Напоминание

РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


Автор: Прохорова Наталья Анатольевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Прохорова Наталья Анатольевна, социальный педагог МАОУ СОШ №5

г. Сухой Лог Свердловская область

«В семье закладываются корни, из которых потом и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В.А. Сухомлинский.

Под социализацией понимается процесс усвоения общекультурных, гражданских,

нравственных норм поведения в обществе, умение общаться с окружающими людьми.

Социализация начинается с младенчества и продолжается в течение всей жизни.

В современной России одним из основных элементов системы социализации является

семья. Ее роль в настоящее время особенно значительна, поскольку другие институты

социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, в реализации данной задачи

семья сталкивается с трудностями, одной из которых является возросшая занятость

родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов

семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в полной мере

выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт,

культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко изменившаяся

социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе

социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой

жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем

старшие поколения

Современная

семья

проживает

сложный

этап

эволюции,

характеризующейся

снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов,

уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса

социальные проблемы современной семьи усугубляется. Происходящее с семьей и в семье

процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем,

молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье.

С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического,

а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих

родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того,

огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число

детских неврозов, растет страх и, как следствие, - происходит снижение успеваемости

студента или вообще его отторжение от образовательного учреждения.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе

образовательного учреждения и каждого педагога.

Образовательное учреждение – своего рода центр воспитательной работы. Она в

силах привить здоровый образ жизни, может оказать влияние на уровень самооценки

подростка. Кроме того, школа является одним из немногих общественных институтов,

имеющих свободный доступ к семье ребенка, что важно для осуществления контроля

ситуации в случае с «трудными» подростками и профилактики правонарушений среди

несовершеннолетних.

Правовое

просвещение

и

воспитание

подростков

важное

направление профилактики правонарушений. Должна вестись работа по доведению до

подростков правовой информации более доходчиво, с учетом детской психологии.

Образовательное учреждение ставит перед собой много задач: и воспитательные, и

учебные, и просветительские. Учебное заведение может помочь родителям в решении

многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками

семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и

поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он

есть.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие

семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня

проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще

уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов учебного

заведения. И все же можно выделить основные принципы, на которых мы стараемся

основывать сотрудничество с семьей.

1.

Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и

взаимное доверие партнеров.

2.

Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и

семейных норм жизни и требований к ребенку.

3.

Принцип

сопереживания,

уровень

доброжелательности

двух

сторон

при

взаимодействии.

4.

Принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна

помогать в работе и в воспитании детей.

5.

Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей

двух разных сфер в едином деле с детьми.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в

области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-

методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П.

Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Взаимодействие семьи и учебного заведения должно быть направлено на активное

включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую

деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Перечислим основные направления взаимодействия, которые мы используем в работе

с родителями:

1.

Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей

обучающихся.

2.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.

Взаимодействие с родительским комитетом.

5.

Совместная деятельность родителей и учащихся.

6.

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения

детей.

7.

Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации,

занимающиеся вопросами здоровья.

Однако привлечение родителей к воспитательному процессу в образовательном

учреждении имеет определенные трудности, это связано с тем, что родителей можно

разделить на несколько групп, а именно:

1.

Умные родители всегда помогают преподавателям оказывать благородное

влияние на детей. Они прекрасно понимают, что порядки, которые устанавливает учебное

заведение нельзя отменить, потому что работа здесь идет с массой, а не с отдельными

детьми.

2.

Другая группа родителей – это люди, совершенно противоположные

первой группе. На собраниях их не видно никогда, сами редко появляются, а приходят в

учебное заведение, если только их срочно вызвали. Некоторые и этого не делают, стараясь

решить все проблемы по телефону. Если же родители все-таки приходят в учебное

заведение, то, выслушав все замечания со стороны педагогов по отношению к своему

ребенку, тут же начинают защищать свое чадо, и обвинять во всем преподавателя.

3.

Есть и другая, на мой взгляд, просто опасная группа родителей. Родители

ребенка находятся постоянно в алкогольном опьянении, жестоко избивают своего ребенка.

Конечно, разговоры и работа с такими родителями на уровне образовательного учреждения

бесполезна,

надо

подключать

психологов,

социальных

педагогов

и

полицию.

Но,

представляете, к какой страшной трагедии в жизни ребенка это могло привести.

4.

Четвертая группа - это равнодушные к другим детям и жестокие родители.

«Мой ребенок всегда прав», - говорят они, даже не задумываясь о последствиях. А результат

этого – в учебном заведении их ребенок постоянно избивает одногруппников. Преподаватели

бьют тревогу, но родители остаются непреклонны.

Главными задачами педагогов вне зависимости от того, к какой группе относятся

родители, являются способствование единению семьи, установлению взаимоотношений

родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также

всестороннее систематическое изучение семьи. Особенностей семейного воспитания

ребенка. Преподаватель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Ни для кого не секрет, что деятельность образовательных учреждений в разы

превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно

педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны

инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Но

все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на

человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в

семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь

не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё

больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на

государственные учреждения подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием

посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но

бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего

ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными

союзниками единого педагогического процесса. Только совместными усилиями, дополняя, и

поддерживая друг друга, семья и учебное заведение могут достигнуть желаемых

результатов. У родителей, как и педагогов, есть одна цель – сделать ребенка успешным.



В раздел образования