Напоминание

"Важная роль чтения с листа в становлении начинающего пианиста"


Автор: Захарова Елена Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Важная роль чтения с листа в становлении начинающего пианиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е.В.Захарова, преподаватель

высшей категории фортепианного

отделения МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой

ВАЖНАЯ РОЛЬ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В СТАНОВЛЕНИИ

НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА

Чтение с листа играет огромную роль в становлении музыканта, так как:

открывает самые благоприятные возможности для широкого ознакомления с

музыкальной литературой, обеспечивает приток богатой и разнохарактерной информации

и служит пополнению багажа знаний учащегося;

требуя максимального внимания не к отработке деталей, а к целостному охвату и

воплощению звукового образа, создает основу для работы интуиции;

используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного

процесса выбора, стимулирует развитие личностных интересов;

расширяя

возможности

исполнительского

общения

с

разными

стилями

и

соответствующей им техникой исполнения, обогащает и разнообразит пианистические

навыки;

поощряя попытки преодоления опережающих исполнительских трудностей,

способствует пианистическому росту;

вследствие особого эмоционального подъема при знакомстве с новой музыкой

содействует, в конечном счете, качественному улучшению самих процессов музыкального

мышления.

Научить ребенка грамотно читать с листа – одна из главнейших задач педагога-

пианиста. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ребенку во время учебы:

существенно расширяет его репертуар, приучает к самостоятельной работе, а главное –

делает процесс обучения более легким, приятным и интересным.

Но навык грамотного чтения нотного текста не приходит ниоткуда и не появляется

сам по себе. Его нужно кропотливо и терпеливо развивать, начиная с самых первых шагов

маленького пианиста. Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались

многие выдающиеся педагоги-музыканты и существует многочисленная литература на эту

тему, в данном вопросе еще не выработана единая и четкая методика.

Практика

чтения

с

листа

способствует

быстрому

разучиванию

новых

произведений. Тем не менее, нужно четко понимать разницу между разбором и чтением

нот. Разбором называют тщательное проигрывание текста с точным выполнением всех

знаков, включая аппликатуру. Рекомендуется медленный темп, расчленение музыкальной

ткани на части, голоса; допускаются задержки, исправления. Чтение с листа – это

исполнение музыки в целом, охват в общих чертах содержания произведения. При чтении

не допускаются значительные отступления от темпа,

нарушения непрерывности

движения, прощаются мелкие неточности, некоторые упрощения музыкальной ткани, но

ни в коем случае – остановки и поправки. В работе необходимо подчеркивать ученику

разницу в установке на тщательный разбор нотного текста и на чтение с листа. Если же он

смешивает два подхода, то в результате будет плохо и разбирать, и читать с листа.

Безусловно, что основы навыка чтения с листа должны быть заложены на

начальном этапе. На протяжении первого года обучения пианиста нотный текст, на

котором формируется навык чтения, одновременно служит для общего пианистического

развития. Пьесы, на которых дети учатся читать ноты, используются и для выработки

элементарных исполнительских навыков. В последующие годы возникает необходимость

в более дифференцированном материале.

При

любой

сложности

музыкального

произведения

можно

посоветовать

следующее: перед прочтением с листа просмотреть текст, темп и характер музыки,

основную мелодическую линию, метр и ритм, важнейшие изменения, происходящие в

тексте. Затем следует проиграть про себя пьесу в заданном темпе, мысленно дирижируя.

Предупреждая возможные ошибки, педагог заранее обращает внимание ученика на

«опасные» моменты.

Чтение знакомой музыки удается лучше, так как это уже синтез игры по нотам и по

слуху, данный момент важно использовать для развития навыков чтения. А именно:

прослушивать в записи какую-нибудь несложную пьесу и тут же проиграть ее по нотам;

использовать в репертуаре для чтения музыку, которую ученик слышит в классе в

исполнении педагога и товарищей.

Еще больших успехов можно достичь путем слушания музыки с нотами в руках.

При этом происходит «сцепление» слуховых и зрительных восприятий. Когда после

прослушивания учащийся играет пьесу, нотные знаки возбуждают соответственные

слуховые представления, значит можно добиться интенсивного развития и внутреннего

слуха и умения читать.

Навык чтения с листа прекрасно развивается при игре в ансамбле. Ученик

поставлен в такие условия, что воле1-неволей вынужден подчиняться заданному темпу,

продолжать играть хотя бы одной рукой, ловить партнера на ходу. Тем самым

мобилизуются внимание и воля и неожиданно удается то, что казалось невозможным при

чтении в одиночку.

Первым, исходным условием свободной игры по нотам является уверенное знание

«языка нот». Для успешного чтения музыкального текста необходимо его звуковое

осознание.

Выразительное

художественное

исполнение

по

нотам

опирается

на

представляемый слухом звуковой образ «музыкальных слов» - структурных единиц

нотного текста, возникающий на основе их графического рисунка. Поэтому важно еще до

знакомства с нотами раскрыть ученику элементарные закономерности построения

музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу. Очень полезно в этом

отношении упражнение «Следопыт» из сборника О.Геталовой «В музыку с радостью».

Данное упражнение развивает умение по графическому изображению определять

изменение высоты звука, характер этого изменения (скачком или поступенно), приучает

играть глядя в ноты, а не на руки.

В

фактурном

отношении

начальный

материал

для

чтения

должен

быть

максимально приближен к характеру фортепианного изложения. Уже первые пьесы при

всей их простоте должны содержать специфические элементы фортепианной фактуры,

которая почти с самого начала развернута на двух нотных станах в скрипичном и басовом

ключах и требует равноправного участия обеих рук.

Ускоренное чтение, ускоренное восприятие нотной графики.

К приемам

ускоренного чтения относится так называемое «относительное» чтение, когда нижняя

нота аккорда или первая нота мелодии воспринимаются по абсолютному положению на

нотном стане, остальные – по пространственным дистанциям между нотными знаками. В

самом деле, «скорость исполнения нот пассажа оказывается быстрее возможности увидеть

и осмыслить все ноты… скорость игры даже в умеренном темпе не дает возможности

разглядывать все ноты».

Относительное чтение на начальном этапе может присутствовать уже в освоении

нотной грамоты. Если нарисовать нотный стан из двух линеек, то, не зная ключа, в первом

случае следует играть любые три соседние клавиши, идущие вверх; во втором случае –

любые три, но через клавишу.

Ускоренному восприятию нотной картины способствует мгновенное распознавание

типичных мелодических и гармонических оборотов: гамм, арпеджио, аккордов и так

далее.

Комплексное прочтение текста ставит перед пианистом более сложные задачи, чем,

например, перед скрипачом: фортепианная ткань, отличаясь многослойностью, требует

осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по вертикали.

Необходимо осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного строения,

логику развертывания ритма и мелодики, характер ладогармонического развития. Навык

структурного охвата текста по нескольким параметрам обычно не возникает сам собой, а

является результатом направленного педагогического воздействия или длительного

самовоспитания.

Упражнением для соединения навыков восприятия горизонтали и вертикали

является так называемый «способ фотографирования». Ученику «предъявляется» на

несколько секунд и тут же закрывается листком бумаги определенный фрагмент нотного

текста

(мотив,

фраза,

предложение),

который

он

должен

запомнить,

мысленно

представить в звучании, а затем сыграть. Вначале упражнение выполняется с небольшими

остановками. Но постепенно увеличивается скорость восприятия и объем запоминаемых

фрагментов.

Быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служит

прочной основой навыка игры с листа. Нечеткая реакция моторики является серьезной

помехой.

Быстрота и точность действий пианистического аппарата в ответ на «сигналы»

нотного текста определяется двумя факторами:

1.

Ориентировка рук и пальцев на клавиатуре без постоянной поддержки зрения.

Только неотрывность взгляда от нотного текста обеспечивает плавное логическое

развертывание звукового «действия», что тесно связано с умением играть, не глядя на

руки. Иначе, отыскивая пальцами требуемые комбинации звуков, пианист ежесекундно

будет смотреть на клавиши. Отрывая взгляд от нот, читающий легко теряет фрагмент,

отсюда задержки, запинки.

В

ходе

специальных

упражнений

у

ребенка

развивается

основательная

ориентировка на клавиатуре:

Упражнением для самых маленьких является нахождение закрытыми глазами

групп из двух и трех черных клавиш, а затем, с ориентировкой на них, - всех белых

клавиш.

Продолжает формирование навыка изучение гамм, которые ребенок играет в одну

октаву non

legato, разными штрихами, не глядя на руки (в самом начале лучше

использовать удобные в аппликатурном отношении ре, ля, ми, си мажор).

При переходе к игре по нотам следует подбирать пьесы, выдержанные в одной

позиции (и в левой, и в правой руке); транспонирование этих пьес помогает осваивать

различные участки клавиатуры, в разных комбинациях белых и черных клавиш.

Тем не менее полностью исключить зрительный контроль за движениями рук

невозможно, особенно при исполнении широких ходов и скачков. Необходимо обратить

внимание на периферическое зрение, стараться видеть клавиатуру при чтении не только

нижних строчек текста, но и верхних. Все замечали, что, сидя за пианино, где пюпитр

находится ниже, читать легче, чем за роялем. Здесь может прийти на помощь

рациональная посадка, при которой в поле зрения исполнителя оказывается одновременно

и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре.

2.

Аппликатурная техника является вторым условием точной двигательной реакции.

Умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный вариант должно быть доведено до

автоматизма, иначе ученик будет играть первыми «подвернувшимися» пальцами. Л.

Баренбойм считает, что «типичная аппликатура основных фортепианных технических

форм – гамм, арпеджированных последовательностей, двойных нот и аккордов – должна

войти в плоть и кровь учащегося, в противном случае наступает полнейшая анархия.

Аппликатура

основных

фортепианных

технических

форм

должна

быть

усвоена

учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту

или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой,

занимали нужную позицию».

Выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы воспитывает

быстроту зрительно-слухового осознания интервала или аккорда по его специфическому

рисунку (относительному расстоянию между составляющими его нотами), а также

мгновенную реакцию пальцев на зрительно-слуховой сигнал на основе элементарных

аппликатурных формул: секунда – соседние пальцы, терция – через палец, кварта – через

два пальца, квинта, секста, септима и октава – крайние пальцы.

И, наконец, самое характерное именно для игры с листа умение, без которого

неосуществимо непрерывное, осмысленное исполнение, - способность предвосхищать

развертывание

музыкального

текста,

предугадывать,

предчувствовать

ближайшие

моменты.

Чтение с листа – основной метод работы на первоначальной стадии освоения

произведения, но уже обладающий статусом художественной деятельности, так как

является актом интерпретации и требует способности образного видения музыки. Именно

благодаря переживанию образно-эмоционального содержания произведения создается

первое яркое представление о нем. Формируется то образное видение, которое

становиться камертоном всей последующей работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Баренбойм, Л. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано / Л.Баренбойм. –

Л.: Сов. композитор, 1980.

2.

Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения

пианиста / Ф. Брянская. – М., 2005.

3.

Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью / О. Геталова, И. Визная. – Изд. 2-е,

испр. и доп. – Спб: Композитор, 2008.

4.

Жакович, В. Чтение с листа: для начинающих пианистов / В. Жакович. – Изд. 2-е,

стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

5.

Неволина, С.П. Методика обучения игре на фортепиано

Текст

: учебное пособие /

С.П. Неволина. – Изд. 2-е., доп. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2013.

6.

Тимакин, Е. Воспитание пианиста: методическое пособие. – Изд. 2-е. – М.: Сов.

композитор, 1989.

7.

Хоружная, Р. Развитие навыка чтения нот с листа / Р. Хоружная. – М., 1998.

8.

Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано / Г. Цыпин. – М.: Просвещение, 1984.



В раздел образования