Напоминание

Призвание Учитель начальных классов


Автор: Седова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ № 139
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Призвание Учитель начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Чтобы быть успешным учителем начальных классов, нужна страсть,

чтобы вдохновлять молодые умы, и стремление к тому, чтобы каждый

ребенок реализовал свой потенциал.

Специфика этой должности состоит в том, что именно учитель

начальной школы отвечает за первичную социализацию детей в школе и

закладывает основы для продолжения начального и среднего образования.

Учителя начальной школы разрабатывают учебные и поурочные планы

в соответствии с целями учебной программы. Учителя способствуют

обучению,

выстраивая

отношения

с

учениками,

организуя

учебные

материалы и создавая в классе атмосферу совместного обучения.

Учитель будет оценивать и фиксировать прогресс, а также готовить

учеников к национальным тестам. Он будет соотносить знания учеников с

предыдущим обучением и разрабатывать способы дальнейшего поощрения

учеников, стимулировать и вдохновлять их, помогать им углублять свои

знания и понимание.

Учитель использует образовательные технологии с целью достижения

планируемых

результатов

освоения

обучающимися

образовательных

программ с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики

преподаваемого предмета. Также он участвует в обучающих и научно-

практических семинарах, тренингах, конференциях на муниципальном

уровне.

Профессиональная деятельность учителя младших классов имеет еще

более широкие функции, чем у учителя-предметника, поскольку он всегда

работает как классный руководитель и преподает более широкий спектр

междисциплинарных предметов.

Рассмотрим деятельность учителя по выполнению этих функций.

Деятельность по реализации информационной функции.

Учителя начальной школы развивают навыки решения проблем в

младших классах, одновременно обучая их необходимым навыкам, чтобы

1

помочь им превратить свои знания, навыки и установки в гибкую и

мобильную систему.

Деятельность по реализации развивающей функции.

Эта деятельность включает в себя отбор и обработку полученной

информации, а также индивидуальные задания, которые помогают учащимся

развивать свои способности и умения и определять новые способы

расширения знаний.

Современные учащиеся начальной школы имеют высокий уровень

развития, поэтому учителя должны быть готовы отвечать на вопросы из

различных областей знаний и внешнего мира.

Учителя начальной школы должны развивать умственные способности

детей, внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление и

языковые навыки. Развитие правильного логического мышления является

важной частью работы учителя по развитию учащихся начальной школы.

Активное

и

творческое

обучение

предполагает

использование

инструментов, способствующих развитию воображения и абстрактного

мышления учащихся.

Деятельность по реализации мобилизующей функции.

Представляя сообщение, учитель не только развивает познавательную

активность учащихся, но и мобилизует их на деятельность, которая должна

стимулировать

самостоятельную

работу,

т.е.

здесь

реализуется

мобилизующая функция учителя.

Деятельность по реализации конструктивной функции.

Последовательная,

целенаправленная

работа

учителя

начальных

классов по руководству учащимися основана на предвидении и четком

планировании деятельности учащихся на всех этапах урока и домашнего

задания. Именно здесь вступает в игру конструктивная функция учителя.

Деятельность по реализации организационной функции.

В классе и за его пределами учителя организуют деятельность

учащихся, направляют их интересы и способности, вовлекают их в

2

общественно полезную деятельность и совершенствуют их знания и навыки.

Здесь действуют организационные и планирующие функции учителя

начальных классов, ведь от него напрямую зависит успех обучения,

микроклимат в классе, интересы и способности детей, часто их физическое

здоровье.

Деятельность по реализации коммуникативной функции.

Успех работы учителя начальных классов во многом зависит от того,

как складываются его отношения с учениками, какая атмосфера царит в

классе и какие отношения складываются между ребятами. Именно под

влиянием учителя начальных классов, который корректирует отношения в

классе,

между

учащимися

возникает

чувство

взаимопомощи

и

сотрудничества.

Сегодня цель состоит в том, чтобы подготовить учителя начальных

классов нового типа с глубокими знаниями в области психологии, чтобы

учиться развивать характер ребенка, организовывать общение в учебной

деятельности, приобретать специальные знания и навыки для внедрения

инновационных технологий в практику школьной жизни.

Преподавание - это творческий процесс, и результат творческой

деятельности

учителя

может

быть

представлен

как

инновационная

деятельность.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно

выделить его признаки:

- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;

- умение действовать самостоятельно;

- способность осмысливать педагогическую деятельность;

- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

1.

Альтруистические – быть полезным обществу.

2.

Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с

детьми, преподавать любимый предмет.

3

3.

Различные виды вознаграждения.

4.

Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е.

наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать

себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к

Главная

особенность

педагогической

деятельности

учителя

в

начальных классах заключается в формировании базы развития устной и

письменной речи ребенка, тем самым готовя его к осознанному усвоению

основ наук. Вместе с тем учитель, создавая образовательную среду, готовит

младшего школьника к активному участию в жизни общества.

Таким образом, личность учителя отражается главным образом в

действии профессиональной деятельности, ее эффективности, как результат

компетентной самоорганизации. Педагогическая деятельность эффективна,

если она совместна, скоординирована и направлена на достижение конечной

цели - развитие личности учеников, их обучение и воспитание.

Профессионально-образовательная деятельность учителей начальных

классов имеет специфику, которая заключается в обеспечении их подготовки

по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, в

части осуществления широкой, внеклассной воспитательной работы.

Профессиограмма учителя начальных классов отражает значительное

количество интегративных компонентов его образовательной деятельности,

которая

сочетает

в

себе

функции

учителя-предметника

и

классного

руководителя и, следовательно, создает постоянную потребность в развитии

его педагогических навыков.

Речь идет о формировании педагогического мастерства у первого

учителя, призванного в три-четыре года осуществлять познавательную и

воспитательную

работу

с

младшими

школьниками,

их

родителями,

коллегами, сообществом, независимо от физического и духовного здоровья

ребенка, формирование личности, способной к сотрудничеству, гармонично

позитивному отношению к обществу, самовыражение и творчество.

4

Педагогическое мастерство проявляется в умении воспринимать и

оригинально

решать

профессиональные

задачи,

используя

наиболее

подходящие средства, успешно взаимодействовать с окружающей средой,

особенно в необычных ситуациях, создавать оригинальные продукты,

имеющие личностную и социальную значимость, в умении создавать новое, в

нетрадиционном подходе к организации преподавания образовательного

процесса,

способность

творчески

решать

любые

профессиональные

проблемы, взаимодействовать с учениками, коллегами, родителями детей,

способность развивать творческие способности детей, которые должны

отражаться в поведении, стало бы для них нормой.

Компоненты педагогического мастерства разных типов: внутренние -

мотивационные, когнитивные, рефлексивные, внешние - организационные,

деятельностные, продуктивные.

Личность учителей начальных классов чрезвычайно многогранна, и в

каждом конкретном случае есть определенные ценные моменты. Этот

учитель начальных классов сочетает в себе две специальности. Он должен

быть специалистом не только по тому предмету, который преподает, но и

учителем и воспитателем, то есть сочетать в себе мастерство учителя и

воспитателя.

При любом подходе к определению содержания образовательной

техники постоянно поддерживается ряд элементов, а именно культура

общения,

саморегуляция

и

техническая

деятельность

(самоконтроль,

выносливость), управление бытовым благополучием, овладение вниманием

аудитории, выразительное отображение чувств и установок (мимика,

пантомима, внешний вид преподавателя), языковые навыки (голос, дыхание,

дикция, грамотность, гибкость интонации, эмоциональная выразительность и

т.д.)

Характерные

особенности

самообразовательной

деятельности

позволяют нам подробно рассмотреть навыки самообразования будущих

учителей начальных классов, к которым относятся:

5

- целеустремленность (ориентация, определение целей);

-

рациональное

планирование

и

организация

самостоятельной

познавательной

деятельности

(проектирование

собственных

действий,

регулирование

времени,

выбор

о

формах,

методах,

источниках

самообразования, создании оптимальных условий для самообразования и

организации рабочего места);

- информационно-поисковые навыки (поиск, отбор актуальной

информации, использование ее для генерации новых знаний);

- навыки обучения и информирования;

- творческие навыки, основанные на рациональном использовании

информационно

-

коммуникационных

технологий

(преобразование

информации по дороге на работу);

Следовательно,

изучение и анализ

педагогической

деятельности

учителя позволяет определить диагностический компонент в структуре

педагогической деятельности, который является неотъемлемой частью

деятельности учителя.

Современный учитель начальных классов - это учитель, воспитатель,

организатор

детской

деятельности,

активный

участник

общения

с

учащимися, их родителями и коллегами, исследователь педагогического

процесса, консультант, воспитатель и общественный деятель. Он постоянно

повышает уровень своих профессиональных навыков и педагогического

мастерства, совершает творческие поиски нового.

6



В раздел образования