Автор: Крук Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 57 Населённый пункт: г.Мурманск Мурманская обл. Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи Тема: Прогулка по зимнему городу Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска
№ 57
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
«Зимняя прогулка по городу»
(старшая группа)
Крук Н.М. воспитатель МБДОУ 57 г. Мурманска
Мурманск, февраль, 2016
Образовательные задачи:
Формировать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта. Упражнять
в подборе прилагательных, глаголов к существительному; в подборе слов-
антонимов. Упражнять в составлении простых и сложных предложений, в
образовании однокоренных слов (лёд-ледяной).Воспитывать уважение к
традициям родного города.
Развивающие задачи:
Развивать речевое творчество детей на основе придумывания рассказа из личного
опыта.
Развивать образность, эмоциональность речи.
Словарная
работа:
холодный,
мягкий, липкий, белый, легкий,
пушистый,
воздушный, серебристый, чистый, искристый, тяжёлый, идет, падает, кружится,
лежит, сверкает, скрипит, переливается, искрится.
Предварительная работа:
Семейные прогулки по городу, беседы о Мурманске, рассматривание фотографий с
видами Мурманска, рассматривание
альбома с иллюстрациями «Я люблю мое
Заполярье».
Чтение стихотворений Н. Колычева, С.Муниной о Мурманске
Сюжетно-ролевая
игра
«Путешествие
по
Мурманску»,
игры
со
строительным
материалом «Улицы нашего города».
Выставка рисунков: «Вот моя улица, вот мой дом», коллаж «Мой любимый город».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационная часть. Эмоциональный настрой на занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Ответы детей:(Здравствуйте).
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее
настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и так
передадим им свое хорошее, доброе настроение..
Воспитатель надевает плащ превращается в Полярную ночь:
Я Королева той страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где зимой метель метет,
Где всюду только снег и лед!
Полярная ночь обращаясь к детям: Мне грустно и обидно, что вы радуетесь
свету, солнцу и
не любите
меня, Полярную Ночь. Никто не хочет со мной
дружить, а я не так плоха, как вы думаете….
Благодаря мне можно увидеть северное сияние – сполохи и услышать их тихий
шепот, это сполохи сказки рассказывают обо мне, где я живу, что я делаю?
Полярная ночь : ребята, а вы, знаете где я живу?
Ответы детей (на Кольском полуострове, у нас в Мурманске)
Полярная ночь: а где вы живете?
Подготовленный ребенок читает стихотворение:
- Мы живём на краешке земли,
Где бушуют ветры и бураны.
В порт сюда приходят корабли,
Шторма не боятся капитаны.
- Город моряков и рыбаков
Строится, растёт и процветает.
И в полярную зимнюю ночь
Тысячами огоньков мерцает.
Основная часть:
Полярная ночь : наш город красив в любое время года. Как вы думаете, почему
наш город красив особенно зимой?
Ответы детей (зимой у нас полярная ночь, северное сияние, много снега).
Полярная ночь : вам нравится зима? Чем она вам нравится?
Ответы детей: зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на
ледянках, поиграть в снежки, слепить снеговика, и т.д..
Полярная ночь : у меня есть друг «Снеговик» он пришел со мной,
чтобы вы
помогли ему собрать в мешочек красивые слова про зиму, снег, снежинки и лед.
(Игра
«Подбирай,
называй,
запоминай»К
существительному
нужно
подобрать
прилагательное
)
-зима(какая) - холодная, снежная, морозная, долгая, темная.
-погода(какая)- холодная, ветреная, морозная.
-снег(какой) -холодный, мягкий, липкий, белый, легкий, пушистый, воздушный,
серебристый, чистый, искристый, тяжёлый.
- снежинка(какая)- хрупкая, воздушная, легкая, нежная, красивая, серебристая
- лёд(какой)- твердый, прозрачный, хрупкий,скользкий.
Полярная
ночь :
мешок
еще
не
полный,
теперь
назовите
слова-действия
(к
существительному нужно подобрать глагол) например:
-снежинки-падают, вьются, кружатся, блестят, тают, сверкают)
-лед-лежит, скрипит, трещит, ломается
-мороз- морозит, крепчает, стоит
-снег- скрипит, лежит,тает
Полярная ночь : спасибо вам ребята, у снеговика почти получился полный мешок.
Вы так много знаете, я очень рада.Назовите еще:
«Из чего-какой? » (например: горка из снега-снежная)
- горка из снега (снежная горка)
-дорожка изо льда (ледяная дорожка)
-погода с морозом (морозная погода)
-погода с ветром (ветреная погода)
Полярная ночь : что-то совсем холодно стало от таких слов: ледяная, снежная,
морозная, снеговик точно не растает, подскажите, как можно согреться? В какие
игры вы играете зимой, чтобы не замерзнуть на улице?
Ответы детей: катаемся на ледянках, санках, коньках, ходим на лыжах, играем в
хоккей и т.д.
Физкультминутка
Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас!
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день,
Нам играть в снежки не лень!
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай! (звучит музыка дети играют в снежки)
Полярная ночь : зима –это прекрасное время года, но зимой прихожу я полярная
ночь, темная, скучная, вы согласны со мной.
Ответы детей. Нет.
Полярная
ночь :ах,
вы
не
согласны.
Тогда
давайте
поиграем
в
игру
«Составь
предложение наоборот». Я говорю грустное предложение, а вы отвечаете мне
весёлым
предложением.
Кто
красиво
составит
предложение,
получит
приз
серебристую снежинку. Слушайте внимательно.
Зимой грустно кататься с горки на ледянке.
Ответы детей: нет, зимой радостно, весело (кататься) скатится с горки на ледянке.
Зимой скучно играть в снежки с друзьями.
Ответы детей: нет, зимой весело (интересно) играть в снежки с друзьями.
Зимой в нашем городе темно, не горят фонари.
Ответы детей: нет, в нашем городе светло , везде горят фонари.
Зимой тусклые улицы тянутся вдоль залива.
Ответы детей: нет, яркие, ослепительные улицы тянуться вдоль залива.
Полярная ночь : где вы видели такую зиму в полярную ночь?
Дети: такая полярная ночь у нас в Мурманске.
Полярная ночь : Я дружу с зимой, люблю наш город Мурманск и хочу, чтобы вы
рассказали о прогулке по зимнему городу в полярную ночь.
Назовем рассказ «Зимняя прогулка по городу».
Вы принесли фотографии своих прогулок по нашему городу.
Чтобы рассказ получился полным вы будете рассказывать его по плану.
Начать рассказ с
нужно с предложения: «В город Мурманск пришла полярная
ночь». И далее по плану:
1) Что я увидел на улицах города?
2) Чем я занимался, гуляя по городу?
3) Что мне особенно понравилось во время прогулки по городу.
Рассказы детей по фотографиям, представленными на слайдах. (4-5 детей).
Заключительная часть:
Полярная ночь: Ваши рассказы получились очень интересными.
Чей рассказ вам особенно понравился? Ответы детей.
Полярная ночь: Мне пора улетать мы встретимся зимой.( полярная ночь уходит)
Воспитатель: ребята с кем вы встречались? Что больше всего понравилась?
Мы с вами рисовали наш город зимой в полярную ночь, картина получилась
красивая, но чтобы город получился
ярким в темную полярную ночь давайте
украсим его стразами. (дети приклеивают стразы на фонари, окна домов, улицы и
по желанию детей).
Звучит песня «Лучший город на земле».