Автор: Захарова Елена Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Подготовка учащихся к концертным выступлениям"
Раздел: дополнительное образование
Е.В.Захарова, преподаватель
высшей категории фортепианного
отделения МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К КОНЦЕРТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
Социальное роль искусства и взаимовлияние исполнителя и слушателей проявляется в
каждом
выступлении.
Свидетельством
этого
является
эстрадное
волнение,
которое
испытывают все выступающие от ученика ДМШ до маститых артистов с огромным
концертным опытом. Поэтому система обучения должна предусмотреть и воспитание
профессиональных артистических навыков общения в публикой.
Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявления: они воодушевляют и в этом
случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика, артиста.
Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и
слабой управляемостью. Волну все или, по крайней мере, подавляющее большинство
артистов, лекторов. Спортсменов, учащихся и студентов. Такие признания можно в
высказываниях
Антона
Рубинштейна
и
Леопольда
Ауэра,
Константина
Сергеевича
Станиславского и Шарля Мюнша, Генриха Густавовича Нейгауза и Марианн Андерсен,
Давида Федоровича Ойстраха и Якова Владимировича Флиера, Эмиля Григорьевича Гилельса,
многих выдающихся артистов.
Но волнуется каждый по – своему. Потому, что, пожалуй, нигде так выразительно не
проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной
обстановке. Значит, вдумчивому педагогу представляется благоприятная возможность лучше
изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в экстремальных
условиях.
Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создают такую
психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. А словацкий исследователь О.
Кондаш приравнивает волнение к эмоции страха. Но характер эстрадного волнения
существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного,
так и в стенах учебного заведения.
Как правило. Учащиеся младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и
не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где это переживание обсуждается или
реально проявляется.
Почему большинство младших школьников не волнуются? Во – первых - у многих из
них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная
шкала удачных и неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих
сверстников, еще ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для
работы над музыкальным произведением, для достижения того или иного результата. Во –
вторых, еще не сформировался уровень притязаний, который является равнодействующей
между предъявляемыми педагогом требованиями и собственными возможностями для их
выполнения; еще не определилось осознание своего места в классной и школьной иерархии.
За исключением очень одаренных учащихся, основным мотивом для занятия музыкой у
детей является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке,
подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых, формируется в
устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов (шести – девяти
лет) выступление в концерте ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными в
детстве от посещения утренников в клубе, филармонии с удивительными, красиво одетыми
артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность и
необыкновенность еще долго доминирует в сознании младших школьников при упоминании о
концерте. Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Младшего школьника
привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты
– сцена, объявления программы ведущим, выход к публике, положительные переживания
всеобщего внимания, аплодисменты, поздравления и т.д. Но в редких случаях родители или
незадачливые педагоги могут спровоцировать эстрадное волнение и в младшем школьном
возрасте – если родительские или педагогические амбиции станут главным содержанием
предстоящего выступления.
В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения,
закрепленные в подростковом возрасте. Устойчивость психики, сформировавшийся уровень
притязаний и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные
реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся жизненная позиция
и выбор музыкальной профессии формируют комплекс эстрадных переживаний и заставляют
старших подростков и ношей вырабатывать свои эстрадные качества. Но в этом возрасте к
неясной причине волнения добавляется борьба за достижение признания, подспудное, часто
неосознаваемое стремление к подтверждению своих артистических возможностей.
Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой – «своей» или «чужой» -
аудитории он выступает. По мере взросления, приобретения эстрадного опыта это отношение
существенно меняется: до подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в
«своей», «школьной» среде, для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они
волнуются меньше, чем в чужой обстановке и более чувствительны к мнению своих
сверстников, педагогов и знакомых слушателей.
Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и поведение
оказывает темперамент. Наследственность и условия жизни – основная причина различных
проявлений одного и того же и - тем более – разных типов темперамента.
Как известно, различают четыре типа темперамента (сангвинический, холерестический,
флегматический и меланхолический), которые наиболее четко выражаются в форме реакций и
поведении. И хотя в чистом виде, с явными чертами того или иного темперамента мы
встречаемся довольно редко, преобладающие черты какого – либо темперамента подчиняют
менее выраженные компоненты других видов и выстраивают систему реакций в сложный,
подчас противоречивый комплекс. Природная основа темперамента, связанная с разными
проявлениями типа высшей нервной деятельности (силой, уравновешенностью и быстротой
нервных процессов). Остается почти неизменной на протяжении всей жизни человека.
Встречающиеся в статьях и учебниках указания на возможность переделки темперамента с
помощью воспитания не подтверждаются ни наукой, ни практикой: можно изменить только
внешнее проявление темперамента. В экстремальных условиях, к которым, несомненно,
относится и выступление перед публикой, несдержанность холерика или тревожность
меланхолика публикой, несдержанность холерика или тревожность меланхолика всегда дадут
о себе знать и только усилятся. Однако с помощью воспитания и систематической тренировки
можно снизить отрицательные проявления темперамента и улучшить положительные, которые
при определенных условиях могут стать преобладающими. Так, инертность флегматика,
составляющая основу выдержки, содействует с низкой чувствительностью и слабой
эмоциональностью. Они могут закрепиться как вялость, лень, эмоциональная тупость.
Слабость
нервных
процессов,
свойственная
меланхолику,
сочетается
с
повышенной
чувствительностью, эмоциональностью и глубокой музыкальностью – качествами наиболее
важными для музыканта – вспомним Шопена и Чайковского.
Определить темперамент учащегося трудно и сложно – необходимо обладать
наблюдательностью
и
опытом
исследовательской
работы.
Конечно,
кратковременное
наблюдение не может дать достоверных результатов. Наблюдать нужно за повторяющимися и
устойчивыми проявления таких свойств темперамента, как чувствительность, реактивность,
активность, темп реакций, моторика, пластичность.
Чувствительность (сенситивность) определяется по наименьшей силе воздействия,
вызывающей ту или иную реакцию. Низкая чувствительность свойственная флегматику,
слабая – холерику и сангвинику, повышенная – меланхолику, у которого она часто сочетается
с тревожностью. Реактивность (впечатлительность) проявляется в эмоциональных реакциях, в
глубине и яркости впечатлений от различного рода воздействия. Высокая реактивность
свойственная сангвинику и холерику, малая – флегматику, повышенная – меланхолику.
Активность проявляется в энергии, силе и инициативе или в их отсутствии. Высокая
активность характерна для холерика, сангвиника, известная активность, даже скорее
настойчивость, свойственная флегматику, малая активность – меланхолику. О темпе реакций
можно судить по скорости движений, темпу речи, находчивости или растерянности в
определенных ситуациях. Быстрый темп характерен для сангвиника и холерика, медленный –
для флегматика и меланхолика. Особенности моторики – легкая или затрудненная выработка
сложных движений, их устойчивость (у холерика и флегматика) или плохая закрепляемость (у
сангвиника, отчасти у меланхолика) – отражаются на психомоторных способностях
(размеренность или суетливость движений относятся к темпераменту). Пластичность – легкая
приспособляемость человека к изменениям в окружающем мире, ригидность – затрудненная
или плохая приспособляемость к внешним изменениям. Пластичность больше свойственна
сангвинику и холерику, ригидность – флегматику и меланхолику.
Дадим обобщенные характеристики различным типам темперамента.
Сангвиник. Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но быстро остывает,
если встречается с трудностями или необходимостью детальной проработки, длительными
однонаправленными
упражнениями.
Музыкальное
произведение
учит
быстро,
но
«дорабатывает», «доводит» с трудом, так как его эмоциональная сторона и привлекательность
быстро тускнеют. Любит выступать в концертах, легко может соригинальничать в темпах,
штрихах; волнуется сильнее или слабее в зависимости от обстоятельств, значимости
выступления, конкретных слушателей. На эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны
темповые и технические погрешности и срывы. При удачном выступлении со всеми делится,
склонен к хвастовству, при неудачном – старается принизить значение выступления, умалить
авторитетность комиссии, слушателей, легко убеждает себя в возможности реабилитации.
Замечания воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда учитывает их.
Холерик. Обычно с увлечением играет новую пьесу, если она нравится, и игнорирует,
играет «из – под палки», если она ему не нравится. Волнуется очень сильно, но, как и
сангвиник, играет лучше, эмоциональнее, и выразительнее на концерте, чем на репетициях и в
классе. Иногда играет очень ярко, чем поражает даже хорошо знающих его педагогов. Срывы,
если они происходят, «катастрофичнее», чем у сангвиника. Склонен к ускорению темпов,
форсированию звучности. Удачное выступление переживает бурно, внутренний подъем
испытывает долго. Если выступление было неудачным, ищет причину во вне: в зале было
жарко (холодно), инструмент постоянно расстраивался (у струнных), аккомпаниатор взял
слишком
быстрый
(или
медленный)
темп,
звучность
разных
регистров
в
рояле
неуравновешенна и т.д. Замечания вызывают обиду, иногда грубость, поэтому их нужно
делать возможно мягче, на фоне положительных сторон.
Флегматик. Уравновешен, держится солидно. Тугодум. Может быть активным, но
«раскачивается» с трудом. Когда войдет в работу – настойчив и работоспособен. Обладает
выдержкой и самообладанием. Мало эмоционален. Педагогу трудно расширить его
динамическую шкалу, добиться выразительного исполнения, игры в быстром темпе. С трудом
переключает внимание и приспосабливается к новому расписанию, новой обстановке. Не
находчив. Волнуется, порой сильно, но играет стабильно, без срывов: то, что выучено, так же
исполняет и в классе, и на концерте. Выступления на концерте очень полезны ему, так как
повышают эмоциональную восприимчивость. Замечания воспринимает спокойно и деловито,
не обижается.
Меланхолик. Любые изменения обстановки тревожат, даже непривычное отношение к
нему со стороны преподавателя переживает болезненно. Быстро утомляется, поэтому мало
работоспособен. Весьма впечатлителен, глубоко эмоционален. Часто волнуется на уроке,
играет лучше в классе, чем на репетиции и на концерте. От сильного волнения сковывается,
теряется. Требует постоянной поддержки со стороны педагога и сверстников. Свои неудачи
преувеличивает, переживает их долго и болезненно. Поэтому замечания педагога должны
носить оптимистический характер и делаться чутко и осторожно. Такому учащемуся нужна
постоянная тренировка и частые выступления в концертах с репертуаром меньшей трудности,
чем приходится. Желательно повторять исполнение одних и тех же пьес. В целом замечено,
что у учащихся сильного типа отрицательная оценка стимулирует, слабого – угнетает,
приводит к неверию в свои силы. Постоянные выступления постепенно вырабатывают
устойчивость и стабильность в концертных выступлениях, но не все даже опытные артисты
успешно преодолевают недостатки своего типа. Заметим, что, несмотря на большой «разброс»
индивидуальных различий, основные черты, свойственные для определенного пола, возраста и
темперамента, обладают постоянством и устойчивостью, что позволяет педагогу применять
определенные целенаправленные методы воздействия.
Предконцертное и концертное состояние имеет довольно четкую периодичность со
своими психологическими особенностями, позволяющими выделить в них пять фаз. Первая
фаза – длительное предконцертное состояние. Она не имеет четких временных границ, так как
наступает, как только учащемуся (исполнителю) становится известная дата выступления. В
зависимости
от
подготовленности
к
нему
или
от
собственных
расчетов
волнение
периодически возникает с той или иной силой. Однако по мере приближения к установленной
дате и напоминаний педагога мысль о концерте все чаще посещает и будоражит исполнителя:
появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений. Все это усиливается и в
день концерта или накануне его становится болезненно острым. Это – вторая фаза,
непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается
температура, ощущается сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не
может. Однако если педагог или сам ученик не преодолеет это состояние, связанное, как
правило, с эстрадным волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и
концертной ситуации. Преодоление же малодушия, требующего немалых волевых усилий со
стороны педагога и со стороны учащегося, успокаивает выступающего и приносит ему
облегчение. Во второй фазе чаще всего выявляется характер эстрадного волнения, например
волнение – подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее
выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее
желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие. Это волнение – паника,
связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости
движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на
другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха. Такое предконцертное состояние
приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его или
справиться с ним трудно, но, можно, если с помощью педагога или собственного волевого
усилия
переключить
внимание
учащегося
со
своего
самочувствия
на
музыкальное
произведение, продумывание исполнительского плана, выполнение темповых и динамических
указаний. Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения – апатии – угнетенного и
подавленного состояния, когда цель и содержание выступления уходят куда – то на
периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль – скорее бы все это кончилось.
На вот наступает время выхода из артистической на эстраду. Это самая короткая и
самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Ученик остается один на один, и педагог уже
ничем не может ему помочь. Третья фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти
выступающего. Вот как с известной долей иронии пишет о своем первом выступлении
замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я
дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как справиться с
парализовавшим меня страхом. По эстраде я шел таким чувством, словно пробирался сквозь
плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела. Закона тяготения для меня, казалось,
не существовало. Я плыл по нереальному, как сон, миру, который отнюдь не был розовым, и
дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за
вдохновение». Точно так же описывают школьники и студенты свое состояние во время
выхода на эстраду: «все было как в тумане», «ничего не помню». Возможность такого
состояния педагогу необходимо предусмотреть, чтобы ученик осознанно и целенаправленно
выполнял все предконцертные действия. Для этого желательно прорепетировать с учеником
выход к инструменту, проверку строя (у струнников), расположение стула и чистоту
клавиатуры и т.д. (в то же время не затягивая приготовления к игре, что расхолаживает
обычно слушателей). Эти внешние атрибуты помимо создания внутренней подготовленности
к исполнению помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.
Четвертая фаза – начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к
исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про
себя начало пьесы. Многое будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому
вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность - наиболее
уязвимые стороны для учащегося и начинающего артиста. Если программа хорошо
проработана
и
предконцертные
репетиции
закрепили
основные
детали
концертного
выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.
Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, которое мы выделили как
бы пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими
педагогами. Между тем переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками, не
может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады – оно продолжается еще довольно долго.
Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного
изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание – «вот теперь изнеможения,
недовольство собой и запоздалое желание - «вот теперь бы я сыграл по – настоящему!» Как
важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников! Редко
кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам. Большая неустойчивость и
ранимость детской психики требует особенно бережного отношения е послеконцертным
переживаниям.
В чем же причина эстрадного волнения? Ведь недостаточная подготовка, будоражащая
совесть взыскательного художника, не свойственна большому музыканту. Да и у ученика она
встречается не часто. Конечно, не эта причина заставила Антона Рубинштейна с горечью
написать: «Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется какая –
то раздражительность, какое – то нервозное состояние, возбуждение, думаешь о том, что
остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не
могла бы выдумать». Известный педагог и композитор С.М.Майкапар считал причиной
волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия учащегося. По его
мнению, это приводит к недостаточной проработке музыкального произведения, вызывающей
ощущение неуверенности и тревоги. К.С.Станиславский признавал причиной волнения
повышенное самолюбие, тщеславие и гордость артиста, которые, не получив подтверждения,
приводят к страху. Отвергая мысль о том, что причиной волнения являются методист и
теоретик
исполнительского
искусства
Г.М.
Коган
придерживался
диаметрально
противоположного мнения: не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в
переоценке своих способностей видел он причину волнения. В качестве доказательства этой
мысли
автор
приводит
примеры
самобичевания
исполнителя,
сопровождающего
его
предконцертное состояние. Но это не причина, а следствие волнения, которое неизмеримо
усиливает все мысли и переживания, преувеличивая до гигантских размеров воображаемую
неудачу или успех выступления.
Волнение не всегда угнетает.
Оно имеет и несомненную положительную и
стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно артисту, и студенту, и особенно
учащемуся, так как позволяет им раскрыть такие потенциальные возможности, которые в
домашние и классных условиях могут и не проявиться. Без повышенного эмоционального
состояния
не
может
быть
подлинного
артистического
подъема,
того
огромного
художественного
воздействии
на
публику,
которое
составляет
основу
музыкального
искусства. Завершение работы над музыкальным произведением, как об этом пишут
выдающиеся педагоги, дирижеры и исполнители, также наступает после их исполнения на
сцене перед публикой. Концертные выступления являются своеобразными ступенями в
развитии учащихся. Они являются необходимой профессиональной и социальной проверкой
возможностей ученика. Это – положительные стороны эстрадного волнения. Только в таких
случаях волнения – паники и волнения – апатии возникают отрицательные стороны этого
феномена – тревожность, напряженность, неуверенность памяти, подавленность. Вместе с
перевозбуждением, доходящим иногда до эйфории, они в той или иной степени сопутствуют
предконцертному и концертному состоянию исполнителя.
Но в чем же все – таки причина подавляющего волю страха и тревоги? Ведь концертное
исполнение не угрожает ни жизни, ни здоровью выступающего. Выступление перед публикой
– действительно тяжелое испытание и для учащегося, и для артиста. Но испытание в сфере
социальных отношений. Репетиция в том же зале, на том же инструменте, при том же
освещении, что и на концерте, но лишенная публики, не вызовет такого волнения, как на
самом концерте. Даже у начинающих исполнителей оно будет проходить значительно слабее.
В чем же дело? А в том, что в концерте, на экзамене несоизмеримо повышается
ответственность за свои знания, мнения, действия и даже движения, которые на публике
становятся
тяжелыми,
неловкими
и
плохо
управляемыми.
У
учащихся
волнение
трансформируется в боязнь забыть, напутать. И их трудно убедить, что это не главное, что
гораздо
важнее
художественно
–
выразительная
сторона
исполнения.
У
опытных,
выдающихся артистов каждое выступление – это борьба за завоевание престижа, за его
сохранение и приумножение. «прошлое давит. Сейчас я должен оправдать себя, я не могу
сыграть как – нибудь», - объясняя свое волнение А.Н.Скрябин. Сыграть как-нибудь не может
и старший учащийся, и студент – им нужна «пятерка» для отбора на отчетный концерт,
поступления в консерваторию; всем нужен только успех. А полной уверенности нет, потому
что в предконцертной обстановке больше всего царят неопределенность и непредсказуемость
оценки слушателей, комиссии. Следовательно, эстрадное волнение проявляется только в
особых условиях социальных взаимоотношений – на экзамене, концерте, в соревновании,
конкурсе, где мнение о себе и социальной статус выступающего подвергаются испытанию. А
поскольку эта задача со многими неизвестными будет возникать вновь и вновь в разных
условиях, предсказать его ерзультат очень трудно. Устранить волнение чрезвычайно сложно.
И как мы видели, не нужно. Нужно научится приспосабливаться в условиях концертного
выступления к исполнению в экстремальных ситуациях. Нужно научиться «спокойно
волноваться», как остроумно и мудро выразился П.С. Столярский.
Что же следует сделать, чтобы концертное выступление не приводило к психической
травме, к профессиональным потерям, а стимулировало успеваемость и развитие учащихся.
Концертное выступление не должно быть событием, к которому нужно как – то особо
готовиться. Это итог всей совместной работы и симпатии к учителю, а они воспитываются
благодаря великому терпению и любви к ученику. Волнение необходимо учащемуся. Оно
освещает исполнение ярким светом сиюминутного творчества и нередко создает почву для
исполнительского озарения. Главным для воспитания стабильности исполнения она считает
развитие внутреннего слуха, который активно развивается в занятиях по нотам без
инструмента, когда произведение уже выучено на память. Индивидуальный подход помогает
выявить уровень эмоциональной возбудимости и музыкальности. Способные учащиеся,
обладающие такими свойствами, как правило, волнуются сильнее. В предконцертной работе
их нужно сдерживать, снижать их возбуждение, приводящее к форсировке звука, ускорению
темпов. У менее эмоциональных и не очень ярких приходится, напротив, увеличивать
эмоциональную насыщенность и усиливать нюансировку. Но главное, чтобы формирование
художественного образа доминировало во всей работе с учащимися, тогда их выступления
будут более устойчивыми и успешными. Волнение полезно, если оно не вызывает чувства
страха.
Добросовестная и тщательная проработка репертуара и частые выступления – вот
основные условия стабильного и качественного выступления. Но и эта воспитательная работа
в классе, где постоянно внушается мысль о том, что выступление в концерте – это праздник и
для ученика и для педагога. Практикуется предварительный «прогон» программы в классе
перед другими учащимися. Многое зависит и от коллектива педагогов. Так, немалое значение
имеют организация и само проведение концерта: к ним нужно относиться с максимальным
внимание, поскольку они во многом могут предопределить дальнейший профессиональный
путь ученика: психическая травма или безразличие, возникшее после выступления, может
приостановить исполнительскую или даже музыкальную деятельность учащегося.
Без слушателей невозможно создать и обстановку концерта: никаких эстрадных и
подлинной социальной ответственности учащийся не приобретет – ведь и настоящего
волнения в такой обстановке учащийся не испытывает. Если ученик не почувствует
приподнятости и сопереживания слушателей с самых ранних лет, социальная и артистическая
миссия его деятельности, как определенная мотивация, может не сформироваться.
Совершенно недопустимо опоздание на выступление учеников и тем более отсутствие
обучающего педагога, любые разговоры преподавателей во время исполнения, хождение или
шум в концертном помещении. Ученик не должен ждать своего выступления, слоняться в
коридоре; нельзя разрешать младшим школьникам устраивать шумные игры до выступления,
громкие разговоры и разыгрывание вблизи концертного помещения. Обстановка должна
способствовать спокойному ожиданию и сосредоточенности. Очень важно в самых сложных и
неблагоприятных
ситуациях
во
время
концерта
сохранять
педагогу
спокойствие
и
доброжелательность. Его нервозность легко передается учащемуся, а иронические реплики и
окрик совершенно противопоказаны и недопустимы. Младших учащихся должен выпускать
их педагог – спокойно, без бравады или без пренебрежения к слушателям, без подчеркивания
ответственности и без подробных наставлений: они могут стать доминантой, объектом
«притяжения» и камнем преткновения для исполнителя, для которого все остальное
потускнеет – здесь возможны любые срывы. Педагогу следует постоянно держать в поле
внимания сильно волнующихся.
Продумать для них облегченную программу для
выступлений: выпускать в дуэте, в каком – либо ином ансамбле, в качестве аккомпаниатора,
поручать маленькое соло, просить переворачивать страницы, старших – вести программу,
практиковать более частые выступления. После выступления, особенно неудачного, нужно
найти положительные моменты (не растерялся, хорошо звучал такой – то эпизод, выдержал
темп).
Подробное обсуждение желательно организовать в ближайшие дни с участием других
учащихся класса. В зависимости от возраста, характера, темперамента, прилежания усилить
или
ослабить
положительные
или
отрицательные
моменты
выступления.
Смягчить
максимализм сверстников, воспитать доброжелательность друг к другу, научить культуре
обсуждения. Обсуждать само исполнение, поведение на эстраде, но не личность учащегося.
Музыкальная педагогика подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные
стороны
эстрадного
волнения
и
тем
лучше
подготовить
учащихся
к
концертному
выступлению, к будущей концертной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Гайдамович, Т. Музыкальное исполнительство и педагогика
2.
Методические записки по вопросам музыкального образования. – в.3, А.Л.Готединер
«Подготовка учащихся к концертным выступлениям»
3.
Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры
4.
Шульпяков, О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ