Автор: Прохорова Наталья Анатольевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Раздел: среднее образование
РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Прохорова Наталья Анатольевна, социальный педагог МАОУ СОШ №5
г. Сухой Лог Свердловская область
«В семье закладываются корни, из которых потом и ветви, и цветы, и плоды.
На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В.А. Сухомлинский.
Под социализацией понимается процесс усвоения общекультурных, гражданских,
нравственных норм поведения в обществе, умение общаться с окружающими людьми.
Социализация начинается с младенчества и продолжается в течение всей жизни.
В современной России одним из основных элементов системы социализации является
семья. Ее роль в настоящее время особенно значительна, поскольку другие институты
социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, в реализации данной задачи
семья сталкивается с трудностями, одной из которых является возросшая занятость
родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов
семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в полной мере
выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт,
культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко изменившаяся
социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе
социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой
жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем
старшие поколения
Современная
семья
проживает
сложный
этап
эволюции,
характеризующейся
снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов,
уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса
социальные проблемы современной семьи усугубляется. Происходящее с семьей и в семье
процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем,
молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье.
С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического,
а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих
родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того,
огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число
детских неврозов, растет страх и, как следствие, - происходит снижение успеваемости
студента или вообще его отторжение от образовательного учреждения.
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе
образовательного учреждения и каждого педагога.
Образовательное учреждение – своего рода центр воспитательной работы. Она в
силах привить здоровый образ жизни, может оказать влияние на уровень самооценки
подростка. Кроме того, школа является одним из немногих общественных институтов,
имеющих свободный доступ к семье ребенка, что важно для осуществления контроля
ситуации в случае с «трудными» подростками и профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних.
Правовое
просвещение
и
воспитание
подростков
–
важное
направление профилактики правонарушений. Должна вестись работа по доведению до
подростков правовой информации более доходчиво, с учетом детской психологии.
Образовательное учреждение ставит перед собой много задач: и воспитательные, и
учебные, и просветительские. Учебное заведение может помочь родителям в решении
многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками
семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он
есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие
семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня
проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще
уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов учебного
заведения. И все же можно выделить основные принципы, на которых мы стараемся
основывать сотрудничество с семьей.
1.
Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и
взаимное доверие партнеров.
2.
Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и
семейных норм жизни и требований к ребенку.
3.
Принцип
сопереживания,
уровень
доброжелательности
двух
сторон
при
взаимодействии.
4.
Принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна
помогать в работе и в воспитании детей.
5.
Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей
двух разных сфер в едином деле с детьми.
Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в
области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-
методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П.
Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
Взаимодействие семьи и учебного заведения должно быть направлено на активное
включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую
деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Перечислим основные направления взаимодействия, которые мы используем в работе
с родителями:
1.
Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей
обучающихся.
2.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4.
Взаимодействие с родительским комитетом.
5.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
6.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения
детей.
7.
Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации,
занимающиеся вопросами здоровья.
Однако привлечение родителей к воспитательному процессу в образовательном
учреждении имеет определенные трудности, это связано с тем, что родителей можно
разделить на несколько групп, а именно:
1.
Умные родители всегда помогают преподавателям оказывать благородное
влияние на детей. Они прекрасно понимают, что порядки, которые устанавливает учебное
заведение нельзя отменить, потому что работа здесь идет с массой, а не с отдельными
детьми.
2.
Другая группа родителей – это люди, совершенно противоположные
первой группе. На собраниях их не видно никогда, сами редко появляются, а приходят в
учебное заведение, если только их срочно вызвали. Некоторые и этого не делают, стараясь
решить все проблемы по телефону. Если же родители все-таки приходят в учебное
заведение, то, выслушав все замечания со стороны педагогов по отношению к своему
ребенку, тут же начинают защищать свое чадо, и обвинять во всем преподавателя.
3.
Есть и другая, на мой взгляд, просто опасная группа родителей. Родители
ребенка находятся постоянно в алкогольном опьянении, жестоко избивают своего ребенка.
Конечно, разговоры и работа с такими родителями на уровне образовательного учреждения
бесполезна,
надо
подключать
психологов,
социальных
педагогов
и
полицию.
Но,
представляете, к какой страшной трагедии в жизни ребенка это могло привести.
4.
Четвертая группа - это равнодушные к другим детям и жестокие родители.
«Мой ребенок всегда прав», - говорят они, даже не задумываясь о последствиях. А результат
этого – в учебном заведении их ребенок постоянно избивает одногруппников. Преподаватели
бьют тревогу, но родители остаются непреклонны.
Главными задачами педагогов вне зависимости от того, к какой группе относятся
родители, являются способствование единению семьи, установлению взаимоотношений
родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также
всестороннее систематическое изучение семьи. Особенностей семейного воспитания
ребенка. Преподаватель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Ни для кого не секрет, что деятельность образовательных учреждений в разы
превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно
педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны
инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Но
все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на
человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в
семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь
не может от них освободиться.
Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё
больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на
государственные учреждения подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием
посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но
бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.
Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего
ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными
союзниками единого педагогического процесса. Только совместными усилиями, дополняя, и
поддерживая друг друга, семья и учебное заведение могут достигнуть желаемых
результатов. У родителей, как и педагогов, есть одна цель – сделать ребенка успешным.