующие искаженное
мироощущение.
Некоторые из конфликтов осложняются невысказанными мыслями и неозвученными чувствами, другие –
тем, что противники «нападают» на личность, а не на проблему, третьи – неумением понять или
представить чувства другого человека, посмотреть на проблему его глазами.
Но как разобраться, что именно влечет за собой непонимание и порождает бессмысленные конфликты
между людьми? Можно ли научиться сдерживать эмоции? Что и как нужно делать, чтобы уметь не только
слушать, но и слышать других людей.
Примерные действия бесконфликтного общения
1.
Вам следует обменяться взглядами с человеком, установить и периодически поддерживать контакт глаз. Если Вы
избегаете смотреть в глаза собеседнику, он может испытывать недоверие к Вам, чувствовать Вашу неискренность,
недоброжелательность или пренебрежение к нему.
2.
Улыбнитесь при встрече и поддерживайте приветливое выражение лица в течение беседы. Сухая и застывшая
мимика, так же как и избегание зрительного контакта, может ощущаться собеседником как отсутствие Вашего к
нему интереса.
3.
При первой встрече представьтесь: "Меня зовут… Я постараюсь помочь… Мы будем…". Определенность Вашей
роли поможет взаимному контакту и доверию между Вами. Он должен знать, что можно от вас ожидать.
4.
Обращайте внимание на свои выражения, интонации, громкость голоса и темп речи. Их лучше соизмерять с
соответствующими характеристиками, которые Вы наблюдаете у клиента. Если клиент возбужден, старайтесь
говорить чуть тише и медленнее, это успокаивает и снимает излишнее напряжение.
5.
Установлению контакта способствует Ваша открытая поза, прямое положение головы. Соединенные, скрещенные
или спрятанные в карманах или за спиной руки могут бессознательно восприниматься собеседником как несогласие
с ним, сопротивление, упрямство или скрытность.
Основные принципы бесконфликтного общения.
1.
Не навешивать «ярлыки» на других.
2.
Не позволять навешивать ярлыки на себя.
3.
Ориентироваться на результат, а не на отношения.
Конфликтный ли вы человек?
Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать
конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из
предложенных вариантов ответа.
Вопросы
1. Критикуете ли вы начальство(друзей) за допущенные ошибки?
• а) никогда;
• б) да, в зависимости от личного отношения к руководству, знакомому;
• в) всегда.
2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?
• а) если споры не портят отношений;
• б) только по принципиально важным вопросам;
• в) да, всегда.
3. Споря с людьми, друзьями -признаете ли вы свои ошибки?
• а) нет;
• б) если это не снизит моего авторитета;
• в) да.
4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?
• а) нет;
• б) да, с удовольствием;
• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.
5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?
• а) тоже пойдете без очереди;
• б) будете возмущаться, но про себя;
• в) выразите свое недовольство.
6. Если вас обсчитали в ресторане, магазине - как вы поступите?
• а) промолчите;
• б) попросите пересчитать еще раз;
• в) устроите скандал.
7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?
• а) да;
• б) нет;
• в) в зависимости от обстоятельств.
8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?
• а) да, всегда;
• б) вам все равно;
• в) иногда.
Инструкции
Суммируйте полученные баллы.
Результаты теста
6 баллов и менее.
Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то
вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.
7-11 баллов.
Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации.
Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже
несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.
12-16 баллов.
Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами
дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое
мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.
СОВЕТЫ для конфликтных людей:
1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте.
5. Чаще улыбайтесь. Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
6. Традиции хороши, но до разумного предела.
7. Сказать правду тоже надо уметь!
8. Будьте независимы, но не самоуверенны.
9. Не превращайте настойчивость в назойливость.
10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
12. Не проявляйте инициативы там, где в ней не нуждаются.
13. Проявляйте доброжелательность даже, когда сердитесь.
14. Выдержка и спокойствие в любой ситуации!!
15. Реализуйте себя в любом творчестве, а не в конфликтах!
Легки ли вы в общении?
Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему
собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа.
Вопросы
1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?
• а) как очень дружелюбного человека;
• б) как человека самоуверенного;
• в) как спокойного и уравновешенного человека.
2. Что вы сделаете, если кто-то без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?
• а) отругаете;
• б) заставите вернуть;
• в) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.
3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после каких-либо конфликтов?
• а) всегда;
• б) иногда;
• в) никогда.
4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
• а) умеренными и сбалансированными;
• б) несерьезными;
• в) радикальными.
5. Какое животное вам более симпатично?
• а) медведь;
• б) тигр;
• в) кошка.
6. Легко ли вы вступаете в спор?
• а) да;
• б) нет;
• в) все зависит от обстоятельств.
7. Что вы делаете, если что-то не удается?
• а) смиряетесь;
• б) пытаетесь свалить вину на другого;
• в) повторяете попытки снова.
8. Как вы поступите, если вам нагрубили в магазине?
• а) стерпите, избегая скандала;
• б) выразите недовольство;
• в) нагрубите в ответ.
9. Как вы будете себя вести, если опаздываете на встречу?
• а) спокойно;
• б) очень нервно и раздражительно;
• в) слегка беспокойно.
10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля(велосипеда)?
• а) спокойно, едете не спеша;
• б) мчитесь с бешеной скоростью;
• в) стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.
11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?
• а) раздражаетесь;
• б) тактично намекаете ему на недостаток внимания;
• в) разворачиваетесь и уходите.
12. Вы всегда внимательно слушаете своего собеседника?
• а) да;
• б) не всегда;
• в) редко.
13. Вы любите быть в центре внимания?
• а) всегда;
• б) иногда;
• в) для вас это неважно.
14. Как вы поступите, если вашего ребенка(брата, сестру) обидели в школе?
• а) поговорите с учителем;
• б) устроите скандал обидчикам;
• в) посоветуете ребенку дать сдачи.
15. Способны ли вы пойти на компромисс?(решение конфликтной ситуации с помощью уступок)
• а) никогда;
• б) да;
• в) все зависит от ситуации.
Инструкции
Подсчитайте набранные вами баллы, опираясь на таблицу.
Результаты теста
24 балла и менее.
С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более
решительным. Не относитесь к себе столь критически, но вместе с тем не теряйте уважения к окружающим.
25-31 балл.
Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает тяжело общаться. Во многом ваше поведение
зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее. Чаще ставьте себя на место других и только после
этого оценивайте ситуацию.
32-45 баллов.
Вы достаточно неуравновешенный человек, иногда бываете крайне агрессивны. Нередко вы готовы
пожертвовать интересами окружающих. С вами тяжело найти общий язык. Если будете более требовательны и критичны к себе, к
своему поведению, а не к окружающим, то, возможно, станете со временем неплохим собеседником.
ИТАК, ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА:
1.
СМОТРИТЕ НА СОБЕСЕДНИКА,
2.
УЛЫБАЙТЕСЬ,
3.
ПРИВЕТСТВУЙТЕ,
4.
ПРЕДСТАВЬТЕСЬ ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ,
5.
СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ,
6.
ДЕРЖИТЕСЬ ОТКРЫТО.